ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом Drunemeton "Return To Old Europe"

30-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Далеко не одни австрийцы из Summoning в наши дни сказительствуют на фоне металлических риффов, возвращая жизнь мифам и забытым легендам, вот и занятный отечественный one-man-проект Drunemeton продолжает свой эпический сказ о том, что было задолго до того, как мир наводнили спекуляции на тему седой праисторической древности, их новый диск так и называется – “Возвращение в старую Европу”, а логотип и красочный арт однозначно дают понять, что недостатка в аутентичности и кельтской суровости здесь не предвидится.

Нынешний Drunemeton приглашает нас на своём новом, уже, кстати, третьем по счёту лонгплее в мир языческой первозданной Европы, где ещё жива вера в магию, а зло и добро не просто отвлечённые категории, а жестокая повседневная реальность. Кстати, обложка у актуального релиза действительно просто феноменальна, и благодарить за это стоит талантливую художницу, скрывающуюся за псевдонимом AR Mezhova, ведь именно благодаря ей ваши фантазии под музыку проекта будут ещё более смелыми, детальными и далеко идущими.

И да, охарактеризовав Drunemeton как one-man-проект, я слегка погорячился. Сейчас в эпоху актуального диска “Return To Old Europe” в состав проекта вроде как вполне перманентно и официально входит всё та же AR Mezhova (vocals, artworks), а за ударные сессионно отвечает Veteris, и всё-таки руководящая роль в коллективе, понятное дело, принадлежит Граннусу (Heresiarch Seminary, Moor Castle и др.), который ныне, как и прежде, истово ратует за непримиримый сыро-болотно-водянистый блэк-метал с клавишными, мелодиями, особой кельтской магией и непременной природно-лишайниковой основой, а основная масса всего того ветвисто-дремучего великолепия, что ждёт вас на пластинке, это исключительно его рук дело.

Подобно Ancient Rites, ранним Mithotyn, Forlorn и Evol, Граннус любит и котирует блэк-метал не за злость и ярость, а за его особое мистическое очарование, хаотическую непредсказуемость и возможность быть драйвовым и атмосферным одновременно. Концепция не изменилась: ранее подольский, а ныне московский фрегат по имени Drunemeton образца осени 2019 года всё так же тёмен, угрюм, сыр и воинствен, по-прежнему любит длинные, уходящие корнями в олдскульное наследие Bathory и Graveland треки и не прочь щедро дополнить их помпезными аранжировками, а его раскидистые эпичные пьесы по-прежнему очень здорово заходят в разум, настраивая его на неспешный, возвышенный и былинно-мечтательный лад.

Особо стоит подчеркнуть, что в музыкальную канву альбома очень здорово вписались глубокомысленные струнные переборы и симфонические аранжировки, которых особенно много в титульной вещи, а кое-где диск, кажется, вот-вот готов сорваться в пучину неоклассики и/или авангарда. Конечно, подобных коллективов в последнее время становится всё больше (вспомнить хоть замечательный бразильский Myrkgand или давно уже зарекомендовавший себя, а в последнее время достигший ещё больших высот португальский Antiquus Scriptum), однако Drunemeton не теряется на их фоне, а может в любой ситуации дать сто очков форы самым назойливым и бестактным новичкам,

И да, изобилующий мелкими деталями и внутренней динамикой арт делает материал альбома ещё более весомым и настойчивым, вплотную приближая его к тому чтобы стать произведением искусства. “Return To Old Europe” выглядит как приятный коллекционный артефакт, и если у вас тоже осталось такое впечатление после первого взгляда на компакт, то Граннус и его новенький полноформатник не разочаруют и не подведут: будет шумно, саундтреково, немного страшно, а вороны будут шелестеть крыльями у вас прямо над головой – и в этом-то вся соль: утяжелённый вариант Inkubus Sukkubus в лице “Return To Old Europe” драматичен и театрален ровно настолько, чтобы это не помешало очарованию искренности и убеждённости автора.

Кстати, мне сильно кажется, что огрехи записи и нюансы сведения в данном случае это вовсе не огрехи, а целенаправленно проводимая политика основного автора и мастермайнда проекта – кажется, дай лидеру Drunemeton сто тысяч долларов, посади его в Finnvox, он и тогда нарулит в точности вот такой вот андеграундный шум-скрип—хруст-атмо-блэк с то и дело пробуксовывающими гитарами, слишком долго топчущимися на одном месте колотушками барабанов, нелогичными переходами и нарочито олдскульным дисторшном. Ну а что, аналоговые крафтовые вещи должны звучать именно так, и ориентирован данный компакт исключительно на поклонников умных, глубоких и прочувствованных релизов.

Рецензия на альбом группы BARADJ "Hunnar"

29-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У поклонников и почитателей ранних Amorphis есть теперь огромный повод для радости и восторга, и он сейчас перед вами – казанский коллектив BARADJ со своим новым полноформатником, который называется “Hunnar“ буквально взмыл к высотам умного, стильного, сочного и что важно, по-настоящему тяжёлого и экстремального этно-фолк-металла с заметной прививкой замечательных олдскульных тенденций, правивших бал в начале 90-х, и сделал это совершенно без примитива или нарочитой ретроспективности. Свою музыку сами BARADJ относят к пост-фолк-металлу, однако всё здесь куда сложнее и неоднозначнее.

Дивный аромат первозданной металлической сырости, сложные инструментальные каскады, причудливые этнические виньетки, отличный гроул и влияния пост-рока с пост-металлом делают “Hunnar” одновременно похожим и на “The Karelian Isthmus” с “Tales From The Thousand Lakes”, и на “Tuonela”, и к этому восхитительному коктейлю то и дело примешиваются элементы, напоминающие Orphaned Land, Tenhi, Tool, Opeth, Menhir, Atra Hora и поздних Silent Kingdom. И я не случайно вспомнил сейчас сербов и их “Where Secrets Meet” – у нынешних BARADJ на самом деле очень много от серьёзного вдумчивого арт-рока и от такого же серьёзного пост-рока.

Уже в открывающей диск титульной вещи без труда можно рассмотреть все перечисленные выше элементы, а сменяющая её “Dunay” с головой окунается в прогрессивно-этнические дали, даже особо не стараясь придерживаться чёткой рок-металлической основы и куплетно-припевной структуры. Свобода, эксперименты, чистое буйство народных традиций и природных стихий – всё это сплетается в музыке BARADJ в органичном и прекрасном единстве, а карающие грозовые риффы и грозный гроул делают материал коллектива по-настоящему металлическим, качающим и сокрушительным, не чураются метал-традиционности, но избегают штампов и общих мест.

Очень трогательно и изящно звучит небольшой инструментальный этюд “Khiyal (Tulu)”, а контрастно противолежащая ей “Attila” элегантно играет с карельскими и булгарскими этно-традициями, вплетая архаичные мелодии в ревущий прог-дум-дэтовый напор. Собственно, именно тем же самым занимались и ранние Amorphis, но в те времена у авторов “The Karelian Isthmus” ещё не было соответствующих музыкальных навыков, которые позволили бы их дарованиям раскрыться в полной мере, а только-только зародившийся дэт-метал был ещё слишком консервативным и косным, чтобы позволить на своей основе такие инновации.

Но всё совсем иначе сейчас в 2019 году, и нынешние BARADJ с успехом пользуются своими привилегиями, сочетая хтоническую мощь смертельного металла 90-х с атмосферной печалью дума, даркметаллическими абстракциями и глубиной фолк и этно-мистики. Впечатляющие чистоголосые распевки эффектно оттеняют риффовый напор, мечтательные пост-метал-размышления выглядят как причудливые окаменелости из совсем другой эпохи на фоне жестокого рыка, а меланхоличные инструментальные сюиты медитативно чередуются с традиционными этно-дэт-метал-треками, добавляя на диск глубины и аутентичности.

