ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Удивительная смесь позитива, дружбы и взаимовыручки. Интервью с группой StaVroS.

16-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Они такие разные, у каждого из них свой характер, своё мировоззрение, свои увлечения и хобби, своё восприятие жизни и очень личное и индивидуальное отношение к этой самой жизни, но они всё равно снова и снова встречаются на репетициях, а затем записывают и играют то, что у них получается, вживую на сцене. Вы, наверное, уже поняли, это я о группе StaVros. Эти музыканты называют своё музыкальное кредо арт-роком, но даже арт-рок они понимают очень по-своему. В их творческой лаборатории много всего непонятного и как будто противоречивого, но звучит это естественно и интересно, а причина тому – их искренняя увлечённость своим делом и органическая потребность в таком совместном музыкальном самовыражении. “Это наш способ общаться с миром” – говорят они о своей музыке, и их добрые хоррор-истории на стыке готики, рока, регги, металла и фолка действуют как увлекательный литературный фэнтези-квест со всеми втекающими и вытекающими. Кстати, это интервью тоже похоже на квест: оно такое же длинное, непредсказуемое, временами похоже на головоломку, но всё равно очень увлекательное и с массой самых интригующих “пасхалок” и “поворотов не туда”!

Алексей: Доброго времени суток, StaVroS! С каким настроением вы встречаете свою новую весну и чем весна-2021 особенная для вас?

Тимофей Глинкин (бас): С нетерпением. Настоящая русская зима это, конечно, хорошо, но уже хотелось бы солнца, тепла и шашлыков. А так, каждая весна особенна по-своему, мы же не стоим на месте, а учимся, изменяемся, открываем что-то новое в себе и в мире.

Алексей “Witchhammer” (клавишные): Доброго, Алексей. Ну, насчёт настроения пока ещё не определились. Но точно могу сказать: весна будет очень жаркой. Мы наконец-то переходим к строительству собственной студии, для нас это очень большой шаг, теперь мы сможем вдоволь наслаждаться различными экспериментами, не ограничивая себя во времени.

Сможем писать материал так, как хотим писать его мы сами, не растрачивая драгоценные ресурсы на полу-варианты (когда сделали что-то, но не так как хотели, как правило, это связано с финансовыми возможностями. Расценки на студии записи вы все знаете).

Кроме того, наконец-то можно будет заняться и мастерингом треков. Мы с Арсением планируем приобрести катушечный магнитофон и сумматор, так что будем стараться порадовать наших слушателей по-настоящему качественным звуком.

Помимо этого, также будут небольшие запуски в видеоформате: планируется выпуск нескольких песен с репетиции, возможно в формате онлайн, и также планируется запуск (пока только съемка ведется) нашего с Арсением обучающего курса по звуковой и световой аппаратуре “Stages & Studios”.

Довольно интересный проект, который мы изначально планировали реализовать для наших друзей, знакомых команд и просто людей, увлекающихся звуком и светом. Собственно, туда и войдёт видео о том, как смастерить студию своими руками, как замерить АХЧ помещения, как настроить компрессор, если он выполнен не в виде плагина, а в виде физического железного устройства, какими приборами при минимальных затратах можно будет осветить команду и т. д;

Также, возможно, будет пара уроков, посвящённых теории музыки. Не поверите, как много музыкантов задают мне вопросы по данной тематике! Ведь отсутствие хотя бы первичной базы очень серьезно сказывается на развитии творческого процесса в целом. Так что планов очень много, и надо максимально их реализовать и подготовиться к лету, так как в планах посетить ряд оупен-эйров и концертов.

Вячеслав Глинкин (вокал): C надеждой, ожиданием, тревогой и радостью в семейной и личной жизни. ))

Виктория: Здравствуйте! Расскажите немного о своей группе. Как так вышло, что вы застряли между разными жанрами и назвали всё это арт-роком, но вас по-прежнему можно увидеть на одной сцене и с металлистами, и с фолкерами, и с рокерами?

Тимофей: Не думаю, что «застряли» правильное слово. Мне кажется, что мы просто берём из каждого жанра то, что нам нравится и делаем из этого что-то новое, что-то интересное и оригинальное. И поэтому мы играем с представителями совершенно разных направлений – нам интересно.

Алексей: Виктория, мы честное слово, нигде не застревали. Давайте немного вернёмся к истокам.

Если говорить об образовании жанра ещё в 60х годах 20 столетия рок, который базировался на тритонах, и в основе которого была классическая народная музыка разных стран. Да, удивительно, но и русская народная музыка строится на этих базисах, равно как и блюз. Тоника, субдоминанта, доминанта и тоника - классический блюзовой квадрат, скажем, русская «троечка», строится на той же последовательности. В чем же отличие? Отличие состоит, прежде всего, в использовании других интервалов в гармонии и разных приемов в ведении мелодии. Что касается гармонии, то довольно часто мы можем услышать запрещённый в средники века тритон, так же в зависимости от страны, используются разные музыкальные лады. Что касается мелодии, она просто копирует устои различных наций, в зависимости от их культурного и географического положения. Например, для русской манеры исполнения присуще опевание устойчивых ступеней, в то время, как ирландский фолк в меньшей мере строится на этом принципе, отдавая предпочтение точному интонированию. Далее к новому направлению стали присоединять уже сложившиеся жанры: добавили фолк, получился фолк-рок, добавили блюз вышел блюз-рок, при попытке объединить академическую музыку и рок получился арт-рок. Однако, если говорить про классические арт-рок-команды, не так уж и много им присуще от стандартного академа. Я могу сказать, что они стали объединять с роком все, что было возможно и классику, и оперетту, и блюз, и джаз. Тем самым арт-рок стал более широким понятием, чем изначально заложенный в нем смысл.

Мы просто продолжаем развивать это направление по мере своих сил, вводить какие-то ограничения в стилях. Вот, что на мой взгляд самое губительное: «а роза будет пахнуть розой, хоть розой назови ее, хоть нет…». Поэтому лично мне комфортно играть в любом направлении, лишь бы это было осмысленно и интересно. Помню раньше в Москве было много джем-клубов, куда мог прийти любой музыкант, задать мелодию или ритм, к нему присоединялись другие, и музыка начинала заполнять клуб. Увы, сейчас таких заведений почти не осталось, а раньше я бывал в них минимум два раза в неделю. Сейчас такие заведения широко распространены в Европе.

Вячеслав: Потому что могём) А вообще… А почему бы и нет? Конечно, на этот вопрос более полно ответит герр Вичхаммер, но мне кажется, так просто интереснее – быть разными, меняться, как хочется и нравится.

Наталия Ногина (вокал): Мы ничего специально не делали. Само получается. ) Но, на самом деле, это здорово. Мы отлично подходим со своей музыкой к совершенно разным мероприятиям и площадкам, немного варьируя сет-лист. Таким образом люди с разными вкусами могут найти что-то близкое себе. Совсем недавно мы выступали на открытии художественной выставки в акустическом варианте. Это было камерное мероприятие в выставочном зале, и мы отлично вписались и туда.

Алексей: То есть иными словами арт-рок в вашем понимании – это максимальная эклектика и соединении в едином миксе как можно большего количества ингредиентов?

Алексей: Ну в целом, да.  На сегодняшний момент появилось и появляется огромное количество музыкальных направлений, по всему миру. Посмотрите, как активизировалась Азия! Они стали делать интересный контент, особенно, если говорить про Японию. Его приятно и интересно слушать. Даже Турция и Эмираты стали делать довольно интересные вещи. Правда они очень привязаны к этнической музыке, в отличие от Японии. Кроме того, много очень интересных стилей незаслуженно забыты. Например, сейчас мало где услышишь такой жанр, как пост-панк. А жаль, один The Fields of the Nephilim» чего только стоит. Так что очень интересно совмещать все это в одном альбоме или даже композиции. Это приносит свой колорит, и в целом делает прослушивание музыки более комфортной. Хотя безусловно, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Алексей: А что вас вдохновляет на то, чтобы быть такими разными, творческими, ни на кого не похожими и продолжать играть, не смотря ни какие преграды и испытания?

Алексей: Я не могу сказать на сто процентов, что мы на всех не похожи. Мало того, сложно, что-то не заимствовать играя в темперированном строе, а по большей части (я бы сказал в 99 процентах случаев), мы играем именно в нем. Кроме того, есть вопрос синхронности связей, даже не имея намерения взять что-то чужое, мы часто волей-неволей приходим к одному умозаключению. У меня, например, так произошло с «Последней Арией»: я придумал текст за несколько месяцев до выхода книги «Повелитель Звуков». Не могу сказать, что один в один, но общий сюжет налицо.

Если говорить про другие команды на сцене, да, мы значительно отличаемся от них - это и хорошо и плохо. Хорошо, что мы более разнообразны и, кстати, именно музыканты часто вдохновляются нашим творчеством. Однако, это приводит к тому, что у нас полная неразбериха с целевой аудиторией. Продолжать играть нас ничто не заставляет - это наш способ общаться с этим миром, и равнозначно возможность мира общаться с нами. Это естественный симбиоз. Для нас играть то же самое, что дышать. Лично про себя могу сказать, что без сцены я становлюсь совершенно диким, я бы сказал, у меня начинается ломка, и если ты не выступал больше двух месяцев, все твои мысли сводятся только к желанию поскорее очутиться на сцене.

Тимофей: Тут, наверное, стоит сказать, что мы были разными изначально. У каждого своё хобби, свои увлечения, свой бэкграунд, так сказать. Но, несмотря на это, мы находим точки соприкосновения, то, что нас объединяет, и из этого рождается охренительная смесь позитива, дружбы и взаимовыручки.

Арсений Повалишников (звук): В первую очередь, опыт работы с музыкой в разных жанрах, так как когда я пришёл в группу StaVroS, я ничего не знал о профессии звукорежиссёра. Но, благодаря Вичхаммеру, я освоил эту профессию и продолжаю совершенствовать свои навыки, а вместе с тем и совершенствовать музыку Ставроса.

Виктория: А ведь история барона и весь этот “могильный уют” выглядят очень по-хэллоуиновски. Что всё это значит лично для вас и нет ли у вас желания записать полноценный альбом по всей этой тематике?

Вячеслав: *red_heat_schwarzenegger_face.jpg* Vodka

Хэллоуин сейчас – это часть, на мой взгляд, новой мифологии и поп-культуры. Они оказывают сильное влияние друг на друга, а этот праздник – просто отражает их взаимодействие, объединяя разных персонажей разных эпох и легенд в единое, хоть и зачастую странное, действо. Так что у нас оба альбома, на мой взгляд – вполне хеллоуинские)

Алексей: Я никогда не заострял внимание на полноценном или не полноценном альбоме, для меня все это одно и тоже. Что касается, как Вы выразились, "хэллоуинской тематики" - это общая концепция команды, которая прослеживается и в первом, и во втором альбоме. В основе переднего плана любой нашей композиции лежит какой-то хоррор. Правда, иногда другие планы отодвигают передний план назад. Но музыка -  это живой организм, и сама песня в итоге определяет, как она будет выглядеть в конечном виде. Так что мы работали, работаем и будем работать с жанром ужасов и дальше.

Алексей: В последнее время в мире музыки вновь становится всё более заметным разделение на интеллектуалов-аристократов, которыми всегда были настоящие арт-рокеры, и на рубаха-парней вроде гранжеров, панков и хулиганистых грув-трэшеров. Не является ли название вашего нового EP тайным знаком для целевой аудитории и намёком на ваши симпатии в этой связи?

Алексей: Не знаю насчет намеков. По-моему, это прямым текстом сказано. Во всяком случае, я ничего не вуалировал. Насчет деления по классам - это было всегда. Согласитесь, сложно общаться о творчестве Эдуарда Мане и Клода Моне с человеком, который далек от живописи, тем более понимать детали и различия в их творчестве. Хотя, безусловно - это два совершенных разных течения. Лично я не пытаюсь, упаси меня Физика, кого-то оскорбить, но я прекрасно понимаю, что не смогу добиться захвата огромной ЦА именно из-за интересов различных людей. Кто-то хочет копаться в книгах, кто-то в двигателе внутреннего сгорания. Это не хорошо и не плохо, просто разные аспекты нашей жизни.

Вячеслав: Мммм, не думаю. Я, пожалуй, по характеру собственному – нечто среднее между панком и трешером, если мы говорим об одном и том же, конечно) Интеллектуальное аристократство – не по мне, сам термин как-то снобизмом отдаёт, а я себя самонадеянно снобом не считаю. То, что я пою – мне нравится. Но это не я сам, или не я весь.

Наталия: Для меня – примерно так же, как у Славы. Что-то мне, безусловно, близко от так называемых вами «интеллектуалов-аристократов», но в жизни я человек достаточно простой и приземлённый. Хотя, мне кажется, интеллектуал и сноб – далеко не синонимы. Поэтому мы просто пишем песни о том, что нас вдохновляет на данный момент. И, видимо, это как раз литература, легенды и игры.

Тимофей: Да, наша музыка сложна и многогранна, но это не значит, что мы не можем похулиганить. Конечно, не стоит ожидать, что мы запишем полностью панковский альбом, но задать жару мы вполне способны.

Виктория: А какие вы в своей повседневной жизни: что слушаете, как отдыхаете, что читаете и смотрите, какой кефир предпочитаете?

Алексей: Ну, по последнему вопросу однозначно "Старину Джона Дениэлса".

По поводу отдыха, в основном это изучение чего-либо. Либо физики, либо истории, хотя я не против почитать и художественную литературу, но в последнее время это в основном именно технические трактаты. Потом я достаточно много свободного времени трачу на творчество, так что фактически занимаюсь я именно группой. Мне, опять же, нравится экспериментировать со звучанием, изучать связи психоакустического воздействия на слух человека. Когда Алексей писал рецензию на наш альбом, я обратил внимание, что он написал "И даже нарочито грязный и какой-то небрежный звук совершенно не воспринимается как недостаток, а наоборот, кажется особой фишкой", -то есть мне было интересно создавать звук, который сможет передать настроение той эпохи. Кстати, если послушать Джери Ли Льюиса, у него можно услышать очень похожий эффект.  Таким образом, обычно свое свободное время я трачу на эксперименты.

Вячеслав: Слушаю, в основном, то, что нравится. У меня в плейлисте на данный момент Мельница, Ленинград, Ария, Агата Кристи, Тимур Шаов, Иваси, F.P.G, Timestorm… Это те, кто вспомнились в первую очередь) Люблю велосипед. Езжу много, в том числе на репетиции и иногда на концерты. Частенько на основную работу. Читаю много, но, в основном, всякий экшен-мусор, поскольку очень хорошо визуализирую прочитанное, и чтение для меня, в основном – способ расслабиться. Сейчас перечитываю Головачёва, например) Из кефиров предпочитаю пшеничные нефильтрованные сорта, особенно те, что промаркированы как dunkel weiss с первыми цифрами штрихкода от сорока до сорока четырёх. «Из коньяков я предпочитаю водку»

Наталия: Вы попали в точку: я предпочитаю кефир. И кофе. К алкоголю отношусь очень спокойно, могу вообще обходиться без него. Наверное, поэтому я в группе – главный водитель. )))) Из увлечений, в первую очередь, это всё, что связано с машинами. Очень люблю автопутешествия, поэтому каждое лето стараюсь выбираться в какие-нибудь дальние поездки. Люблю ездить на велосипеде и играть в бадминтон, а ещё хорошие книги, фильмы и рукоделие. Хотя, времени в повседневной жизни совсем не много. А работаю уже много лет в сфере культуры. Занимаюсь видео, рекламой и графическим дизайном.

Арсений: Мы разные! У всех работа, семья и другие хобби. Лично я студент медицинского, хожу в походы и занимаюсь альпинизмом. Из кефира и морепродуктов предпочитаю ром.

Алексей: А как вы в целом относитесь к религии и религиям, в том числе к архаическим религиозным формам вроде анимизма, шаманизма и практик вуду?

Алексей: Интересный вопрос. Я довольно долго изучал теологию. Мой троюродный брат -  митрофорный протоирей греко-румынской православной церкви, так что с Писанием я знаком довольно детально. Пришлось находить слова, чтобы давать отпор религиозным воззрениям. Я лично всегда больше верил в физическую составляющею вещей, хотя и признаю субстанцию, но она, опять же, во многом определяется законам физики, просто иного порядка.

В студенческие годы активно изучал апокрифы и увлекся эзотерикой: Блавацкая, Кроули, Кастанеда и прочие. Также изучал средневековые трактаты и буллы, благо с латынью у меня все не очень плохо. Уже позже пытался разбираться в более замысловатых текстах того же Джона Ди или господина Франклина. Изучал розенкрейцеров и масонов, кстати, последние довольно сильно повлияли на творческую составляющую нашего коллектива. Что касается отношения к различным практикам: безусловно, они есть, я лично сталкивался с рядом вещей, которые тяжело объяснить простым рациональным мышлением. Однако, физика, если не знаешь ее свойств - это тоже магия. Если бы вы показали средневековому крестьянину телевизор, вероятнее всего, вы бы жарились на костре.

Вячеслав: Ну… чтобы не пользоваться обсценной лексикой, отвечу как товарищ А.Крупский в одном из интервью: «Бизнес».

Алексей: А каким образом вольные каменщики их последователи повлияли на творчество StaVroS, если не секрет? У вас тоже тайное общество закрытого типа?

Алексей: Честно сказать, масоны в меньшей степени затронули наше творчество. Скажем орден Золотой Зари гораздо чаще появляется в наших песнях. Безусловно есть отсылки и к ложе, в том же «Звездочете» есть фраза «Ты видел наш мир и миры иные». Да, безусловно, это отсылка к каменщикам, и, прежде всего, к «Ритуалу древних обязательств». Но здесь стоит отметить два факта: первое - это произведение посвящено моему отцу, следовательно, я не мог не воспользоваться возможностью приписать его к масонам, так как это главный конструктор; второе - это тот факт, что сам Нострадамус родился в 1500-х годах, в то время как сама эзотерическая направленность ложи относиться уже к так называемой спекулятивной временной линии и приходится на 1717-е года, если ничего не путаю. Исходя из вышеизложенного, могу сказать, что, безусловно, отсылки есть, но их гораздо меньше, чем на иные эзотерические ордена и конкретных алхимиков или философов. Ну а насчёт секретного общества StaVroS, у нас есть культ Сольфеджио, вспомнить один Сайлент Хилл «Ты не вечен - А сольфеджио - Вечен».

