ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на макси-сингл Aggressiful "На Гребне Новой Волны"

Aggressiful, На Гребне Новой Волны

19-09-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

AGGRESSIFUL – 2016
Progressive metal-core/math-metal/alternative
"НА ГРЕБНЕ НОВОЙ ВОЛНЫ" (Maxi-Single)
SELFRELEASED
Россия, Казань

В мире музыки всё как и в мире природы, в мире людей и их межличностных отношений: как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Назовёте “Победа”, вот и будет вам победа, а назовёте “Беда”, так и получится вам беда. Я, конечно, немного утрирую, но яркое и запоминающееся название для музыкальной группы в наше время действительно является делом первостепенным и наиважнейшим. Как говорится, встречают по названию, провожают (если вообще провожают) по содержимому, то есть, собственно, по тому музыкальному материалу, который выдаёт тот или иной коллектив.

И в плане названия всё то, что я сказал чуть выше, относится к казанской капелле Aggressiful весьма и весьма предметно. Эпитет “агрессивный” и существительное “агрессия” как нельзя лучше характеризует то, что исполняют многие команды современных экстремальных направлений, но в то время, как наименование Aggression было давно и прочно занято, а производные от него звучали далеко не так эффектно, при некоторой доли фантазии и творческой смелости на свет появилось интересное, новаторское, хотя и грамматически некорректное  прилагательное “aggressiful”, дословно переводящееся как “полный агрессии”, “преисполненный агрессии”, и этим колоритно-угловатым словечком не преминули воспользоваться амбициозные проповедники прогрессивного математического металла представляющие сейчас нам свой новейший макси-сингл.

Затейливое название команды действительно таит в себе глубокий смысл: как говорят сами музыканты, “нетривиальность решений и попытка выйти за рамки канонов отражается и в грамматически неправильном названии коллектива. Оно с “двойным дном” — снаружи нарочитая наивность, под которой скрывается горький сарказм”. Группа вполне определённо ставит своей целью нахождение новых решений старых и проверенных теорем, опровержение от начала мира устоявшихся аксиом и совершения повсеместной математической революции в музыке, подобной тому, что некогда совершили Риман и Лобачевский с такой, казалось бы, естественной и приятной гипотезой Эвклида.

Официальной датой старта Aggressiful считается конец 2015-начало 2016 г.г., когда команда полностью укомплектовала свой состав и приобрела современные очертания. Но надо заметить, что уже в 2011 году основателем коллектива был заложен первый кирпичик будущего Aggressiful в виде инструментального трека “Только вперёд”, а в 2015 году под вывеской капеллы был реализован экспериментальный мини-альбом “Аркей”, который стал первой солидной вехой на пути группы к собственному уникальному звучанию и шагом в сторону от материала своих кумиров из Uneven Structure, Bulb и Benea Reach.

Таким образом, начало было положено, а сейчас на новейшем трёхтрековом макси-сингле “На гребне новой волны” нашему вниманию предлагается обновлённый, окрепший, весьма выросший в плане качества реализации и прочно ставший на ноги, но по-прежнему джентовый и мат-металлический, хотя в то же время и очевидно альтернативный Aggressiful. Хочу сразу сказать и предупредить слушателей рецензируемого релиза, что данный коллектив занимает противоположную по отношению к каноническому мат-металлу a la Meshuggah позицию и не стремится к чистой технике и безэмоциональной закрученности, предпочитая сухой выверенности и правильности риффов этой безусловно значительной команды альтернативную мелодичность и живую душевность прогрессива.

Итак – поехали! Титульный трек начинается с довольно характерной, вполне джентовой размеренной правильности, на фоне которой присутствует угрюмая, но довольно короткая разговорная часть. Мелодично-неторопливый и вдохновенный чистый вокал время от времени оттеняет сочный метал-коровый скрим. А в целом ощущение от нового трека лично у меня было таким: группа пробует совместить несовместимое – бездушно-техничные цифры метронома и глубокую душевность современного альтернативного металла. Получается отнюдь не смесь бульдога с носорогом: инструментальные части традиционно на высоте, но теперь Aggressiful избавился от синдрома перфекционизма и не пытается запихнуть в каждую вещь по сто пятьдесят риффов и гитарных находок, давая возможность чистоголосому вокалу и выдаваемым им русскоязычным лириксам занять первостепенное и главенствующее положение. Если раннее творчество команды весьма сильно кренилось в сторону техники ради техники, то теперь ребята показали, что могут писать в первую очередь хорошие песни. Не забывая при этом и о техничности, конечно.

Второй трек “Бездна” на порядок тяжелее, стремительнее и агрессивнее, чем открывающая альбом и давшая название релизу “На гребне волны”. В отличие от неё, в “Бездне” задаёт тон и безраздельно царствует мистер скрим, который с первых же аккордов врывается в сознание слушателя, и жёстко, чётко, мощно и напористо вдалбливает в мозговые извилины находящихся в непосредственной близости от звуковоспроизводящей аппаратуры индивидов свои специфические идеи. Отрывистая напористость трека уравновешивается прекрасными мелодичными соло, которые, играя на контрасте с основным посылом вещи, звучат ещё более эффектно и цепляюще. Просто превосходный, почти неоклассический проигрыш в преддверии завершения трека доводит противоборство двух противоположных и предельно разнородных начал до высшей точки, напоминая нам о единстве и борьбе противоположностей, как одном из основных законов диалектики. Но и эта антиномия в конце концов с успехом разрешается, противоречие снимается, и музыканты отправляются к покорению новых вершин и открытию новых парадоксов.

Пожалуй, Aggressiful не был бы собой, если бы при всей мелодичной альтернативности своего нового творения не вспомнил о прежней джентовой привязанности к гиперусложнённой многослойности. Завершает диск инструментальная версия титульного трека, где музыканты получают возможность оторваться, что говорится, по полной, и, естественно, они не упускают этот шанс! В целом ваш покорный слуга не самый большой любитель инструментальной музыки, но в данном случае даже я готов признать на все сто, что безвокальная интерпретация “На гребне волны” получилась как минимум не хуже, чем основная модификация этой композиции, а лично для меня даже ближе и понятнее, поскольку звучит естественнее, свободнее и как будто воздушнее. В ней больше простора и какой-то зияющей эфирной высоты, словно намекающей на безграничность возможностей музыкантов и на то, что до арт-металла этой команде уже рукой подать.

Подведём итог. Новое творение колоритной казанской капеллы получилось почти идеальным. Чувствуется, что команда стремилась показать все оттенки и грани своего мастерства, что превосходно олицетворяет изображённый на обложке появляющийся из глубин морских математически-расчерченный многогранник, и это ей с успехом удалось. Противоположные как инь и ян первую и вторую композиции отлично дополняет и объединяет словно уходящая в бесконечность, как бесконечная прямая, инструментальная версия открывающего номера. “Что в начале, то и в конце” – как будто говорит такое расположение и характер треков. Но это вроде бы идентичное и тождественное “то же самое” на деле оказывается совершенно иным, инаким. А о философских, жанровых и чисто музыкальных особенностях макси-сингла “На гребне новой волны” можно говорить бесконечно, и говорить определённо стоит. Но прежде чем к этому приступить, нужно всё же послушать то, что выкристаллизовали на своём новом творении эти талантливые экспериментаторы, почитатели фонетических извратов и любители многогранных философских притч.