Невероятно хороша, равно как и сложна, нелинейна и непредсказуема “Altynchach”, удивляет своими почти речитативными вставками “Juketaw”, психоделична, резка и пронзительна “Tengri”, почти ритуальна и молитвенна, но в то же время очень драйвова “Bolgar Dalasy” - BARADJ не смотрят на коллег по сцене, высматривая, у кого бы содрать какую-нибудь эффектную фишку и в какой бы новый тренд вписаться – они сами создают свой собственный тренд, в русле которого движутся вот уже десять лет, и в то же время явно делают только то, что любят, и к чему тяготеет их душа.

У “Hunnar” практически нет недостатков, я бы даже сказал, что их нет вовсе, и даже особенности звука, повышенная ностальгическая ортодоксальность риффовых атак, нюансы сведения и особый способ подачи и записи гроул-партий это именно особенности, нюансы и характерные черты – не недостатки, ведь и они в том числе составляют уникальный стиль группы, и без них BARADJ не были бы собой, не были бы так сильны, прекрасны и узнаваемы. Для любителей тяжёлого фолка и этнических влияний в русле бескомпромиссного тяжмета актуальный диск это просто клад и находка. Я очарован новым творением казанских коммандос: их новый релиз – это настоящая этно-магия.

Рецензия на альбом группы TVOY "Single"

28-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Да не введёт вас в заблуждение название данной пластинки - перед нами сейчас совсем не сингл, а вполне себе полновесный и полноформатный дебютный альбом one-man-проекта из Сыктывкара под предводительством Константина Поташова. Не имею ни малейшего представления по поводу того, что хотел сказать автор таким названием своего диска, но внимание оно привлекает – это факт, а попутно, вполне вероятно, наведёт кого-то на размышления о внутренней связи и оттенках в значении английских слов “single”, “alone”, “lonely” и “one”, а также о том, как они способны корреллировать с аббревиатурой diy (do it yourself) – да-да, вы всё правильно поняли, и самобытности на данном CD хоть отбавляй!

Достаточно продолжительное интро звучит в своей первой половине в духе релакс-медитаций, но во второй половине утяжеляется, и “голос за кадром” неожиданно откровенно заявляет “соберём все вместе синглы, вот и альбом”, хотя я бы не стал утверждать, что всё в данном случае настолько уж просто и безыскусно! Первый трек “О ней – о любви” представляет свою собственную вариацию автора на тему, как мог бы звучать классический русский рок в духе Кино в содружестве с полифоничным ньюэйджем вроде X-Perience, Era и Enigma. Голос Константина напоминает одновременно Цоя и Бутусова, а музыкальное оформление его песен вызывает в памяти Лорину Маккеннитт и всё тех же Enigma, Era, Deep Forest и иже с ними.

Кстати, о Лорине. Третий по счёту и второй песенный номер на пластинке “Если уйдёшь…” записан совместно с Аллой Саревой, и на самом деле за счёт использования женского вокала ещё ближе подбирается к владениям Лорины, Эньи и всяческих Clanned, а вот сменяющий эту вещь трек “Жить мечтой” неожиданно делает крен в сторону колхозной панк-эстетики Сектора Газа, и даже голос вокалиста неожиданно начинает смахивать на Юрия Клинских, что происходит на фоне всё тех же арфовых переборов и прочей стилизованной музыкальной кельтики, а потому pfvtnbnm, что это звучит диковинно, будет сейчас как нельзя более уместно.

Тяжёлые металлические гитары “Кино” приносят на диск влияния индастриала, который в сочетании с разухабистой вокальной манерой автора звучит как какой-то полунездешний вариант паган-металла (и, кстати, в текстах и в голосе в данном треке проскальзывает что-то от Шклярского), а вот звук и сведение настолько атмосферны и разреженны, что в них можно утонуть. “Падший” и по тексту, и по исполнению смахивает на классические хиты Наутилуса Помпилиуса, хотя и здесь не обошлось без характерной для Tvoy мистической подоплёки и появившихся в прошлом треке тяжёлых массивно-припечатывающих гитар.

“Недоброе утро” выглядит как апофеоз индустриального панка, где на фоне тяжёлых рамштайноподобных гитар и буйства синтезаторов Константин то подражает вокальным упражнениям Короля и Шута, то пробует себя в экстремальных дьявольских повествованиям, ну а коротенький финальный набросок “Праздник приходит” это уже откровенный стёб, шарж и всецело эмоционально-импульсивная, ситуативная запись. Что будет если смешать Несчастный Случай, Шмелей, Пикник и Наутилус Помпилиус? Вероятно, ответ сейчас перед нами, и звучит он довольно органично и почти естественно.

Не нарушает эту органичность даже тот факт, что альбом как будто состоит из двух равных, но совершенно разных частей, и первые четыре трека словно написаны и записаны совсем другой группой, нежели последние четыре: очень мало общего у эфирных, воздушных, почти ньюэйджевых “О ней – о любви” и “Если уйдёшь…” с грузными, рваными, монолитно-свинцовыми “Кино”, “Падший” и “Недоброе утро”. Саунд, настрой, даже эмоциональная окраска лирики совершенно разные в первых четырёх пьесах и в последних четырёх, а в целом создаётся ощущение, что музыкант сам ещё не решил, в каком направлении ему больше хотелось бы развиваться, и представил эдакий концептуальный шеридан – музыкально-словесный инь-ян.

При всех очевиднейших недоработках в плане саунда, сведения, композиции и общем diy-уровне продюсирования актуальный релиз привлёк моё внимание и заинтриговал своей экспериментальностью и свежим взглядом на феномен русского рока. Есть на диске что-то отдалённо напоминающее атмосферу и настроение аквариумовского “Пепла”, раннюю классику Наутилуса и Агаты Кристи, и какая-то ничем не связанная и ни на что не ориентирующаяся непосредственность, из которой так часто рождались великие диски и великие группы. Конечно, на данном этапе всё это ещё очень далеко не про Tvoy, но задел весьма неплохой и многообещающий.

Порой “Single” смахивает на ранние происки The Cure, Bauhaus и Sisters Of Mercy, порой кажется каким-то визионерским винегретом, а в общем и целом представляет собой набор пока ещё очень сырых и не вполне доведённых до ума музыкально-текстовых скетчей, но именно в этом его сила. Чистый неогранённый алмаз всеобъемлющей экспериментальности на почве великого и несравненного русского рока в исполнении Tvoy можно сравнить с тем, что выдали нам в недавнем прошлом N & B, Hagat и Турбогроб, а можно ни с кем и ни с чем не сравнивать, а просто прильнуть к этому источнику чистой музыкально-текстовой непосредственности и освежить своё восприятие музыки, а заодно избавиться от вросших в сознание шаблонов и стереотипов.

Рецензия на сингл Фелиссы Белиол "Любовь"

26-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Любовь и в Африке любовь. И, наверное, даже в Японии. Хотя сейчас, после выхода новейшего сингла Фелиссы Белиол делать такие утверждения про страну восходящего солнца, самураев и хокку можно уже с полной определённостью и безо всяких “наверное” – Фелисса так увлеклась идеями и идеалами вижуал-кея, что для большей аутентичности и правдивости даже отправилась в Японию на некоторый период, а вернувшись продолжила заниматься собственным творчеством уже на родине, не оставляя попыток поразить мир своим оригинальным русскоязычным вариантом любимого жанра.

Не так давно у исполнительницы вышел дебютный полноформатный альбом, а летом нынешнего 2019 года у неё вновь премьера и даже две: клип на одну из самых запоминающихся песен с альбома “Душа” и совершенно новый сингл “Любовь”. Собственно, тематически эти два релиза пересекаются или точнее, один переходит в другой: если “Боль и счастье свободы” повествует о расставании, прекращении отношений, то “Любовь” это новое начало и новый расцвет чувств, когда история начинается с чистого листа, а впереди только доброе, хорошее и прекрасное.

В точности следуя традициям азиатской созерцательности и правилам вижуал-кея, Фелисса сделала свой новый видеоролик именно таким: созерцательным, костюмированным и калейдоскопично-вращающимся вокруг одних и тех же повторяющихся, но эффектных образов. В видео девушка предстаёт то в виде самурая, решительно отсекающего прошлое своим острым мечом, то беспечно обмахивается веером в предвкушении своей свободы, то вдруг становится грозной хищницей, вырвавшейся на волю, то просто кружится по полю в окружении цветов и трав.

Лёгкие, достаточно светлые, хотя и не лишённые внутреннего стержня и напора образы, некоторая доля кокетства и театральности в поведении, костюмы в прояпонском стиле и мягкий природный фон в совокупности создают ощущение приятного видения, посетившего уставший, но вовремя расслабившийся посредством пары-тройки бокалов саке и отхода ко сну у себя на веранде в летний июльский полдень разум. Следить за перемещениями на экране и мимикой Фелиссы – это вам не ловить абсентовых фей: всё намного приятнее, хотя и довольно энергично.

Конечно, видео не отличается разнообразием и какой-то особой зрелищностью или динамичностью, однако в качестве тематической вижуал-кей-иллюстрации к треку подходит довольно неплохо, да и динамика с надрывом там, конечно же, присутствуют: кровь, решительность, резкие движения – всё предельно очевидно иллюстрирует серьёзный настрой исполнительницы, а достаточно жёсткое музыкальное оформление с намёком на металлический драйв ещё более подчёркивает ревущий накал страстей и непреклонность героини.

А вот новейший трек “Любовь” это нечто совершенно противоположное песне, на которую был снят клип. Здесь правит бал расслабленная весенняя меланхолия и традиционный для Фелиссы поп-рок с элементами неоклассики. Уже нет ни следа металлических аранжировок, да и рока как такового почти нет, а на троне восседает эфирно-воздушная полётная мечтательность, характерная для творчества Эньи, The Clannad и Лорины Маккенитт, но с характерной японской атмосферой и прозрачной аллюзией к самурайским мелодиям, которых так много было в “Боли и счастье свободы”.

Чувствуется, что Фелисса с интересом посматривает в сторону от традиционного вижуал-кея в направлении более компромиссных, изящных и разнообразных жанров: если “Боль и счастье свободы” вполне умещается в стандарты традиционных вижуал-кей-артистов вроде Malice Mizer и Cinema Bizzare, то её актуальный сингл это уже что-то более напоминающее синти-поп и даже эмбиент, что можно без труда заметить если сравнить “Любовь” с треками Канон Вакэсимы (японская певица и виолончелистка в жанрах дарк-эмбиент и барокко-поп) “Marmalade Sky” и “Koi no Doutei”.

Фоновый, достаточно мерный и ровный характер композиции призывает слушателей быть предельно внимательными, предлагает им вслушаться, всмотреться, затаить дыхание, на время отойдя от сумасшедшего ритма жизни мегаполисов, и открыть своё сердце азиатской мудрой неспешности и актуальной вариации российско-японского вижуал-кея в исполнении Фелиссы. Сходств с Эньей на самом деле немало, а если воспринимать “Любовь” в связке с предшествовавшим релизу сингла клипом, картина обретает целостность и завершённость.

Конечно, сейчас перед нами не шедевр и не прорыв, да и уровень продюсирования и реализации всё ещё остаются на diy-уровень, однако всё смотрится в совокупности довольно приятно, а что важнее  - рельефно, выпукло и образно, визуально, что для заявленного жанра, конечно же, первостепенно. Фелисса явно чувствует себя очень свободно, уверенно и комфортно в тех образах, которые на себя примеряет, а её лучистый энтузиазм действует как радиация счастья или как какой-то аналог вечного двигателя. Это заразительно и способно поднимать настроение не хуже чем саке, что уже само по себе замечательно.

Рецензия на альбом проекта Чароит "По пути к рассвету"

26-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Моё знакомство с творчеством ролевиков-менестрелей произошло при довольно романтических обстоятельствах: это был 2000 год, я был тотально забаррикадирован металлическими идеалами, идеологией и эстетикой, меня несла и подбрасывала безудержная металлическая магия. Это было время дисков и кассет, высоких трав, веры в высокие идеи (а что важнее – желания и готовности этими идеями жить), бумажных журналов, писем и обмена музыкальными редкостями в почтовых бандерольках. Именно в одной из таких бандеролек как-то от одной из моих питерских знакомых по переписке ко мне пришли записи Ниенны (позже Элхе Ниеннах), Тэм Гринхил, Иллет и Скади. И хотя эта музыка была по звучанию совершенно не похожа на метал, меня она захватила сразу, ведь вдохновенное исполнение, волшебные тексты и убеждённость, убеждённость и ещё раз убеждённость стояли у менестрелей на первом месте. Энтузиазм, веру и эмоциональный накал этих авторов было просто невозможно не увидеть и не почувствовать, и хотя я никогда не причислял себя к толкиенистам, это ничуть не помешало мне полюбить эту музыку всем сердцем.

А потом были записи Лоры Провансаль, Йовин, Джем, Рыжего Канцлера, только-только начинающей тогда Хелависы, Башни Rowan, совсем уж эксклюзивы вроде Werwolka, Предел, Чайки и бесчисленные “и иже с ними”. Эксклюзивность и какая-то особая элитарность – это ещё пара слов, которые можно добавить, описывая, почему такие вроде бы простые и безыскусные песенки цепляли настолько глубоко и всерьёз. И да, далеко не всегда менестрели ограничивались одной только акустической гитарой, и примером тому могут служить как раз упомянутые сейчас мной Башня Rowan, Предел и Werwolka. Или певица, скрывающаяся под псевдонимом Чароит. На своём дебютном четырнадцатитрековом альбоме Чароит (в миру Яна Григорьева) исполняет песни, напоминающие классику Тэм Гринхил, Йовин и Иллет, но с более богатым и разнообразным музыкальным сопровождением в духе Башни Rowan, Ignes Fatui, обязательными рок-барабанами и таким же обязательным шагающим рок-ритмом, поверх которого ненавязчиво наслаиваются почти джазовые импровизации и клавишные пробежки.

Чароит напоминает Тэм Гринхил не только тембром голоса и особой героически-зовущей подачей, но и мастерством обращения со словами и рифмами, что однозначно стоит расценивать как комплимент. Слова классика “словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести” относятся к песням Яны если не на сто процентов, то на девяносто пять – точно. Поёт она вдохновенно и вдохновляюще, а хитовость, припевность и рок-песенность, которые проявляются уже в открывающей альбом “Город на перекрёстке”, не вредят серьёзности и рельефности её композиций, делая их разнообразнее и легче для восприятия людей, не привыкших к андеграундности ранних менестрелей. Чуть более сдержанная, грустная и драматичная “Там под защитой высоких стен” обладает интересным, как будто плавающим музыкальным сопровождением, а сменяющая её “Когда стрела сорвётся с тетивы” при радикальной верности заветам и канонам Тэм в плане аранжировки сближаются с группами вроде Лицей, что звучит как минимум непривычно, а как максимум – оригинально.

И по мере продвижения по трекам альбома музыкальной оригинальности становится всё больше: почти регтайм в “Две трети волшебства”, чуть ли не классический арт-рок 70-х в “Ста причинах”, что-то вроде этно-перкуссии в “Ледяном копье севера” – всё звучит очень интересно, разнообразно и профессионально, если бы не одно “но”. Музыка как будто искусственно задвинута на второй план и служит исключительно обрамлением, барельефом, не надеясь на полноправность с вокальной линией. Конечно, жанр менестрель-композиции уже по определению предполагает доминанту голоса и текста, и всё-таки такая очевидная фасадность и второплановость столь изобретательных и интересных партий вызывает некоторое недоумение. И ещё одно “но”. Кое-где (в том же “Ледяном копье севера”, например) на альбоме проскакивают дисторшновые гитары, и они, как это водится на подобных релизах, совершенно никакие: пластмассовые, неестественные и блеклые. Кроме того, они здесь совершенно не в тему. Но это мелочи (тяжёлых гитар на альбоме всего ничего), и при прослушивании на восприятие и атмосферу данные нюансы ничуть не влияют.