Наталия: Хе-хе! Да, Вичхаммер поклоняется Сольфеджио и активно обращает нас в свою веру. Не все обращаются. ))) Ещё у нас есть игра "Объединение вселенных", где каждый из нас - какой-то  персонаж из выбранной им игры, кино или литературных произведений. Когда это всё собирается вместе, звучит и выглядит весьма забавно. А на основе наших собственных песен тоже много шуток, баек и прочего. Так что можно считать, что Ставрос - это своеобразное "тайное общество". )

Виктория: Как так случилось, что вас привлекла такая мрачная и некротическая тематика?... Почему не петь о светлых эльфах и безоблачных пикниках не летнем лугу в ясный полдень где-нибудь в первых числах июля?

Алексей: На самом деле, мне всегда нравились, готические новеллы. Еще будучи в начальной школе, мы с друзьями придумывали страшилки, сидя у костра. С фэнтези как с таковым я столкнулся значительно позже, уже в конце средней школы. И, да, пару лет мне казалось это интересным, но не более. И вот я вновь вернулся к Кингу и Байрону, Шелли и Стокеру, затем были Лавкрафт и Баркер, последние оказали на меня огромное влияние. И довольно много произведений написано по ним. Именно первородный ужас будоражил мое сознание, и именно его  я стал использовать в своих первых работах, еще в группе Таларион. Кроме того, я был и являюсь большим фанатом серии игр «Resident Evil» и «Silent Hill». Причем настолько, что даже приставку покупал, лишь бы поиграть в эти игры (остальное время она просто пылилась). Поэтому это, наверное, какой-то фетиш для меня. Кроме того, при прочтении или просмотре ужасов выделяется адреналин, нейроны реагируют на все быстрее, зачастую не правильно истолковывая полученную информацию (спасибо норадреналину и кортизолу), таким образом визуальная, и что важнее, слуховая картина преображается. Мы начинаем слышать нечто другое, и наше тело начинает реагировать на это, подсознательно погружаясь все глубже в саму историю, в его планы и реалии. Безусловно, для этого приходится много экспериментировать с психоакустикой, например, Акира Ямаока (основной композитор серии игр «Silent Hill») использовал звуки бор-машинки для нагнетания атмосферы, в «Храме» (эта песня еще не выпущена и войдет в наш новый альбом) я делал подложку из скрежета металлического предмета о стекло. Иными словами, я вызываю подсознательную тревогу прямо при прослушивании композиции, заставляя сознание слушателя погружаться все дальше в мир страха и безумия.

Вячеслав: Скуууууушно.

Наталия: Это Вичхаммера она привлекла, а мы просто следуем заданной теме. Как-то даже прониклись уже. )

Алексей: А как так случилось, что вы, такие в общем-то взрослые и уравновешенные люди, столько времени уделяете компьютерным играм? В играх есть что-то особенное и незаменимое для личностного развития и творчества, чего нет в книгах или в фильмах, как считаете? Вот я, к примеру, к играм не обращался уже лет двадцать пять, можно ли сказать, что я что-то потерял и упустил? И был ли бы StaVroS таким, каким мы знаем его сейчас, если бы вы не увлекались компьютерными играми и не играли в них?

Алексей: Насчет много времени я не соглашусь. За весь год на игры я трачу около двух недель, может трех, все остальное время моя «сонька» покрыта толстенным слоем пыли. Потом, я играю далеко не во все, а только в серии игр, с которыми знаком с детства.

Еще одним интересным фактом мне кажется то, что, зачастую, в играх сюжет продуман гораздо детальней, чем в книгах (один «Uncharted» чего только стоит!). Я уже молчу про фильмы. Также в играх много внимания уделено мелким деталям или предметам, что косвенно дает отсылки к второстепенным планам и может натолкнуть игрока на собственные мысли, касающиеся той или иной ситуации или персонажа. Мы тоже, по сути, оставляем в наших песнях такие мелочи-отсылки, чтобы наши слушатели сами могли найти их и определить для себя их значения в наших композициях. То есть во многом мы похожи на разработчиков видеоигр. Ну а на вопрос, что было бы с группой, если бы мы не увлекались компьютерными играми, я затрудняюсь ответить. Как известно история не терпит сослагательных наклонений, но я больше склоняюсь к ответу «нет».

Вячеслав: Игры, вопреки расхожему мнению, отнюдь не ведут к деградации. Скорее, просмотр официальных телеканалов может служить её причиной. Игры же тренируют реакцию, сообразительность, любопытство, в конце концов. Пресловутые танчики, например, могут стимулировать кого-то к прочтению длиннейших трудов по танковой истории, по истории Второй Мировой, углубиться в конструирование… ММОРПГ – про взаимодействие, игру в команде, социализацию. Про Майнкрафт я вообще молчу, там люди автоматизируют постройку метрополитена, как я недавно узнал))

Без компьютерных игр мы все были бы другими. Даже те, кто в них не играет. За последние лет 20 индустрия обросла изрядным культурным и субкультурным слоем, неимоверным количеством социальных связей и сопутствующих бизнесов, и оказывает влияние на мир, уже соизмеримое с кино. Да, могут быть поводы для критики индустрии и отдельных её представителей, но и с кино – то же самое. Так что КИ – важная часть нас и общества, и без них, несомненно, мы все, в том числе и StaVroS, были бы не теми, кем являемся сейчас.

Алексей: Отличалась ли атмосфера работы над вторым EP от того, как и с каким настроением вы трудились над своим дебютным релизом? Можно ли сказать, что во второй раз всё было мрачнее и сумрачнее, инфернальнее и напоминало викторианскую вечеринку или бал вампиров?

Алексей: Безусловно, атмосфера отличалось. Хотя, если говорить про настроение, то, на мой взгляд первый альбом явно мрачнее, а трек "Welcome to Silent Hill" для меня до сих пор номер один из всего, что сделала команда. Но в целом, атмосфера при создании определялась составом участников. Если в первом альбоме, очень много протяжных лиричных соло партий гитары и клавишных, во втором - основная роль отдана пентатонике и джазовым стандартам. Безусловно, писать такие темы проще и веселее, в конце концов нельзя все сводить исключительно к мрачному настроению, иначе будет уже не страшно, а нудно. Кроме того, первый альбом более выдержан в едином стиле, в "Сказках Барона Субботы" нашли свое место композиции различных жанров - от регги до буги-вуги. И задача стояла придумать, как объединить их в одну концепцию. Тут на помощь пришел опыт в организации концертов. По сути, мы с Тимофеем (басистом)  придумали идею, что несколько разных коллективов собрались под одной крышей и рассказывают разные страшилки про свою страну. Но, как обычно, вмешался случай, и решено было переделать все это под концерт, в каком-нибудь захолустном баре в Луизиане, где-то в 60-х годах прошлого века. И именно эта концепция в итоге стала общей для всего альбома, как я уже говорил, музыка сама решает какой ей быть.

Вячеслав: Мы делали то, что нравится. В обоих случаях атмосфера была крайне позитивная, кроме тех случаев, когда приходилось что-то перезаписывать по пять-шесть, массаракш, раз. Но поржать успевали всегда. )

Виктория: Что-то подсказывает мне, что у такой группы как StaVroS в активе целая куча забавных, поучительных и курьёзных историй, которые приключаются (просто обязаны приключаться!) с вами на концертах, по дороге на концерты и репетиции, в булочной, на отдыхе и вообще везде… Можете припомнить сейчас какой-нибудь случай из такой серии?

Наталия: О, да! У нас всё время что-нибудь смешное происходит! Так даже специально и не вспомнишь, больше по случаю. Хотя, вот одна история.

Однажды Вичхаммер вышел в магазин, до которого быстрым шагом пять минут ходьбы, и исчез на целый час. Мы уже думали, что что-то случилось. Когда он вернулся, спрашиваем:

- Ты куда пропал?

А он отвечает:

- Я встретил «свидетелей Иеговы».

- И они тебя заболтали?

- Нет, это я их заболтал!

В общем, Лёша так загрузил сектантов своими представлениями о религии, что они не знали, как бы от него отвертеться. Самое забавное, что через пару месяцев он опять встретил их у того же магазина, но они, завидев его, дали дёру. )

Теперь вы понимаете, как рождаются наши тексты? ))))

Алексей: Я уже говорил, что практики есть, и они работают. Зачастую, не так, как мы можем это осознать. Но я лично сталкивался с вещами, которые сложно объяснить, руководствуюсь одним лишь логическим мышлением. Одна из таких граней  - это театральная чертовщина, поверьте, на что я только не насмотрелся за время работы.

Помнится, когда мы поехали выступать на фестиваль «Мото-Малоярославец», и Наталия очень вдохновилась Алессой - персонажем из вселенной Silent Hill.  Так вот, объявляя песню «Welcome to Sailent Hill», она произнесла фразу этой героини  "Тьма наступает", в ту же секунду генератор угрюмо загудел и выключился. Мы так и не сыграли песню, благо она была последней нашем сет-листе. А генератор починили лишь к выступлению Кормухиной, часа так через три. )))

Алексей: Да уж действительно, а по поводу религии, чувствую, с Витчхаммером можно делать целое большое интервью! А как всё-таки так вышло, что у вас два альбома с настолько разным звучанием и настроем? Как вы решили сменить романтичный гитарный пауэр-метал на дарк-нуар-кабаре-джаз-арт-рок?

Алексей: Ну, на этот вопрос, я уже отчасти ответил ранее. Немного добавлю. Для начала хочу сказать, мы ничего не на что не меняли. Мы экспериментируем и будем продолжать это делать. На самом деле, на сегодняшний момент группа StaVroS -  это все еще заготовка. Да, она интересная, но я думаю пройдет еще не меньше трех лет прежде, чем нам окончательно удастся ее закалить и отшлифовать. Опять же, не стоит забывать, что у нас довольно разноплановая музыка, и так или иначе веяния тех или иных стилей еще не раз всплывут в нашем творчестве. Я уверен, будет еще не одна композиция по духу ближе к пауэру или хэви, равно как что-то близкое к джазу или регги.

Вячеслав: Потому что захотели) Ну, стратегию определяет, конечно, Лёша (Вичхаммер), но всё же я отвечу – потому что можем) Следующий альбом будем тоже другим, например. И чо? *Сплёвывает кожуру от семечек на пол и надевает кепку*

Виктория: На вашем EP есть прекрасная и печальная фолково-менестрельская песня "Кельтская легенда", которая очень выделяется среди остальных композиций "Барона Субботы". Откуда черпали вдохновения для такого ядерного фолка и не планируете ли повторить этот опыт, чтобы затмить Мельницу и блеснуть в Олимпийском?

Алексей: Все может быть, если какая-то мелодия вновь заведет нас на зеленые поля Ирландии и ее скалистые берега, то почему бы и нет?

А написал ее крайне давно, вдохновился каким-то фильмом про маяк. Там играла мелодия в ирландском стиле на висле, недолго думая, я ее переработал. И вуаля! Получился костяк для песни. Затем мне захотелось чего-то сказочного и грустного, и я выдумал женщину, которая ждала своего мужа из странствий, но так и не дождалась. Да, понимаю, греческая мифология тоже оказала влияние, но тем не менее, именно так оно и было. А вот текст я сочинял на клочке бумаги на коленке, сидя в паспортном столе (всю жизнь теряю документы). Итог: эта песня была придумана за 14 часов от задумки до реализации на репетиции еще в группе Таларион. Это одна из самых быстрых в плане создания, композиций в группе StaVroS, уступает пожалуй лишь «Полночному блюзу». Его я придумал за 7 часов.

Вячеслав: В смысле, затмить Мельницу? При чём вообще здесь Мельница? Мы StaVroS! А Олимпийский… Оно, конечно, интересно, но, говорят, есть площадки и покрупнее…

Наталия: Да нет, это всего лишь одна из наших песен, как и все остальные. Однажды нам довелось выступать на фестивале исторической реконструкции «Былинный берег», где мы, в общем, были не совсем в формате. Но после исполнения «Кельтской легенды» мы зарядили «Бугги», а потом блюз и рэгги. А зрителям сказали: а вы знаете, что все эти жанры – тоже фолк? Ведь это же народная музыка, так? И нас очень хорошо принимали.

Алексей: А что для вас арт-рок? Как вы для себя определяете философию данного стиля и вообще стоит ли её как-то определять?

Вячеслав: А не стоит определять, пожалуй. Ибо арт-рок – он как и артхаус, мне кажется – про тех, кто экспериментирует со своим творчеством. Кто-то успешно, кто-то не очень. Но всегда по-разному, и каждый новый выход этого творчества может быть не похож на предыдущий.

Наталия: Для меня арт-рок – это синтез стилей. Без границ. Я бы сказала, что «Конвой», тот, который с Линдой – тоже своего рода арт-рок. Там и этника, и рок, и поп, и электроника, и театральная составляющая. И на выходе получается красиво и оригинально.

Алексей: Честно сказать, определить арт-рок вряд ли смогли бы даже люди, стоящие у истока жанра. Скажем Манфрид Мэн отличаются от Кинг Кримсон, не меньше чем Эмирсон Лейк и Палмер от Электрик Лайт Орчестра. Хотя все это в той или иной степени называют арт-роком. Лично для меня арт-рок - это просто собирательное название всего того, что мы делаем, то есть работа состоит не в том, чтобы привести музыку к какому-то характерному стилю исполнению (не путать с звучанием), а, наоборот, позволять музыке самой развиваться. Если вдуматься в дословное значение слова «арт» -  с английского «искусство». Мы придем просто к тому, что группа StaVroS работает с различными видами искусства, которые строятся на гармонических базисах, присущих рок-исполнению. Наверное, так я и определяю данное понятие.

Виктория: А Jethro Tull отличаются от Yes и Genesis… А как бы вы описали направленность своего творчества: StaVroS – это музыка для умных, для стильных или для тех, у кого всё в порядке с воображением и с самовыражением? А может, музыка для читающих?

Вячеслав: Ну, для читающих – это точно))) Особенно если песня по мотивам книги. Давно уже говорим о том, что к каждой песне нужно печатать либретто и раздавать на концертах)

Наталия: О, да! Фразу про либретто, которое надо раздавать на концертах, выдала однажды моя мама. И это точно! Хотя, многие произведения, по которым написаны наши песни, очень на любителя. Например, «Книга искусств» или «Каньон холодных сердец». Зато, возможно, мы побуждаем кого-то ознакомиться с первоисточником. )))

Алексей: Безусловно, основной категорией слушателей являются люди начитанные. Насчет стильных не могу сказать, не знаю, что вложено в это понятие. Хотя не раз замечал, что нас слушают и любят слушать именно музыканты: для них на передний план выходит техника исполнения (если вдуматься, у нас довольно непростые партии, которые не сыграть с наскоку). Кстати, мне часто приходилось доказывать, что я могу сыграть тот или иной проигрыш вживую, а не что я записал его в миди и отредактировал на компьютере. Сейчас я стал относится к этому проще, а раньше бегал и доказывал свое превосходство с пеной у рта. В любом случае, это люди, которые так или иначе пытаются погрузиться в наше творчество, ведь музыка, так же как и текст, имеет свой основной и второстепенные планы, свои отсылки к другим произведениям.

Алексей: Собственную арт-рок-оперу создать уже планируете? Раз уж речь зашла про либретто, рок-оперы и мюзиклы уже где-то совсем рядом и до них рукой подать…

Алексей: Безусловно, планируются и даже не одна. На сегодняшний день наша первая опера уже полностью готова от и до. Есть и сценарий, и музыка, и тексты, даже записаны первоначальные демки. Её презентация запланирована на осень 2022 года, конечно если все пойдет по плану, потому, как написал я ее еще 13 лет назад, а до реализации мы доходим только сейчас. Это связано и со сменой состава в группе, и с переосмыслением некоторых аспектов, хотя с составом в большей степени. Плюс это еще и огромные финансовые вложения, декорации, даже если что-то частично делать самим, удовольствие не из дешевых. Ну и вишенкой на торте станет время. Поверьте, даже организовать 6 человек на концерте - это проблематично, а уж когда их 26, и у всех есть свои планы, и каждый тянет одеяло на себя, зачастую просто не возможно. Тем не менее сразу после выхода альбома группа StaVroS планирует перейти к реализации этого проекта. Я пока не буду детально рассказывать о сюжете, думаю об этом будет повод поговорить немного позже, скажу лишь, что действия будут происходить в альтернативной версии Москвы, и разворачиваться начиная со времен 5 крестового похода до нынешних дней. А в качестве одного из действующих лиц выступит Мефистофель собственной персоной.

Вячеслав: Нууу, Алексей, в общем-то, всё рассказал уже. Но работы там реально много.

Алексей: У вас в сообществе ВК моё внимание привлекла фраза “буги, блюз и регги – это тоже фолк, а мы умеем и играем всё”. Неужели даже настоящий аутентичный регги и… вы и правда не чужды растаманской тематике?

Вячеслав: «Лимб». Эта песня и правда регги. Регги же – не только растаманство, но и стиль музыки.

Наталия: Кстати, текст «Лимба» по фильму, и к растафарианству никакого отношения не имеет.

Алексей: По сути, регги -  это стиль музыки, где ведущая партия отдается бас-гитаре, а акценты смещены с классической сильной и относительной сильной доли на слабые. Так что, да, мы играем регги, опять же, оно отличается от музыки Боба Марли, но да, мы аранжировали и это направление.

Виктория: Как думаете, выйдет ли когда-нибудь под логотипом StaVroS  альбом в стиле регги, такое возможно?

Вячеслав: Я лично думаю – вряд ли. У нас в пределах альбома обычно жанр не соблюдается. )

Алексей: «Никогда не говори никогда!». Но очень маловероятно. Как я уже писал выше, нас не сильно заботит жанр, в котором будет исполнятся композиция, лишь бы он сочетался с текстом создавая гармонию в музыкальном произведении. Причем регги во многом опирается либо на религиозные аспекты, либо на танцевально-национальные. В случае с нашим «Лимбом» все было совершенно по-другому. Мы передавали эмоциональное состояние девушки, попавшей после смерти во временную петлю. Но само сочетание аккордов и ритмический рисунок идеально подошел для создания этой композиции. Если будет песня, для реализации которой нам снова придется обратится к этому жанру, то почему бы и нет?

Алексей: Как вам удаётся совмещать Баркера, Сайлент Хилл, Стивена Кинга, арт-рок, джаз, кельтские легенды… не кажется ли вам такой калейдоскоп разных тем, влияний, культурных пластов и т.д. слишком радикальным? И не планируете ли добраться до Пратчетта и Геймана, к примеру?

Вячеслав: Знаете, про вопрос совмещения жанров: мне вспомнилась старая детская притча про сороконожку. Когда у неё спросили, с какой ноги она ходит – она запуталась в ногах. Но нас вряд ли возможно так сбить) Мы просто идём. И какую ногу сейчас использовать – ну, разберёмся как-нибудь) А насчёт Пратчетта, Геймана, кого бы то ни было ещё – может, и доберёмся, фигли нам, кабанам.

Наталия: Я бы написала текст по вселенной «Хищных городов», но пока это вроде бы больше постапокалиптическая тематика, а она немного не наша. Хотя, может и до этого дойдем.

Алексей: А что тут такого? Все эти песни - это хоррор, так что, на мой взгляд, все вполне логично. Про стили в музыке мы поговорили уже довольно подробно. Текстовая нагрузка же в основном и является ключевой концепцией команды. Как я уже писал выше, все это ужастики, просто в зависимости от стиля исполнения, привязанные к какому-то определенному месту, времени и т.д. Что же касается Пратчетта, то очень мало вероятно. Все же это больше фэнтези или научная фантастика, нежели мистицизм или ужасы, а вот что касается Нила Геймана, особенно его "История с кладбищем", то не исключаю. Но пока есть первостепенные задачи и уже готовый материал. Впрочем, никто не запрещает нам вернуться к его произведениям через пару лет.

Виктория: Над чем вы работаете сейчас? Есть ли у вас уже задумки и наработки по поводу нового альбома?

Алексей: В настоящее время проектов очень много, хватило бы времени на все. Что касается первоочередных задач, мы работаем над новым альбом, названия еще пока нет, но это не главное. Уже придуманы все композиции, сейчас идет работа над аранжировкой, однако чтобы реализовать все наши задумки для начала хотелось бы построить свою студию. Кроме того планируется съемка очередного клипа, в поддержку альбома. Так же в планах расширить видеоконтент группы, то есть начать выкладывать записи с репетиций группы, кроме того привлечение участников группы к нашему проекту stage&studios. Увы, я прекрасно отдаю себе отчет, что это негативно скажется на количестве наших выступлений, но, как и любой стартап, изначально это требует большого количества времени и сил. Я надеюсь совокупность всех этих проектов поможет нам продвинуть нашу команду на новый уровень.

Хотя я прекрасно понимаю, что совсем без концертов мы не сможем, и наверняка съездим на пару оупен-эйров этим летом.

Вячеслав: У нас оно всё есть. Осталось записать)

Сергей Савин (гитара): Трудимся в поте лица!

Виктория: Кстати, я заметила, что все участники вашей команды тяготеют в том числе прямо-таки к готично-викторианской красоте (фотосессия с нарядами от Nekoshop, стильные перстни с логотипом вашей команды в качестве мерча, литой дракон-брошь на камзоле), в связи с чем возникает вопрос - где и как вам бы хотелось жить, какой век вам ближе? И не планируете ли ввести также и элементы готики в вашу музыку, раз фолк, блюз и арт-рок у вас уже есть?

Вячеслав: Я вообще люблю туристический/тактикал шмот, переодеваюсь только чтобы соответствовать) Жить хотел бы в далёком будущем, когда всё за нас делать будут роботы, кроме детей (нравится процесс).

Наталия: Мне нравятся отдельные элементы, например, длинные юбки или кожа. Но вообще, не сказала бы, что это полностью моё. А вот в качестве концепции для образа группы – очень стильно. И хорошо запоминается.

Однажды мы выступали в рамках рок-фестиваля во дворце культуры, где я работаю. И именно на наше выступление пришли люди с детьми. На следующий день я работала там на другом мероприятии и встретила ту же самую семью.

- Ваша группа такая красивая! – сказали мне они, - Мы приходили полюбоваться. И детям показать.

Алексей: Ну элементы готики у нас уже и так присутствуют - это хорошо слышно в таких композициях, как «Храм» или «Хозяйка каньона холодных сердец». И, собственно, если это необходимо для песни, эти элементы обязательно появятся в нашем творчестве.

На счет эпохи: мне однозначно близка викторианская эпоха, мне нравится и стиль, и архитектура, да и нравы во многом (опять же не во всем). Но да, это мне действительно близко.

Что касается перстней, то их дизайн я разрабатывал сам, в этом тоже есть свой символизм. Кто знаком с орденом "Золотой Зари", поймет, для остальных будет повод почитать.

Впрочем, хочется отметить, что и в обычной жизни мне нравится строгий стиль, я действительно обожаю ходить в костюмах, особенно люблю тройки. И в джинсах хожу скорее из-за специфики своей работы. Была бы моя воля - ходил бы в костюме.

Алексей: Я так понимаю, Витчхаммер у вас безусловный лидер и мастермайнд, и сейчас вопрос по большей части к нему (хотя мнения и реплики других участников StaVroS по данному поводу тоже было бы очень интересно услышать!): Алексей, легко ли продвигать свои мысли и концепции среди таких разных одногруппников? Бывает ли такое, что они с чем-то не соглашаются и бунтуют? Скажем, нужно всех срочно всех в костюм-тройку обрядить, а Вячеслав опять в туристическом пришёл, а Наталия, скажем, вообще забыла, что какой-то там дресс-код планировался. Я утрирую, конечно, но как вам удаётся не уподобиться героям известной басни Ивана Андреевича Крылова про лебедя, щуку и рака?

Наталия: Моё фирменное «Ха, конечно!». Именно за костюмы и реквизит в группе отвечаю я. Все собираю, глажу, привожу и раздаю по группе. Вичхаммер даже иногда не знает, что у него где лежит! ))))

Алексей: На самом деле, частенько бывает несовпадение в дресс-коде. У нас Сергей выступал в рубашке, брюках и КЕДАХ, но в целом  мы стараемся заранее определить формат мероприятия и решаем, в чем будем выступать. А вообще костюмами у нас больше Наталия заведует.

Вячеслав: В целом, чаще ошибки случаются по забывчивости или рассеянности, нежели из сознательного бунта. Даже пресловутые кеды там присутствовали по причине отсутствия иного, насколько я помню.)

Алексей: А легко ли вам соответствовать своему викторианскому аристократичному имиджу до и после концертов, в реальной жизни и в тех случаях, когда, к примеру, нужно выступить на фестивале в защиту инженеров?

Вячеслав: В реальной жизни обычно я ему не соответствую))

Наталия: У нас есть и более простые костюмы, чтобы на байкерских или классических рок-мероприятиях больше соответствовать общей обстановке. Например, мы часто выступаем в коже или майках с логотипом группы. И, да. Викторианские костюмы не на каждой сцене помещаются.))) Я, к примеру, очень часто себе на шлейф наступаю.

Алексей: На этот вопрос уже ответили выше. Могу добавить лишь то, что далеко не всегда на сцене мы используем свои костюмы, часто майка (особенно если это касается каких-нибудь байкерских мероприятий) гораздо логичнее. Так что мы стараемся выбирать костюм, в зависимости от формата мероприятия. Опять же стоит учитывать тот факт, что костюм викторианской эпохи так же обязывает к определенному поведению на сцене, во всяком случае меня. И когда начинается что-то крайне веселое и безудержное, тебе необходимо "...Сесть и серьезно подумать, и смех достойно удержать.", а это зачастую довольно сложно.

Арсений: Мне в этом плане проще всего. Из костюма для выступления у меня только футболка Ставроса и штаны с карманами. Приходится носить батарейки, отвёртки, провода и паяльник, так как на концертах всегда всё идёт не по плану, и часто приходится чинить аппаратуру буквально на бегу.

Виктория: Кстати, как считаете, наличие маскота для группы обязательно? Даёт ли он какую-то особую силу, вдохновение? Не думали ли вы тоже создать себе такой особый символ? И каким вы его себе представляете? Может быть, как раз дракон?

Вячеслав: Я считаю, маскот необязателен, но весьма приколен. Драконщину считаю слишком банальной. Мне нравится Эдди, например. Взял бы барона Субботу, если он согласится. *В сторону: «Я неверующий, но мало ли что»*

Алексей: Маскот - штука серьезная, но он сам должен нас найти. Попытки его привлечения уже были. Строился он на базе древа познания, однако так до конца и не был реализован, значит пока не судьба. Я думаю, когда придет время, маскот сам нас найдет. Если не найдет, значит он нам не нужен. Здесь все в точности так же, как и с музыкой: не ты пишешь музыку, она пишет себя через тебя.

Алексей: А теперь несколько совсем простых вопросов, на которые можно отвечать одним словом?

Jethro Tull или King Crimson?

Вячеслав: Рубль

Наталия: King Crimson! It’s only talk!))))

Алексей: King crimson - Sleepless

Слизерин или Пуффендуй?

Вячеслав: Слизерин

Алексей: Кто все эти люди в белых халатах?

Средние века или Ренессанс?

Вячеслав: Если безальтернативно – Ренессанс, конечно. А так – будущее, описанное Хайнлайном в «Достаточно времени для любви…»

Алексей: Ренессанс, из предложенного только ренессанс.

23 февраля или 8 марта?

Вячеслав: Последняя пятница июля.

Арсений: Конечно, приятно получать подарки. Особенно носки.. ))))). Но больше люблю дарить подарки и смотреть на реакцию людей... Поэтому выберу 8 марта.

Алексей: Пятница 13-е

Гейман или Пратчетт?

Вячеслав: Пратчетт

Алексей: Гейман

Англия или Ирландия?

Вячеслав: Ирландия

Алексей: Англия

Оупен-эйры или маленькие закрытые клубы?

Вячеслав: Обои

Наталия: Все, что угодно! Куда позовут. )

Алексей: Лишь бы публика была, все нравится! Ладно это ложь. Опены люблю больше, сама атмосфера притягивает.

Китайские или европейские драконы?

Вячеслав: Европейские

Алексей: Европейские

Warhammer или Warcraft?

Алексей: Witchhammer

Вячеслав: Если для жизни – Warcraft. А нравится больше Warhammer))

APA или IPA?

Вячеслав: IPA

Арсений: Портер

Алексей: Я бы "Старину Джона"

Графы или князья?

Вячеслав: Аксиома Эскобара

Алексей: Пожалуй графы.

Алексей: Ваши финальные слова и пожелания для тех, кто был с нами на протяжении этого интервью?

Вячеслав: Друзья, не пейте! Лучше пусть я выпью за вас!

Алексей: Помогайте друг другу. Если у Вас есть возможность помочь кому-то -  сделайте это. Я часто провожу концерты в убыток себе, очень много стараюсь помочь словом, объяснить теоретическую базу людям. Помогаю выбрать инструмент, отстроить аппаратуру. Я помню, как когда-то добрые люди помогали мне, и я в неоплатном долгу перед ними. Теперь это делаю я, и это здорово. Если верить Льву Гумилеву, время -  это спираль, "теория пассионарности". Поверьте, на ее новый виток легче войти с чистой совестью.

Сергей: Да хранит вас бог!

Тимофей: «Сохрани нас, Мать!»

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная