24-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Был такой знаменитый и прославленный философ Н.А.Бердяев, и знаменит он был тем, что ставил свободу выше всего: выше любви, выше личности, даже выше бытия как такового и Абсолюта (а для философов это круто, удивительно и вообще почти что нонсенс). Что было в начале? Бердяев считал, что не слово и не Бог, а именно свобода. А теперь представьте себе такую же абсолютную и ничем не детерминированную свободу в творчестве. Русскоязычный минский коллектив Солнце Находит Себе Глаза я сходу и с самого первого знакомства с песнями этой команды тут же окрестил для себя нашим отечественным аналогом Grateful Dead и чем больше слушал их музыку, тем больше убеждался в справедливости данной аналогии. Не музыка, а единая стихия. Не песни, а бесконечный живой процесс психоделической импровизации. На связи лидер проекта вокалист Ярослав Хомченко, который рассказал мне множество неожиданных и удивительных вещей. Интервью из серии “for your consideration”
Доброго времени суток, поздравляю с выходом второго альбома! Как так вышло, что он получился настолько противоречивым и панковским в своей первой части?
Добрый день! Спасибо за поздравления.
Ну, это вышло не случайно, именно такую задачу мы и решали – сделать неудобный, сложный и странный альбом. Я очень доволен результатом – вышло как раз то, что и хотелось.
Где нашли такое говорящее название и как его всё-таки правильно интерпретировать? Метафизическая мясорбука – это песни на метафизические темы, которые действуют на сознание как мясорубка?
Словосочетание «Метафизическая мясорубка» пришло ко мне, скорее всего, во время размышлений о том, где мы вообще находимся, об этом неизвестном и противоречивом мире на который мы обречены по рождению. Не говоря уже о том, что мы и сами те еще хищные птицы. В последней песне (или композиции) альбома оно развернуто чуть более подробно – «человек, несчастная жертва бесконечной метафизической мясорубки». На обложке ее иллюстрирует наша планета. Красивое название, звучное. И есть в нем такой древнегреческий ужас, столкновение с жестоким роком, взаимодействие с опасным неизвестным. Размышлять о нем можно в этом направлении. Думаю, название этого альбома само по себе наша большая творческая удача.
Безусловно, мы сознательно собрали в этот альбом песни на какие-то метафизические, оккультные и психорелигиозные темы, но кроме песни про завод, они не должны действовать на сознание как мясорубка – не уверен, что у сознания вообще есть мясо, чтоб его перемалывать.
Хм, получается почти по Стругацким, у которых в “Граде обреченном” была идея, что наш мир и наша планета – один огромный экспериментальный полигон. А ваша метафизическая мясорубка персонифицирована, за людьми на нашей планете кто-то наблюдает или всё только случайное сочетание случайных обстоятельств и игра природных стихий?
Идея экспериментального полигона мне нравится, завораживающая, можно посмотреть на обстоятельства нашей жизни на планете и под этим углом. В такой идее заложен некоторый потенциал и к исследовательскому интересу, и к личному подвигу. Если за этим кто-то наблюдает – ему можно только посочувствовать. Как оно обстоит на самом деле - наш альбом он не дидактичен в этом смысле, мы говорим о вещах больше связанных с внутренними фактами человеческого опыта, психической реальностью. Человек сложное существо: есть рациональная сторона человеческой жизни, но есть и иррациональная. Есть Аристотель, но есть и Пан. Есть мир логики и физических законов, но есть и пространство мифа, поэзии, музыки, тонких чувств. Вот это и есть метафизическая мясорубка – выдержать всю полноту человеческого опыта и нигде себя не предать, и не обокрасть.
У вас вообще с названиями полный порядок, и название группы – не исключение. Как вы нашли себе такое звучное и яркое имя, или, может быть, оно нашло вас?
Солнце находит себе глаза – это архетипический мотив, который существует во многих первобытных культурах. У ацтеков, в африканских культурах и прочих. Хотя он выражен у всех по-разному суть примерно такова: солнце спускается под землю, сражается там с ужасным змеем, отбирает у него глаза и, собственно, начинает видеть. Можно трактовать этот миф с вполне современных психотерапевтических позиций – нисхождение из мира бесплотных идеалов в мир жестокой материи, столкновение с травмой или личной трагедией и, затем, если, конечно, солнце побеждает – обретения более широкого и, что важнее, реалистичного взгляда на вещи. Но у любого мифа существует множество трактовок, и этот мотив можно трактовать не только психотерапевтически, но и поэтически, или магически, по-разному. Миф можно почувствовать телом.
А вот загадка для читателей. У нас есть логотип, и на нем изображен только один глаз у солнца, хотя, в названии глаза во множественном числе. Вопрос – сколько их, где они, и на что они смотрят?
- Может быть ещё три? А смотрят они на людей, на природу, на творящуюся в нашем мире метафизическую мясорубку и на другие солнца?... Совсем далёк от правильного ответа?
Хороший ответ, мне нравится. Особенно про другие солнца. Я об этом не думал, но это очень важно.
Мой ответ немного другой, но я его пока оставлю в секрете.
А какие книги вы читаете, какой у всех этих ваших метафизических размышлений базис интеллектуальный базис? Влияния Кастанеды присутствуют?
Своего первого Кастанеду я прочитал в седьмом классе. В данный момент у меня на тумбочке «Символы трансформации» Юнга, «Белая Богиня» Роберта Грейвза, сборник стихотворений Жана Жене – это из того, что как-то коррелирует с темой альбома. Но то, что мы делаем, в тексте, в музыке – это не интеллектуально, в том смысле что никто не гонится за какими-то цитатами, фишками или чьими-то мыслями. Мы идем за личными смыслами и ощущениями - музыкально и поэтически. Но культурный багаж он, конечно, все равно влияет, от культурной деформации никуда не сбежать.
Как вы пришли к идее переосмыслить поп-хиты и кино-классику?
Если речь идет о песне «Черный шар» - по-моему, мы стояли зимой в лесу у костра с ребятами, передавали мясо по кругу, и я ее напел экспромтом. А дома уже записал текст, как вспомнил.
Вообще я думал в этом альбоме собрать как раз именно такие вот песни, каверы-пародии, полуавторский материал – они все были написаны случайно. Но альбом как бы пророс иначе через них и к концу развился в нечто совершенно другое, чему мы все очень рады. Часть песен такого типа осталась за бортом, но, может быть, придет и их время. Там есть хорошие находки.
Какую из этих песен вам было веселее и легче всего переделывать?
Даже не знаю – все они родились сами, произошли сами собой. И такие песни – они все легкие и веселые. Чаще всего на репетициях мы играем «Пеплом стать» - вероятно, она и есть любимая из цикла переделанных, ее просто классно играть вживую. «Надо покаяться», например, я написал очень давно, лет 16 назад – когда ехал в автобусе домой со школы. Я тогда две написал сразу, держась за поручень. Вторая на Yesterday – я олень, я не знаю, что мне делать с ней, я не знаю, что мне делать с ней: она овца, а я олень. Там про зверей в лесу. И самое сложное было добежать из автобуса до дома и записать тексты для обеих, ничего не забыть. С полностью авторскими песнями дела обстоят иначе.
А «Бриллианты» - я тогда взял в руки гитару после долгого перерыва и хотел спеть трагическую песню ВиаГры, как женщина меняют душу на материальные блага и превращается в киборга, как Лао-Цзы в колодец, но вспомнил только аккорды «Все идет по плану», а текст оригинала тоже не до конца и получился такой вот гибрид. Хорошая песня, мне нравится.
Христианские радикалы уже обращались с просьбой передать им права на “Надо покаяться”, чтобы использовать её в качестве своего общинного гимна?
Думаю, мы не обладаем правами на эту песню, но если они обратятся с подобной просьбой к своему хозяину, он обязательно вдохновит их на собственную песню, еще лучше нашей. А так то – конечно, пускай поют. Приятно, если наша музыка кого-то подбодрит в собственном духовном подвиге.
А в целом вам понравилось делать такие кавер-версии? Можно от вас в будущем ждать чего-то подобного?
В ближайших планах нет, хотя так-то никто не знает. Но сами песни уже имеются, надежно лежат в шуфлятке. Просто запись этого всего – ресурсозатратное дело, а сейчас время сконцентрироваться на других вещах.
Как думаете, было бы интересно переиграть какие-то более серьёзные группы, скажем, классику психоделического рока вроде Grateful Dead, Gong, Caravan и Pink Floyd?
