ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Ugasanie "Call Of The North"

Ugasanie, Call Of The North

29-01-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

UGASANIE – 2015 * * * * *
Dark ambient, ritual ambient, drone
"CALL OF THE NORTH"
CRYO CHAMBER
 

Отдалённое представление о том, что такое полярная истерия, которая так же известна как зов северной звезды, я впервые узнал благодаря фильму “Последняя зима”. Там очень ярко, красочно и впечатляюще было показано, как проявляется это таинственное явление, и что оно делает с человеком, о том, что происходит с людьми в условиях крайнего севера и постоянного пребывания среди снега, льда, холода и древних хтонических пластов мироздания. Во время полярной ночи человек как будто впадает в транс, становится агрессивен, его практически невозможно остановить, и он обсессивно стремится к тому, чтобы следовать за северной звездой. Понятное дело, что чаще всего такой вояж заканчивается летально и ничего хорошо не сулит.

Белорусский проект Ugasanie был создан в Витебске в 2010 году. Единственным участником Угасания является Павел Малышкин (ответственный также за еще один проект под названием Polterngeist), который использует в своём творчестве огромное разнообразие музыкальных инструментов: окарина, жалейка, варган, гитара, флейта. Источником инспирации для создания проекта явились ноябрь, холодный дождь, туманная муть и слякоть (cold rain, fog and haze slush”). Творчество Ugasanie всегда отличалось предельно концентрированной мрачностью и таинственной ритуальностью, будучи основано на поверьях и обрядах народов севера, в частности, ненцев.

За годы, минувшие с момента старта проекта, Павел выпустил множество различных сплитов, сборников и компиляций, а также девять альбомов, один из которых – “Call Of The North” – и представляется сейчас нашему вниманию.

“Жизнь есть угасание” – характеризует творческую концепцию своего проекта сам Павел. И студёные ноябрьские ручейки завели группу далеко во тьму нордических льдов, где вдали от мира и людей спит вечная и безразличная ко всем природа. Холодные звуковые ландшафты погружают слушателя в мир вечных снегов и безжалостных ледяных массивов.

Как вы наверняка уже поняли, все композиции на альбоме инструментальные (только в пятом титульном треке можно услышать голос пожилого якутского мужчины, который был записан исследователями феномена полярной истерии). Стилистически это тёмный, предельно мрачный эмбиент с ритуальными элементами, имеющий нечто общее с творениями таких групп, как Старуха Мха, Nytt Land и эмбиентным творчеством Варга Викернеса.

“Шаманизм” – именно это слово то и дело всплывает в сознании по мере прослушивания этого диска. И музыка Угасаия действительно ритуальна, хотя ничего религиозного или человеческого в ней нет и близко. Дело в том, что сама природа ритуальна, и её страшная античеловеская глубина всегда пугала и завораживала представителей homo sapiens своей непостижимой холодной бесконечностью.

На альбоме 8 разных треков, которые звучат монохромно и монолитно, всё дальше, глубже и сильнее затягивая слушателя в объятия безбрежной северной ночи. Как и почти любое творение в жанре эмбиент новый альбом проекта Ugasanie можно воспринимать совершенно по-разному: можно видеть в этих звуках саундтрек для депрессии и напряжённых исканий предельного смысла, можно восхищаться величием мироздания и его тайн, а можно просто отдыхать и находить в этих треках умиротворение и покой. Для всех этих целей “Call Of The North” подойдёт идеально. А если подумать о том, сколько оттенков и различных граней можно найти в этих звуках, то новое творение витебского проекта вполне можно поставить в один ряд не только с Burzum, но и с такими исполнителями, как Hedningarna, Tenhi и Mari Boine Persen.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев