ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Belphegor "Totenritual"

Belphegor "Totenritual"

05-01-2018 Дмитрий Фомин

Исполнитель
BELPHEGOR
Релиз
"TOTENRITUAL"
Год
2017
Стиль
Black / death metal
Лейбл
NUCLEAR BLAST
Страна, город
Австрия, Зальцбург

Последние годы для именитой австрийской блэк/дэт формации Belphegor выдались не самыми легкими. Тяжелая болезнь лидера группы, Хельмута Ленера, проявившаяся после южно-американского тура, а также запреты их концертов в России стараниями так называемых православных активистов – все это отнюдь не располагало к  мотивации для творчества. Или нет? Вполне возможно, как раз эти неурядицы, выпавшие на долю музыкантов, поспособствовали появлению на свет одного из самых злющих и экстремальных метал-альбомов этого года.

Новая работа продолжает идеи предыдущего лонгплея ''Conjuring The Dead'', но по сравнению с этой достаточно однообразной пластинкой получилась более насыщенной и совершенной. С одной стороны Belphegor вернулись к более традиционной блэк-составляющей, с другой же зазвучали в разы мощнее и тяжелее, опустив строй гитар до си и ля диез, чего раньше никогда не делали. "Totenritual" всецело можно назвать одной из самых брутальных и одновременно самых гармоничных творений австрийских богохульников.

Belphegor отчеливо дали понять, что полумеры не для них, группа  всегда открыта для серьезных экспериментов и в то же время остается верной своему характерному звучанию, соблюдая прямо-таки виртуозный баланс. Практически идеальная слаженность всех инструментов при идеальном же плотнейшем саунде, в котором нет ни намека на "пластмассу", скрупулезная продуманность  партий и эффектная завершенность каждой композиции вкупе с соблазнительной грацией инфернальных мелодий. Грозное, величавое, предельно мрачное и невероятно жестокое и одновременно прекрасное средоточие первозданной тьмы и хаоса – таким предстает перед нами "Ритуал Смерти".

К лирической концепции Хельмут и Ко как всегда подошли очень серьезно и основательно. На этот раз они сконцентрировались не на высокоинтеллектуальном поругании религиозных догм и постулатах черной магии (хотя и без этого, разумеется, не обошлось), а на более философских, ритуальных и оккультных темах, направленных на осмысление сущности того, кто в разные эпохи и цивилизации был известен под многими именами, представал в различных образах и являлся символом вселенской мудрости и вселенского же зла...

Альбом вместил в себя вполне традиционные для Belphegor дэт/блэковые боевики (''Baphomet'') с сокрушительными и в то же время выверенными ударными, за которые отвечает сессионный драммер Саймон "BloodHammer" Шиллинг, а также техничными и мощными риффами Ленера и его характерным гроулом, периодически срывающимся на ядовитый скриминг одержимого. Не обошлось и без влияния классической музыки (''The Devil’s Son''), что в сочетании со смертоносными тремоло и трамбующими бластбитами произвело на свет совершенно новый пласт демонической мелодики. Сам Хельмут никогда не скрывал своего увлечения классическими композиторами типа Баха, Брамса, Бетховена и их влияния на Belphegor. Примечательно, что ''The Devil’s Son'' посвящена легендарному скрипачу Никколо Паганини, за виртуозную манеру игры (и внешний вид) которого ему приписывали сделку с нечистым. В свою очередь свирепый и богохульный монстр ''Swinefever – Regent Of Pigs" возвращает группу на тропу войны с религиозным лицемерием и поражает превосходным сочетанием дэтовой агрессии и заливистых соло. После чего в ход идет наиболее тяжелая артиллерия.

Оккультный эпик ''Apophis – Black Dragon", текстурированный цепкими тремоло и эффектными флажолетами, ориентирован уже на блэковую основу и посвящен гигантскому змею из мифологии Древнего Египта, олицетворяющему первородный хаос и противопоставленному богу солнца Ра. Жуткий нечеловеческий вокал, словно зачитывающий древнее заклинание, хоры и акустические мелодии, водруженные на фундамент убийственной ритм-секции, рисуют картину нечестивого  богослужения. В излюбленном стиле австрийцев лирика композиции содержит не только латынь и немецкий, но и древнеегипетский язык.

В схожей ритуальной манере (с участием английского и латыни) выполнена и "Totenkult – Exegesis Of Deterioration". Здесь на первый план снова выведена дэт-метал основа с эпичными фрагментами в духе Behemoth и техничными сменами плана, в которых есть что-то от американцев Nile. Небольшая медитативная пауза в виде инструментальной интерлюдии, и вот перед нами еще один забойный трек ''Spell Of Reflection'', отмеченный печатью мелодичного блэка с архаичным налетом Melechesh.

''Embracing A Star'' уверенно можно назвать самым экспериментальным номером альбома за счет умелого чередования брутальных кусков и атмосферных "магических" порталов, открывающих двери в космическую бесконечность. Данная вещь получает прямое продолжение в виде титульной композиции-эпилога, выполненного в той бескомпромиссно-неистовой манере, плавно увлекающей нас к истокам первобытных культов, что зародились задолго до становления мировых религий…

Как уже говорилось выше, "Totenritual" отлично сбалансирован и прекрасно усваивается на одном дыхании при продолжительности в эталонные сорок минут. Впечатляющий арт-ворк, к которому снова приложил руку Спирос "Сет"  Антониу, идеально дополняет музыкальную составляющую. Возможно, кто-то назовет эту пластинку лучшей в творчестве австрийцев, кто-то скажет, что Belphegor просто ступили на новый этап развития. Пока ясно одно – этот альбом можно назвать крайне мощной работой, представляющей эту экстремальную команду в самом расцвете сил и творческой энергии. И если кто-то по каким-то причинам до сих не знаком с творчеством Belphegor, то "Totenritual" самый подходящий повод наверстать упущенное. А мне остается лишь присоединиться к словам Хельмута Ленера и подтвердить, что Belphegor действительно создают элитарную музыку для настоящих эстетов темного искусства.