ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Вероники Булычёвой "Of The Ural"

Вероника Булычёва Of The Ural

24-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВЕРОНИКА БУЛЫЧЁВА
Релиз
“OF THE URAL” (EP)
Год
2018
Стиль
Folk electro pop
Лейбл
SKETIS MUSIC
Страна, город
Франция, Париж

Думаю, не у меня одного с фамилией этой певицы будет совершенно определённая фэнтезийная ассоциация – что поделать, Кир Булычёв для людей моего поколения или чуть старше это почти такая же классика, как Стругацкие и Лем, а не фанатеть по “Тайне пятой планеты” в 90-х было совсем не просто. Однако ни к приключениям Алисы Селезнёвой, ни к человеку, который её придумал, Вероника не имеет никакого отношения. Её называют “русской француженкой” – вокалистка родилась в провинции Пермского края, выросла в Удмуртии, а затем переехала в Париж, повторив путь Н.Медведевой, Е.Голубевой и многих других россиян, на творчество которых оказала решающее влияние атмосфера Монмартра.

На актуальном трёхтрековом мини-альбоме Вероника предлагает музыкальный эксперимент – отойдя от использования только “живых” инструментов, вокалистка добавила в свои песни электронную ритм-секцию и элементы даба, явно направляясь в сторону Emilie Autumn, Lindsey Stirling и других кроссовер-исполнительниц, сделавших классическую музыку более современной и доступной. Только в случае с “Of The Ural” стоит говорить, конечно, не столько о классике и академической музыке, сколько о глубоко народной и аутентичной народной традиции, которая с подачи Вероники оказывается усилена модными электронными аранжировками и стильными околонародными проигрышами.

И альбом действительно народен. Все три вошедшие на EP композиции написаны на стихи самобытных народных поэтов, чьи слова в данном случае, да и творчество в целом глубоко экзистенциальны и насквозь пронизаны глубинной русской тоской, характерной национальной печалью, которую так трудно, да и вообще вряд ли возможно вместить в прокрустово ложе каких-то однозначных формул и схем, а можно только почувствовать и услышать сердцем. За каждым из треков стоит своя невыдуманная история – некий жизненный пролог, рассказывающий, каким образом этот фрагмент конкретной человеческой судьбы, вполне осязаемой боли и горечи реального живого человека стал песней и дошёл до нас.

Конечно, явных параллелей к упомянутым выше Эмилии и Линдси на альбоме нет, а если с кем-то и возникают ассоциации, то скорее с Moon Far Away, экспериментами Инны Желанной и трипхоповым творчеством Рады и Терновник – именно в таком ключе следует открывающая альбом “В деревне” с метрономной перкуссией, расслабленным регги-темпом, фольклорными хоровыми бэками и очень тёплым народным голосом самой Вероники. Великолепный surround-эффект от электронных звуков отлично дополняет аутентичные вокальные мелодии, а на выходе мы имеем достаточно минималистичную, но очень хитовую вещь, которая своей закольцованностью неожиданно напомнила мне Pilori и Sopor Aeternus.

Вокальные влияния Ольги Арефьевой и элементы характерного для неё поэтического стиля в “Дурью маюсь” меня просто покорили – настолько удивительно было услышать столь знакомые и характерные ходы в обрамлении горьких цыганских мелодий, наивно-аутентичных балалаечных “ковыряний” и шумно-фоновой электроники. Всё здесь настолько просто, явно, прямолинейно и даже обнажённо – “в лоб”, и это действительно действует, цепляет. Что может быть лучше, чем хорошая песня, исполненная с харизмой, расслабленной доверительностью и лёгкой иронией? Только та же самая песня, но с нестандартной аранжировкой и зазвучавшая броско и необычно! Именно такова “Дурью маюсь”!

История создания завершающей пластинку “Утро мая” впечатлила меня больше всего, но результат не показался настолько же шикарным, хотя песня совсем неплоха. Влияния регги, промелькнувшие в треке “В деревне”, здесь ещё более усиливаются, а вместе с ними приходят какие-то почти r’n’b-элементы, отрывистость которых, переплетаясь с протяжными фолковыми придыханиями-заклинаниями воспринимается в результате очень эффектно и привлекательно. По сути, “Утро мая” – это просто грустная современная поп-песня в стиле Леоны Льюис и Согдианы, но мощная народная традиция, положенная в основу этого трека, словно преображает её изнутри, наполняя невиданной древней мощью.

Пожалуй, я ещё не встречал настолько удачного и естественного симбиоза народной и современной музыки – Вероника и её аранжировщик Максим Дельпиер сделали почти невозможное, и с их действительно очень лёгкой руки народные “российские страдания” стали звучать как модный электро-поп в самом лучшем из возможных смысле слова. Всё то, что мне так нравилось на сольных альбомах Кари Руэслоттен, что так волновало и будоражило у Varttina, у Вероники зазвучало ещё более смело, блистательно и естественно, и что самое интересное – очень по-русски, но при этом совсем не упаднически, хотя и достаточно горько. Вы знаете, за что во всём мире так любят Милен Фармер и Шакиру? Правильно, за национальный колорит, который они скрестили с качественной поп-музыкой. Вероника проделала то же самое с русским народным колоритом, и это достойно восхищения!

iTuneshttps://goo.gl/kJwg8c
Google Playhttps://goo.gl/Y1CL28
Яндекс Музыкаhttps://goo.gl/wYyZEP
Deezerhttps://goo.gl/u6MJuq