08-02-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
ЗВЕРОБОЙ – 2016
Rock / Classic rock
"ВОЙНА ЗА МИР"
SELFRELEASED
Россия, Москва
Эта эклектичная рок-группа из Москвы готовится отпраздновать в ещё только обозреваемом издалека 2019 году свой двадцатилетний юбилей. Но за такой солидный по количеству гранул истёкших лет временной период Зверобой ни разу не разменивался на проходные релизы, и перед нами ныне лишь третий по счёту полноформатный альбом этой команды, современная внемузыкальная и околомузыкальная деятельность которой вызывает чуть ли не больше интереса, чем, собственно, музыка и песни состава.
Дело в том, что Зверобой несколько раз, начиная с августа 2015 года, выступал в Донецке, Горловке и других городах Донбасса с тем, чтобы поддержать жителей тех мест своей музыкой. А вот тут уже совсем парадокс: Министерство обороны РФ использовало песню "Чистое Небо" для своего официального видео о действиях российских ВКС в Сирии. Участники группы дружат с лётными бригадами "Стрижи" и "Русские Витязи", да и вообще не чураются выступать перед солдатами, несмотря на свою ярко пацифистскую направленность.
Как тут не вспомнить активную позицию трэш-группы Фронт, которые в своё время выступали даже в местах лишения свободы. Сейчас их флаг и служение взяли на себя активисты из Зверобоя. Хорошо это или плохо – каждый решит для себя самостоятельно. Но то, что это факт – несомненно. А означает он на самом деле очень простую, но важную вещь: на свете до сих пор есть рок-группы, которые готовы нести свои идеи людям, а не просто бренчать на гитарах – группы, готовые ради своих идей идти и в огонь, и в Донбасс, и в Сирию. Всё как в золотых 80-х.
Зверобой не пытается филонить в плане написания песен, и вот уже второй альбом подряд на их релизе расположены аж шестнадцать треков (!) вполне стандартной длительности. Такое немалое количество композиций объясняется наличием на пластинке глубокой и сквозной концепции (взгляните на обложку!), суть которой состоит в идее тотальной войны, преодолевающей своим особым бытием всё ветхое и наносное ради построения мирного, нового, уже не агрессивного мира. И в этом плане Зверобой здорово идеологически сближается с творчеством группы Тома “Энжелриппера” и его “поэзией войны”.
Идеологически – но не музыкально. Вот как раз чего-чего, а агрессивности и напора в песнях Зверобоя минимум. Я думаю, они вполне могли бы вписаться в поднимающееся ныне движение “пацифистского рока” и даже стать его предтечами, флагманами и настоятелями. И открывает пластинку композиция “Голос Мой”. Простой, как будто “шагающий” ритм, переплетение дисторшновой и расслабленно-чистой гитар (вспомните подобное сочетание на альбоме Чёрного Обелиска “Ещё Один День”) с ненавязчивым, вкрадчивым, почти попсовым мужским пением.
Уже первый трек как бы задаёт атмосферу и тон всему диску, делая его размышляющим, неспешным, слегка меланхоличным и как будто отстранённым. Второй номер релиза - “Чистое Небо” стартует с проникновенных флейтовых пассажей, поверх которых ложатся неожиданно резкие и тяжёлые примоченные гитары. Но тяжесть эта как “тяжесть” Status Quo и Dire Straits. Основной упор в песнях Зверобоя сделан на тексты, мелодии и харизматичный голос, который заражает слушателя своими эмоциями, переживаниями, полутонами и, конечно, идеями.
Как я уже говорил выше, Зверобой это пусть не на 100%, но процентов на 90 группа идеологов – рокеров, которые готовы бороться не только за свою музыку и за возможность играть её, не только за мнимые самозамкнутые идеалы, но и за общечеловеческие ценности, такие, как любовь, мир, свобода, безопасность, неприкосновенность личной жизни, порядочность, честность. Верно, многие из этих слов уже начинают становиться анахронизмами, и тем ценнее то, что, и как делают на своих альбомах Зверобой, возвращая пыльным истинам жизнь и кровь.
Фолк-влияния неожиданно усиливаются в третьем треке “Птиченька”. В самой вокальной мелодии есть что-то глубоко фолковое. Тут уж впору вспомнить шведов из Falconer, которые умудрялись исполнять свой “народный” метал, фольклорность которого заключалась в одних только мелодиях безо всяких апелляций к “традиционному инструментарию”. Так и у Зверобоя. С одной лишь поправкой на тот факт, что наши патриоты из Москвы будут в плане музыкальном всё таки полегче, хотя в той же “Птиченьке” есть и вполне тяжёлые фрагменты, и ярость, и напор, и рёв перегруженных гитар, расставляющих свои акценты в разливистой мелодичности трека.
А вот один из безусловных хитов альбома “Донбасс” - это практически всецело акустическая композиция. При этом звучит она вполне в духе традиций русскоязычной рок-поэзии, в духе таких групп, как Воскресение, Пикник и Чёрный Кофе. При всей неоднозначности высказываемых в текстах идей, песня слушается достаточно сильно и сходу западает в сознание. А вот уже следующая за ней вещь “Украина” своей разудалой, разухабистой манерой напоминает стихотворение С.Есенина в исполнении группы Монгол Шуудан.
Ничего не могу сказать по поводу настолько ядерного залихвастского патриотизма. Возможно, так и нужно, и одной силе должна быть противопоставлена сила иначе направленная, но не менее мощная, хоть и иначе выраженная. С другой стороны, уже дойдя до пятого трека шестнадципесенного альбома, начинаешь немного беспокоиться по поводу того, что же ожидает тебя дальше. Но вот шестой трек “Эти Русские”, и он звучит куда более аутентично и не настолько идейно и идеологически окрашено, хотя идей и попыток обращения к истории и там немало.
Пожалуй, самой неожиданной и яркой песней на диске является “Я приглашаю Вас в Париж”, созданная вполне в стиле подобных творений Бориса Гребенщикова времён его альбома “Навигатор”. В песне фигурирует Альбер Марсель, французский лётчик, герой Советского Союза, что придаёт ей ещё большую интенсивность и напряжённость, подобную аналогичным номерам авторства Б.Г., посвящённым Дубровскому и Достоевскому. А завершает релиз песня “В Наших Диких Полях” – самая экспериментальная и инструментально-ориентированная на альбоме.
Я не сомневаюсь, что многих отпугнёт столь специфическая лирическая нагруженность песен Зверобоя, но, с другой стороны, для кого-то именно по этой причине “Война За Мир” станет той долгожданной находкой, которую они так долго искали среди безликих и бессмысленных клонов. Альбом вряд ли содержит какие-либо новшества и откровения в чисто музыкальном плане, что, впрочем, не мешает ему быть вполне слушабельным и интересным для любителей классического русского рока формата таких групп, как Секрет, Воскресенье, Машина Времени, Чайф и других.
Я не могу не отметить, что пластинка воспринимается достаточно разнородно (с одной стороны разудалые “Едут, едут БТРы”, “Украина”, etc., а с другой – такие глубокие и действительно великолепные треки, как “Я приглашаю Вас в Париж”, “Урок”, “В Наших Диких Полях”), возможно, в некоторых местах слегка присутствует перебор со специфической лексикой недавнего российско-украинского конфликта, но в то же время эта самая лексика делает песни более актуальными и горячими, вплотную приближая их к категории военных гимнов.