ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Atrium Mortis "Дороги"

Atrium Mortis, дороги

13-02-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ATRIUM MORTIS - 2016 * * * * *
Atmospheric melodic death metal
"ДОРОГИ" (EP)
SELFRELEASED
Россия, Москва

Мелодик-дэт всегда ассоциировался с чем-то продвинутым, почти идеальным, техничным, безупречным и вылизанным почти до блеска модными Finnvox и Sunlight, а такие группы, как In Flames, Dark Tranquillity, Soilwork и At The Gates стали почти топ-столпами современной метал-сцены – признанными, уважаемыми, глянцевыми и… предсказуемыми. Не важно, насколько Вы согласны с моим последним утверждением, но общую тенденцию отрицать невозможно, и это факт.

Но не столпами одними жив мелодэт, и сегодня мы в этом убедимся на примере Atrium Mortis – московского мелодик дэтового one-man проекта, который был запущен Борисом Беликом (задействованным также в проекте Дневник Термита Пита) в 2012 году, а сейчас временно заморожен после выпуска мини-альбома “Дороги”. Данный EP настолько хорош, что было бы непростительной ошибкой проигнорировать его и не удостоить подробного обзора.

Уже мельком взглянув на обложку, российский глаз уловит знакомые пейзажи Матушки-России и две её главные беды: дороги и тех несчастных скитальцев, что по этим дорогам ходят. Вот уже и тема для дэт-металлического диска. А если уж выпал снег и спустилась ночь, то тут сам бог велел вытаскивать из сарая усилок и зазывать к себе на огонёк брутальными риффами полубезумных окрестных волков и ещё более безумных местных алкоголиков.

Если не считать атмосферное интро “В начале пути” и оркестровый завершающий диск инструментал, на альбоме представлено всего четыре трека, которые очень мало общего имеют с флагманами и корифеями мирового mdm, а вызывают ассоциации скорее с чем-то очень русским, протяжным, тоскливым и горьким. Как будто поздний Чёрный Обелиск три года жил на заброшенной полярной станции, питался впроголодь солёной брюквой и слушал только КУРСК, Поезд Родина, Taiga и Second To Sun, а потом выразил свои впечатления об этих “каникулах” в виде вот такого мини-релиза.

Третий трек “Утопая” встречает слушателя более-менее стандартным mdm-риффом, но он почти сразу же тонет в обильных клавишных, разрождаясь в хрипло-отчётливые вокальные партии, которые мерно и убедительно рисуют картины пустоты, отчаяния и безнадёжности на фоне почти готик-металлической подложки, а хоровые фрагменты в припеве зимней панихидой ветра вторят и без того гулко-стучащему надрывному хрипу Бориса.

“Сожгли, растоптали, предали, продали
Всё что мне дорого разрушено, уничтожено
Всё гуще непроглядный мрак
И мне нечем дышать
Я ухожу в чёрную глубину Я тону
утопая в океане мракобесия”
(с) Утопая

Завершает пластинку оркестровая инструментальная вещь “Фантомная боль”, которая словно жирное многоточие уходит вдаль крестами и могилами без вести пропавших, сгинувших в сталинских ГУЛАГах. Эта вещь – невыносимая ноющая боль по тому, чего уже нет и не будет, но память сердца не стереть, не уничтожить, и вот она ноет, воет, плачет вечной – безвременной эпитафией, столь же широкой и необъятной, как и чёрная непроглядная российская душа-ночь, преисполненная фантомов и боли.

Atrium Mortis – это бесконечная снежно-чёрная пелена, у которой ни конца, ни края, и ты бредёшь в этой безбрежной мгле, и только седые звёзды, словно рассыпанный кем-то чистейший бисер воспоминаний, смотрят на тебя из чёрных бездонных глазниц мироздания.

Проект исполняет исконно русскую музыку, навеянную широтой и звериной непроглядностью богатой русской души (естественно, ни о каком псевдопатриотизме речи здесь не идёт). И если, увидев определение melodic death metal, вы ожидаете найти здесь нечто схожее с Kalmah или Norther, не тратьте времени попусту - ничего подобного на этой пластинке нет. Atrium Mortis играет скорее в духе Dissector, а в плане идеологическом стоит, как я уже говорил, на одной полке с КУРСК, Поездом Родина, Montes Insania и, возможно, Abysmal Growls Of Despair. Их атмосферный неторопливый стафф с прозрачным звучанием и обилием нижних гитарных струн напоминает Sentenced времён “Amok” и The Black League, но на самом деле Atrium Mortis далёк ото всех этих сравнений на сотни световых лет. Это атмосферный mdm по-русски, и в этом его сила и уникальность.

Альбом не может похвастаться идеальным звуком или безупречным сведением, но уже сейчас этот короткий EP звучит и воспринимается как флагман особого российского мелодэта, который никогда и ни за что не спутать ни с каким другим, а национальный колорит, прекрасные ритмы и глубокие выстраданные тексты делают диск настоящим шедевром настоящего русского металла, представителей которого даже в наши продвинутые с музыкальной точки зрения времена можно пересчитать по пальцам.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев