ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Дом Вдовы "Кожа мёртвой матери"

12-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДОМ ВДОВЫ
Релиз
“КОЖА МЁРТВОЙ МАТЕРИ”
Год
2021
Стиль
Dark ambient
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тосно

Отечественный андеграундный дарк-хоррор-эмбиент-проект Дом Вдовы известен своей идейностью и концептуальностью, однако этих двух слов будет явно недостаточно, если вы хотите понять и точно охарактеризовать, чем же на самом деле занимается и на что тратит своё время единственный участник данного one-man-акта Константин Вдоветский. Его концептуальное кредо – это максимальная чернуха, но не просто чернуха, а такая потусторонняя, инфернальная и некротическая жуть, которую всегда любили на Руси в отдалённых деревнях и селениях, а Н.В.Гоголь даже попытался систематизировать это дело и литературно обработать в своих книгах.

Но Гоголь это light-version и литература, а Константин поставил себе целью в рамках Дома Вдовы представить всё в максимально правдивом и аутентичном ключе без каких-либо стилизаций, обработок и эвфемизмов. Показать весь ужас и колдовской морок потусторонних кошмаров как они есть, нигде не сглаживать углы и не заботиться о чувствах и психическом здоровье своих слушателей. У меня даже сложилось ощущение, что Константин нарочно старается от альбома к альбому делать свой материал всё более адским и радикальным, чтобы дойти до какого-то исторического максимума, достичь некоей точки предельного горения тьмы и показать её.

И концентрация мрака, некротического безумия и колдовской черноты действительно углубляется у Дома Вдовы от альбома к альбому, и новейший релиз не изменяет данной тенденции. Уже в названии актуального диска столько леденящего холода, что на каком-то подсознательном, интуитивном уровне понимаешь: будет страшно, ужасающе и опасно, будет мрачно, безнадёжно и тяжело, а реалистичности окажется выше крыши. На альбоме есть и мелодии, и почти фолковые вставки, и даже настоящее пение, и в этом смысле баланс хаоса и гармонии, нойзового эмбиента и околоэмбиентного фолка-дарквейва в случае с рецензируемым диском близок к идеалу.

Кстати, в этот раз Константин не ограничился одним лишь аудио-рядом и представил на суд интересующихся его могильным творчеством официальные видео на два трека с актуального лонгплея. Назвать полноценными клипами эти работы по стандартам дня сегодняшнего, конечно, особо нельзя, однако если вспомнить ранние ролики Sopor Aeternus или даже Anathema, сделав поправку на специфику декларируемого исполнителем жанра, то всё предстанет под чуть иным углом. Ну а к числу несомненных достоинств данных видео я могу отнести тот факт, что они ни в чём не умаляют изначальный потусторонний посыл треков и действительно углубляют его.

Кстати про посыл. Мне очень сложно представить себе и даже просто теоретически допустить, что такую музыку можно делать в плане какого-то творческого эксперимента. Кажется невозможным и даже чуть ли не противоестественным относиться к темам и повествованиям “Кожи мёртвой матери” как к литературе, фольклору и художественному вымыслу, а страшные потусторонние реалии древнего мракобесия буквально сочатся из новейших треков проекта и, видоизменяя атомы и молекулы окружающего нас пространства, очень действенно и ощутимо пропитывают собой абсолютно всё вокруг. Мне показалось, что даже свет и воздух у меня в комнате после прослушивания альбома как будто стали тусклее и злее, а мир за окном померк и оглушительно сорвался куда-то в пропасть.

Necro drone metal – назвал свой стиль французский проект Sombre Présage, и Дом Вдовы мог бы именоваться подобным же образом, за вычетом разве что категории “metal”. Приятно видеть, как Константин прогрессирует в плане саунда и используемых для исполнения и записи своей музыки дивайсов, как эффектнее и объёмнее начинают звучать его релизы, насколько больше в них становится реального и аутентичного, и это действительно прогресс, который затрагивает не только техническую сторону дела, но и метафизическую, концептуальную. Идеи автора растут, взрослеют и крепнут, в них всё больше зрелости и какой-то непередаваемой основательности, уверенности в себе и в своём деле. Как будто сама тьма помогает автору на его чёрном пути.

И если Дом Вдовы желает стать саундтреком для разгула тьмы и беснования злых духов, принявших человеческий облик, то он уже практически прибыл к месту своего назначения. Альбомы проекта действительно страшны, а те истории, которые предлагает нам Константин в своих треках, леденят кровь и заставляют волосы на голове предательски шевелиться. И пугает в данном случае, как мне кажется, в первую очередь иррациональость, ачеловечность и воинствующее мракобесие происходящего. Понять и логически объяснить мир Дома Вдовы невозможно, здесь действуют дикие, варварские и совершенно враждебные человеку силы, а собственно человеческого в этих измерениях ровно ноль или даже того меньше.

Страшно и удивительно подумать, насколько пуста и неуютна должна быть наша повседневная эмпирическая реальность, чтобы человек захотел сбежать от неё в мир Дома Вдовы и, окунувшись в это угрюмое болото иррациональной скорби и дикого, непроходимого зла, испугаться, вздрогнуть, замереть от страха, лишь бы только на миг отвлечься от хоррора своей каждодневной действительности и вырваться хотя бы на секунду из бессмысленной круговерти дня сурка в виде ипотеки, работы, родственников, бессмысленных разговоров ни о чём и фальшивой радости таких же фальшивых праздников. И от такого понимания становится ещё более жутко. Supreme audio horror.