Ну, я так-то не до конца уверен, что Гонг или Пинк Флойд это более серьезные группы, чем ВиаГра. Тут не нужно забывать, что рептильный мозг намного древнее, мощнее и глубже, чем корковые структуры. Великое древнее зло это намного серьезнее, чем попытки его оправдать, одомашнить и эстетезировать. В конечном итоге Моргенштерн всегда побеждает Оксимирона.
А вообще у меня есть несколько переводов на русский язык Боба Дилана, Нила Янга, Пи Джей Харви, группы Лайбах. Но не знаю, когда доберемся до этого.
То есть если девчата из ВиаГры и их продюсер вдруг вздумают сделать с вами какой-то совместный перформанс, упорствовать не станете и согласитесь?
Конечно, это будет честь для нас. Но, надеюсь, их продюсер никогда про нашу песню не узнает. Есть предположение, что их ответный перфоманс нам может не понравиться.
Откуда взялось столько мата и экспрессии?
Песня про завод я написал, когда работал токарем на заводе колавых тягачей, стоя за станком в холодном цеху, «Бриллианты» о женщине, прямо сейчас теряющей душу и всякую надежду, «Лунный календарь» – аллюзия к такому пацанскому дворовому рэпу, душевному. А в остальных песнях вроде мата и нету.
В повседневной жизни и в быту вы много мата обычно используете?
По делу используем, да и ради хорошей шутки всегда можно ввернуть как следует. Мат – сильный языковой инструмент, глупо им не пользоваться, но и неуместное использование тоже так себе затея. Дело же не в мате, а в свободе владения собственной речью. Я не люблю, когда слова становятся паразитами, употребляются бесконтрольно, а в остальном не вижу в мате никакой проблемы.
В каких обстоятельствах родилась идея песни “Кожаная морковь”? Что вдохновило и стало катализатором для создания такой объёмной и внушительной истории?
Ох, даже не знаю с чего и начать. Такая вот песня, не добавить не отнять.
Продолжение этого шикарного космогонического эпоса не планируется? Как насчёт записать целый концептуальный альбом на эту тему?
Мне кажется, что весь альбом «Метафизическая мясорубка» он и есть, как бы это сказать – лучшая среда для проращивания этой песни. Там и продолжение есть в альбоме, и приквел, и тупик, и катарсис, и развитие этой темы и смыкание. Это же все про нашу жизнь.
А куда нас, как группу, заведет продолжение занятий искусствами – мы еще не знаем. Но морковью я очень доволен – если бы я как слушатель такое услышал, особенно в детстве, я бы сильно впечатлился.
А что бы впечатлило? Космогонический размах, масштаб идеи и объём текста или что-то ещё?
Это все разом. Тут я бы не говорил о масштабе идеи – вся песня это единственная метафора, метафора поиска – пойди туда не знаю куда, принеси то, то не знаю что. Просто эта метафора подробно и по-разному разворачивается. И музыкальная часть, особенно ближе к концу – мне захватывает дух.
А в чём вообще смысл вашего творчества? Это желание и попытка показать, что “можно гнать что угодно и будет духовность и медитация всё равно”?
У нас нет какой-то конкретной, неизменной или идеологической задачи. Только свобода, только хардкор. Мы просто занимаемся творчеством и этого достаточно.
Точно так же мы, как бы это сказать, не очень ориентированы на слушателя. Т.е. мы не делаем никаких скидок на то, что это кто-то еще будет слушать, и мы должны быть, к примеру, понятными или играть ровно в ноты. И в этом есть, кстати, уважение к слушателю – мы не хотим навязать какое-то конкретное впечатление, а приглашаем в путешествие вместе с нами. Да, может быть путешествие это и есть, возвращаясь к вопросу, суть нашего творчества, это хорошее сравнение. Мы раскрываем какое-то музыкально-литературное пространство и приглашаем внутрь. И сами тоже точно так же туда всматриваемся.
А куда путешествуете? Есть конкретное направление и адрес или здесь путешествие ради путешествия, смысл в процессе путешествия, а не в конечной цели?
Да, больше это процесс. Я не люблю песни, которые пишутся для того, чтобы привести слушателя к конкретной, конечной цели. Это идеологическое творчество, в нем нет жизни, нет черного колодца, в который можно нырнуть за неожиданными сокровищами. Если бы у меня был какой-то конкретный адрес, какая-то идея, которую я считал бы правильной, что-то уже известное – я бы встал на эту опору и все равно писал бы о проблематике, которая мне непонятна. Просто уже из этой точки. Я бы не стал описывать саму эту точку или кому-то ее продавать. Потому что мы занимаемся музыкой. Если бы я создавал банду боевых ниндзя-коммунистов, то, конечно, тут уже надо было бы думать, куда это путешествие.
Говорят, в каждой шутке всего лишь доля шутки, а всё остальное - правда и проза жизни, у вас в творчестве тоже так?
Да, у нас в творчестве все как в жизни, в шутке, в прозе и в правде. А еще мы в доле. Но так говорят.
Что можно и нужно сделать, чтобы адекватно расставить приоритеты, настроиться на нужную волну и без проблем воспринять ваш коктейль из серьёзного и ироничного на альбоме “Метафизическая мясорубка”? И какую литературу вы сами читаете в плане саморазвития и удовольствия? Быть может, даже могли бы что-то порекомендовать для обязательного прочтения тем, кто хочет лучше понимать ваше творчество?
Нужно больше бывать на природе, в лесу, в беларуских болотах замечательных, мшистых, ходить к реке. Это главное. Почитать – ну мы, конечно, все ультраначитанные, насмотренные и наслушанные, и еще побитые жизнью – у нас очень интересные ребята в группе, тертые калачи, язычники, философы, когнитивно-поведенческие терапевты, а барабанщик так вообще математику преподает. Но это все не так важно, как слушать лес, смотреть на огонь, раствориться в озере, слушать себя и других людей, брать детей на руки. Надо больше заниматься настоящими вещами, а почитать – Пушкин за вас почитает, и тогда не будет никаких проблем с тем, кто там какую глупость написал и как это воспринять.
То есть важнее практика и реальное действие, чем даже самая возвышенная и полезная теория? Мне в этой связи герой книг Серкина вспоминается… близко вам такое?
Да, я читал Серкина – у него хороший собирательный образ, романтический. Безусловно, практика важнее теории. Теория важна, если она помогает с практикой собственной жизни. Но чрезмерное увлечение теорией, в общем-то это и есть некромантия, создания пустых мертвых конструкций в своей голове, не наполненных ничем, ловушка лжи и самообмана.
Кроме поедания мяса на природе, какие ритуалы и особые практики практикуете? Мантры и раскрашивание мандал случается?
Особые практики находятся под особым секретом.
А почему при такой любви к родным беларуским болотам вы всё-таки поёте на русском, а не на родном языке?
Я очень люблю Беларусь и беларускую природу, многие ключевые события моей жизни связаны именно с негородской Беларусью. Но я так же люблю моря и горы, которых у нас нет. Обожаю Выборг, места между Питером и Карелией – там я так же провел много времени в юности.
Русский язык – я на нем думаю и мне на нем пишется. Беларуский для меня – это язык сказок, и он, кстати, более мелодичный по звучанию, т.е. более подходящий для песенного творчества. Можно, например, послушать Песняров чтобы лучше почувствовать фонетику языка. К сожалению, я владею им не так свободно, как русским. Однако, у нас на первом альбоме есть песня на беларуском, написанная Ромом Бернштейном.
Как считаете, у альбома есть какие-то противопоказания? Кому, кроме патологически серьёзных людей, его не стоит слушать?
Думаю, если человеку неприятно то, что он слышит, если его что-то оскорбляет (наверное, там есть не самые политкорректные места, хотя цели кого-то расстроить у нас точно не было) – то не надо слушать. А если нравится – то и мы рады, и вам хорошо.
Какой из новых треков вам самим нравится больше всего?
Лично мне - последний. Возможно, потому что он последний из написанных, среди всех песен на альбоме. Последнее всегда немного дороже. Ребятам – всем разное нравится, кому «Завод», кому «Бриллианты», кому «Ведьмин поезд».
Каково это вживую исполнять песни вроде “Кожаной моркови”? Народ не впадает в летаргию в зале? Вам самим не доводилось входить в транс, когда репетировали и исполняли вживую такие и подобные композиции?