Особая романсовая задумчивая печаль, свойственная Тэм Гринхил, очень интересно звучит у Чароит благодаря её затейливым музыкальным решениям, в чём вас без труда убедят “Моя погибель” и “На волне откровений”, а не впасть в беспросветную грусть и омут отчаяния помогут шутливые алко-гимны в лице “Баллады о лесных стрелках”, “Оды элю” и “Рыцарской застольной”. Коротенькие музыкальные пьесы альбома “По пути к рассвету” никого не станут утомлять и грузить, а вот порадовать любителей интеллектуальных афоризмов вполне способны. Есть на альбоме и небольшой сюрприз-привет поклонникам ранней Мельницы (“Роща Тивери” звучит очень в духе и в традициях “Сонного рыцаря” и “Княже”), однако мне больше всего запомнился и понравился особый “эльфийский рок-н-ролл” трека “Середина лета” (почти “Мои жёлтые ботинки”, только с особой мечтательной фэнтези-спецификой), хотя полюбил и люблю я такую музыку за драматические баллады и героические эпосы в духе “Пепла”, “Моей погибели”, “На волне откровений” и “Между светом и тьмой” (мои любимые треки на пластинке, которые мне приятнее всего переслушивать).

Я не усмотрел какой-либо логики в развитии альбома и сочетании треков - насколько я могу судить, “По пути к рассвету” это просто сборник разных песен в рандомной последовательности, а объединяет их в единое концептуальное целое, в единый альбом общее настроение или скорее даже настрой, который сама Чароит определяет как надежда. “Эти песни о том, что как бы ни было темно, рассвет всегда приходит. Нужно только дождаться!” – читаем мы в авторском эпиграфе к альбому, и песни на диске действительно очень светлые и жизнеутверждающие. Даже в самых горьких и лунных “Моя погибель” и “На волне откровений” нет беспросветной безысходности, а всегда и неизменно на две трети (плюс-минус полстакана) волшебства. Альбом и в должной степени традиционен, и в столь же должной степени экспериментален и оригинален, музыкально-лирические упражнения Чароит звучат приятно и наверняка порадуют не только почитателей творчества менестрелей, но и людей более широкого профиля, знающих толк в хороших стихах и хороших песнях со смыслом. Если бы это был типичный менестрель-альбом, оценка была бы 5 из 5, но коль скоро Яна экспериментирует с аранжировками и столь усложняет их, ей есть, куда расти и к чему стремиться. Пока что 4 из 5.

Рецензия на альбом группы Dissector "Loss"

23-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот легендарный коллектив, стартовавший в Магадане ещё в начале 1990-х и предводительствуемый по сей день своим бессменным лидером и основателем Яном Федяевым (The Lust, GOOT, Tartharia, etc.), исполняет весьма интересную музыку, которую очень сложно описать, да и вообще вряд ли стоит описывать словами. Подобно нынешним Megadeth, “диссекторы” играют нечто очень самодеятельное и авторское, о чём легче и правильнее всего было бы сказать “Dissector – это Dissector”, а распробовать лучше под хорошее крафтовое пиво.

Альбом 2017 года стал особым и переломным для группы. В разгар работы над пластинкой безвременно покинул наш мир давний друг Яна и Олега Андрей Глухов, в связи с чем название релиза, да и сам диск приобрели глубокий экзистенциальный смысл, пропитавшись почти физически ощущаемым чувством потери. Диск имеет впечатляющий чёрно-белый арт и предельно претенциозно смотрелся в виде дигипака, тираж которого на данный момент полностью распродан, а ему на смену давно вышел вариант в стекле с дополнительным бонусом.

Англичане из Metal Mag отметили присутствие на альбоме элементов энергетики (“power”) таких групп как Sabaton, и Dissector не преминули указать в описании своего сообщества ВКонтакте о влияниях трэш-пауэра на свою музыку, однако не спешите принимать данное утверждение как указание на трэш-пауэр таких групп как Metal Church, Meliah Rage и Morgana Lefay – Dissector куда более основательны, сумрачны и меланхоличны; если с кем-то их и сравнивать сейчас, то скорее с Rage или с экспериментальной эрой Kreator времён “Cause For Conflict” и “Endorama”.

Мелодии, атмосферность, плотный трэшевый риффинг и окологотическая мечтательность навроде той, что отличала Paradise Lost времён “One Second” присутствуют практически в каждом треке с “Loss”, однако их процентное соотношение друг с другом заметно варьируется от композиции к композиции, и если открывающий пластинку номер “We Are The Voice” предельно мягок и эпичен, спешащая ему на смену “The Architect” в плане инструментала намного более напориста, ребриста и шероховата, вызывая ассоциации с апокалиптическим трэшем.

Вокал Яна на альбоме кажется каким-то разреженным и почти призрачным. Все те же самые знакомые поклонникам Dissector интонации без толики сомнения узнаются и угадываются даже когда вокала ещё и нет в помине, а звучат одни только инструменты, но когда он всё-таки выходит на сцену, кажется, будто Ян вещает из какой-то забаррикадированной горной пещеры, где попутно ведут оживлённую беседу друг с другом обитатели этой самой пещеры – свирепые лесные тролли.

Вокальные партии диссекторов эпохи “Loss” действительно сложны, полифоничны и многогранны: Ян то стенает и жалуется, то с жаром убеждает и гневается, то зовёт куда-то и сулит несметные кары и беды незримым супостатам-неприятелям, и всё это в рамках одного трека (взять хоть “The End”) и с такой драматической страстью и жизненной натуральностью, что остаться в стороне на самом деле непросто. Даже такие простые считалочки-рифмовки, как припев “Pay” Ян исполняет с такой многострадальной глубиной, что в ней реально тонешь.

Как я уже говорил, описывать музыку Dissector с помощью слов – тухлое дело, однако у меня по мере прослушивания рецензируемого компакта родилась ещё одна вербальная ассоциация. Dissector – это готик-дум в духе Paradise Lost, Cemetary, Tiamat, Sentenced, Theatre Of Tragedy и т.д, но исполненный холериками, исполненный на предельных скоростях, с пылом, с жаром и вообще так, что гвозди отлетают от стен, а штукатурка сыплется на буйные головы будто густой январский снег. “Loss” – это почти что сентенседовский “Crimson”, но утяжелённый и затрэшёванный до дэта.

Как когда-то Slayer сыграли свой “Seasons In The Abyss” на записи в три раза быстрее, чем то было задумано, так и по ходу прослушивания меня всё время неотступно преследовало чувство, что вокалиста и композитора буквально разрывают на части противоречивые стремления, боль, грусть, тоска, вина, желание что-то делать (и делать побыстрее, сию минуту, сию секунду, делать отчаянно, спешно и энергично), что его состояние и внутренний эмоциональный градус практически соответствуют адским мукам грешников со средневековых гравюр.

Диск так раскочегаривается к середине, что “Pieces Of Heart” и “Spark” буквально сочатся энергией и огнём, и всё это на фоне меланхоличных, а порой и почти флегматичных, словно медитативно обращённых внутрь себя риффов и какой-то злобной созерцательности. Именитые гости из Rage и Angelcrypt подбавили в этот жаркий котёл по красивой соло-партии, но кипящее варево “Loss” ничего не потеряло бы и без них. Подобные настроения действительно можно найти в пауэре, но не у Sabaton и не у Metal Church, а у групп вроде Helstar, Sanctuary и Nevermore.

Современный метал (да и не современный тоже) – это по большей части музыка личностей. По-настоящему интересно слушать, как правило, не столько набор удачных риффов и соло, сколько целостный концептуальный метал-ураган, за создание которого отвечает человек, который чувствует, думает, понимает, за словом в карман не лезет и обладает такой харизмой, что в его присутствии вянут цветы, а крышки с пивных бутылок взлетают как пробки шампанского. Ян Федяев именно такой человек, за это я ручаюсь, и его музыка сильна и самобытна – за это я ручаюсь тоже. Отличный альбом, преисполненный боли, настоящих эмоций и откровений.

Показать ещё