Они, кстати, эти наши длинные монотонные баллады вживую органичнее звучат, чем на записи. Мы их играем все время по-разному, там сплошная импровизация, легко могут подключаться разные музыканты – сплошной кайф. И, конечно, когда это все звучит очень громко, музыка делается прямо на глазах в настоящий момент, все эти музыкальные сплетения создаются, это очень здорово. Когда мы их писали на альбом – тоже играли все в пачку, с импровизациями, хотелось зафиксировать именно этот живой процесс.
То есть всё в точности как у Grateful Dead – не столько музыка, сколько стиль жизни и бесконечное экзистенциальное впечатление? А как вам этот коллектив? Честно говоря, никак не могу отделаться от ощущения, что Солнце Находит Себе Глаза - это русскоязычный Grateful Dead….
Спасибо большое! Это очень лестное сравнение. Конечно, мы знаем и любим Grateful Dead, и их творческий метод мне крайне симпатичен и интересен.
В моем понимании, да, важна не сама музыка, в смысле партий и нот, сколько поток, смешение энергии разных музыкантов. Но это для меня, у нас в группе у каждого есть собственный взгляд на то, что мы делаем и собственная система приоритетов.
Родственники и домашние животные как относятся к трекам вроде “Кожаной моркови”? Критиковать пытаются или давно убедились в бесполезности подобных занятий?
Все, кто слышал – всем нравится. Да и как можно критиковать «Кожаную морковь», это как критиковать скалу. Она просто такая, какая есть и она не пытается быть чем-то еще. К «Кожаной моркови» с критикой особо и не подберешься.
Говорят, ваш третий альбом будет ещё более монументальным и концептуальным, это действительно так?
Нет, не совсем. Судя по всему он как раз будет более лирическим, красивым, камерным. Точно не таким эпатажным. Он будет больше похож на первый, но более размеренный и спокойный. Хотя, опять же, пока пишешь, многое меняется, в том числе и состав песен. Поэтому точно не обещаю.
Какой самый громкий и приятный комплимент вы слышали по поводу своего творчества? Что-нибудь вроде “ребята, это просто космос” и “я до сих пор не вышел из астрала, вы так упоительно прочистили мне чакры”, наверное? И как часто вас критикуют и посылают в разные неприятные места, услышав ваши треки?
Мне очень понравился комментарий – «Музыка для простых людей, то что надо!». Вообще, конечно, очень приятно, когда люди пишут. Иногда пишут в личку и видно, что слушают внимательно, задают вопросы.
Критика – чаще всего критикуют что плохо спето. Был хороший комментарий, мне очень понравился, про что-то что вместо вокалиста можно было положить микрофон в ведро и дать собаке его грызть и было бы примерно так же. Тематически как-то вообще пока особо не критикуют, к сожалению. Мы к критике нормально относимся, беззлобно, с любопытством. Я вот петь учусь, а если б не критиковали, ну тоже б учился, но с меньшим энтузиазмом. А вообще мы группа начинающая, нам каждый отзыв сердцу дорог, даже едкий. А добрые слова так вообще.
Помнится, Н.С. Хрущёв, когда его позвали на выставку художников-авангардистов, был очень красноречив и выдавал крайне специфические вербальные обороты наподобие “какие это художники, это пи**расы”! Если бы была такая возможность, стали бы дарить ему экземпляр вашей “Метафизической мясорубки”?
Да, конечно, подарили бы, может он от этого умер бы быстрее, а может добрее бы стал и красивее. Всяк во благо.
Ходят слухи, у Вас даже вышла книга. Это просто слухи и провокации или что-то такое действительно имело место быть?
Есть такая, красивая, с картинками. Там тираж небольшой, но если кому интересно – можно мне написать, я вышлю.
Что в ближайших планах?
Да, будем продолжать пробовать сделать что-то интересное, классное, чтоб самих впечатлило. Будем продолжать пробовать.
На какой ноте будем завершать это интервью?
Хочется пожелать всем успехов на пути познания себя и окружающего мира. А еще, тем кто бросает курить, чтобы бросили легко. А кто на работе – чтоб работа в радость! А кто рожать скоро будет – детишков хороших! Ну и всем – красоты и воли! Йоу!
Спасибо за интервью!
Спасибо и вам!