ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сплит Vedmak / Wolf's Hunger "Split"

19-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Едва я начал знакомство со сплитом удмуртских блэкарей из Vedmak с сербскими чернометаллистами из Wolf’s Hunger, как на меня накатила ностальгия, и приятные воспоминания повалили просто толпой. Помнится, в середине 90-х один из моих “боевых” метал-товарищей одно время работал в пресс-центре КТР, и там ему нужно было отвечать на письма страждущих и фанатеющих последователей Паука. Интернета в те времена, как вы понимаете, не было, бумажные письма по-прежнему являлись единственной возможностью держать руку на пульсе своих любимых музыкантов, и заинтересованных в том, чтобы купить на почте или в киоске роспечати конвертик, взять школьно-письменные принадлежности и что-нибудь накрапать было довольно много. Так вот, в письмах иной раз случались просто перлы. В одном из них некий оригинал на полном серьёзе писал: “Мне очень понравился альбом Коррозии 1966 года, только я никак не могу понять, как он называется, подскажите, пожалуйста.”

К чему я это и как эта забавная ситуация связана с данным сплитом? А весьма опосредованно, но всё же связана. Дело в том, что нынешний Vedmak исполняет нечто экспериментальное, что отдалённо напомнило мне как раз Коррозию времён альбома “1966”. Паук в те времена называл свой материал индустриальным дэтом, я же отчётливо слышал на этом диске очевиднейшие цитаты из Venom, вот и отложилось у меня в сознании, что экспериментальный трэш-блэк-дэт-индастриал может звучать в том числе и так. Конечно, “ведьмаки” играют более блэково, угрюмо и сумрачно, чем Коррозия, у них меньше трэшевости, вокал грубее и ниже, но всё равно в атмосфере и в текстах, как я вижу, царит и бесчинствует всё тот же оголтелый “ритуал сожжения трупов”. Музыканты явно котируют современный блэк-дэт за мощь, силу и напор, а Marduk с Behemoth значатся в числе их фаворитов, однако помимо всего прочего они стараются играть максимально технично, и порой их деструктивные сюиты на самом деле звучат довольно слаженно.

Вот отгремели три собственных русскоязычных трека Vedmak, и они затянули кавер на сатириконовскую “Wolfpack”, словно призывая выйти из мрака и сделать шаг к колдовскому костру своих сербских коллег-однополчан, а Волчий Голод не заставил себя долго ждать. Не случайно эти группы решили сообразить в плане релиза на двоих и замутили сплит: сербы на самом деле исполняют нечто очень схожее с композициями Vedmak, но вокал у них более хриплый и колдовской, риффы более качающие и дарк-блэковые (примерно как у Barathrum), прямолинейного трэшевого чёса на порядок больше, саунд не такой плотный и жёсткий, а на поверхность то и дело выныривают достаточно мелодичные и аккуратные соло. Земляки Милорада Павича обошлись всего двумя сюитами собственного сочинения, а затем решили сразу же перейти к бонусной секции с каверами, где удобно разместилась их перепевка слееровской классики “Die By The Sword”, которая в их исполнении оказалась максимально приближена к оригиналу, но звучит чуть более вязко и болотно, не имея арайевской экспрессии и предпочитая другие звуковые настройки и регистры.

Обе группы отстреляются в случае с данным сплитом менее чем за полчаса и отнюдь не будут злоупотреблять вашим вниманием. Оно, наверное, и правильно: лучше оставить слушателя недокормленным и смотивировать его самому попросить добавки, чем насильно перекармливать и вызывать зевотные или, того хуже, рвотные рефлексы. Я буквально кожей чую, как гордятся своим сплитом и Vedmak, и их сербские alter ego (энтузиазм так и брызжет из картонной четырёхстраничной вкладочки буклета, где помимо текстов обеих команд, мрачных черепо-визуализаций и перечислений их лайн-апов затесались ещё по паре слов от авторов в адрес интересующихся), и в данном случае это оправдано: ребята потрудились, перебарщивать и стараться прыгнуть выше головы не стали, а со звоном, чадом, копотью и горящими глазами исполнили то, что радует и приводит в восторг их самих с тем, чтобы порадовать тех, кто имеет такие же или сходные вкусы. Меня порадовало. Сплит вышел ритмичный и качёвый (особенно для блэка), а потому – ставим на repeat и на радость соседям скандируем: “ри-ту-ал сож-же-ни-йа тру-у….”.

Рецензия на альбом-компиляцию Devilgroth "Songs Of The Polar Night"

18-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Бывает, впускаешь людей в свою полярную ночь, а они мало того что разобьют там все звёзды, так ещё и тебя станут обвинять за то что порезались их осколками, ну что тут поделаешь! Признаться, я был несколько обескуражен слишком уж пустой и пустынной обложкой новейшего релиза сибирского проект Devilgroth, и хотя географическое происхождение коллектива из Новосибирска многое, конечно, объясняет, но всё-таки после альбомов, посвящённых Морене и Ивану Грозному, такая зияющая серебряная пустота выглядит несколько странно и непривычно.

А вот в плане музыки Аарсланд и Селестиал остались верны себе: их монохромная шумно-минималистичная блэк-депрессия осталась всё такой же психоделичной и тёмной, а в качестве основного настроения музыки по-прежнему выступает холодной адский мрак, окружённый пространными звуковыми разводами. Абстрактные тремоло на одной ноте то и дело дополняются возникающими, как кажется, безо всякой системы и внутренней логики тяжёлыми риффами, а нестройные гитарные ковыряния вторят шумным скримам-вскрикам безжизненно и нестройно.

Шумно, злобно, безнадёжно и потеряно звучат композиции Devilgroth, но в этой снежной сырости тоже есть своё особое очарование покинутости и непроходящей кромешной тоски. Разве может такой безысходной тревожный снег идти вечно, спросит скептик, а Devilgroth тут же уверенно отрапортуют в ответ: может и ещё даже как! Если долго бродить по сибирской ледяной пустыне, начнёшь видеть призрачных оленей и разговаривать с ними, а затем и сам того не заметишь, как ментальный чердак окончательно провалится и уже ни золофт, ни паксил не помогут.

А уж если бродить там без шапки или в летних калошах… Страшно подумать, что может произойти. Собственно, даже сами музыканты вряд ли что-нибудь об этом знают, а если и знают, шанса поведать нам об этом у них нет: в четырёхстраничной вкладочке к буклету не имеется ни намёка на тексты песен, а только всё та же самая бело-чёрная гористая местность. Наверное, стоит воспринимать данный факт как намёк на то, что в полярную ночь нечего тратить спички и свечи, рассматривать буклеты и пытаться что-то понимать, а лучше просто быть и ждать потепления.

“Songs Of The Polar Night” – не полновесный номерной альбом, а всего лишь компиляция, на которую вошли треки со сплитов Devilgroth с группой Desolated Souls 2016 года выпуска и группами Necro Forest и Frostveil (2017 год), а помимо этого был добавлен кавер на “Eksistensens Jeger”авторства Ildjarn. И, кстати, в общем говоря, Devilgroth исполняют сейчас очень напоминающий стилистику Ildjarn блэк-эмбиент, а их седая сибирская печаль порой очень похожа на тёмный летаргический эмбиент.

По сравнению с упомянутыми выше полноформатными работами состава, а именно с “Morena” и “Ivan Grozny” материал с актуального релиза более разрежен, рассредоточен и абстрактен. Здесь меньше ритмов, чётких структур, предсказуемых решений и больше природно-стихийной снежной крошки, которая ведёт себя совершенно алогично и хаотически. Вокальные партии как будто дальше отошли на задний план и уже не так выпирают, как это было во времена “Morena”, а сходства с традиционными металлическими релизами и их драйвом-чёсом сведены на минимум.

Есть информация, что знойными летними деньками, когда вентилятор и кондиционер уже не спасают, а от жары хочется лезть на стенку, одно только включение “Songs Of The Polar Night” на пятнадцать-двадцать минут способно привести к обледенению потолочных плит и понижению температуры стен и плинтусов на 15-20 и даже более градусов, однако если у вас сейчас тоже осень, и попробовать данный трюк нет никакой возможности, поскольку всё и так покрыто льдом в ожидании начала отопительного сезона, то можно плотнее закутаться в плед, налить чашечку обжигающего глинтвейна и попробовать на вкус эти полярные песни.

Я попробовал, и мне понравилось, хотя к фанатам Ildjarn я себя никогда не причислял, а ранние работы Devilgroth (и особенно “Morena” с её мистическими зловещими мелодиями) мне нравились намного больше. Да, “Songs Of The Polar Night” более расслаблен и бел, порой воспринимается как фон и зовёт куда-то глубоко и далеко в первозданный мрак старых советских мультфильмов, где ёжик постоянно встречает в тумане лошадь, а мумий-тролли похожи на восставших из ада со своими дикими песнями, страшным смехом и садистскими шуточками.

В общем, можно списать особенности данного релиза на желание авторов поэкспериментировать, а можно принять всё это за новый вектор творческого развития – как всё обстоит на самом деле, мы с вами наверняка узнаем уже очень скоро, когда выйдет, наконец, очередной полноформатный диск коллектива, ну а пока вполне можно на сон грядущий походить и по этим безвидным ледяным пустошам. Главное не разговаривайте с лошадью, если она вам вдруг встретится, и не порежьте руки и ноги об осколки разбившихся звёзд (а уж если порежете – не пеняйте на автора данной рецензии, я ведь вас предупреждал).

Рецензия на альбом Hyperomm "Transcendence"

18-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как известно, приключение - это получение различных телесных повреждений, а чем же тогда может быть чревато путешествие с пометкой “трансцендирование”? В этой связи мне сразу же вспоминается, как я в 1998 году впервые открыл для себя это слово, познакомившись с замечательным альбомом ещё более замечательной американской группы Crimson Glory, который так и назывался “Transcendence”. Философские словари и работы любителей пофилософствовать о трансцендентном-запредельном вроде Бердяева случились со мной примерно в тот же период, но это была уже совсем другая история, а вот любовь и симпатия к вещам, однокоренным английскому слову transcendence, остались.

Ну а что касается собственно Hyperomm, то у этого интересного и по-настоящему основательного мдм-проекта два года назад вышел очень интересный дебютный полноформатник, а интересен он был в первую очередь тем, что автор и единственный участник коллектива Антон Трубин обратился за смысловым наполнением для своих филигранных гитарных сюит к легендарным классикам английской поэзии минувших веков, а помимо этого записал довольно смелую и экспериментальную версию атмосферного мелодик-дэта в самом широком и изысканном смысле этого слова, проделав всю без исключения работу исключительно самостоятельно и очень чётко.

Но всё течёт, всё меняется, и вот теперь от выверенных строф светил британской поэзии Антон переметнулся к философским и религиоведческим дефинициям (см., напр., название третьего трека), однако своим симпатиям к сложным гитарным делам и перфекицонизму в аранжировках не изменил, в чём вас наверняка без труда убедит его новейшее полноформатное творение, о котором мы с вами сейчас и поговорим. Насколько я понимаю, Антон дал своему диску такое название, чтобы подчеркнуть собственное желание выйти за пределы обозначенного жанра и попробовать пожонглировать чистыми идеями и чистыми смыслами – фишками, которые могут цеплять и идти сразу же в сознание подобно платоновским идеям-формам.

Конечно, Hyperomm по-прежнему формально остаётся в рамках энергичного мелодэта, изобретённого детишками озера Бодом, однако добавляет в него ещё больше смелости, резкости, контрастов, необычных риффов и просто новаторства и перфекционизма. У Антона всё на таком уровне, что даже сам Лехтинен вынужден был признать, что звук и сведение у проекта образца 2019 лучше, чем у In Flames и других западных гуру жанра, а это таки весьма авторитетное и весомое мнение и таки уровень! Собственно, не нужно быть семи пядей во лбу и хорошо разбираться в звукорежиссёрских штучках, чтобы понять, что “Transcendence” по звуку и материалу это действительно торт, и этот торт свеж, пахуч и насыщен самыми разными саунд-приятностями.

Лично на мой взгляд, главная заслуга и достижение проекта – это его невероятное умение делать привычное и давно ставшее клишированным и даже набившим оскомину вновь по-настоящему волнующим и как будто даже дерзким. Иначе говоря, Антон играет умно, технично, правильно и академично (как, скажем, Алекси Лайхо), но (как, скажем, и Алекси Лайхо) не впадает в снобизм и маразм тотальной и тоталитарной техничности, когда вдруг начинает хотеться посадить технику исполнения на трон и начать приносить ей кровавые жертвы, возносить моления и петь дифирамбы днями и ночами, забыв про песенность и слушабельность.

Hyperomm – это умная и правильная музыка с душой и с чувством, и чувств здесь столько, что, как справедливо отметил Владимир Лехтинен, материал проекта может понравиться даже людям далёким от идеалов смерто-металла и напротив симпатизирующим какой-нибудь современной поп-музыке вроде тех же In Flames или Lacuna Coil. То есть перед нами сейчас в точности те же самые мотивы и стремления, которыми некогда руководствовался приснопамятный Чак Шульдинер, всячески ратовавший за то, чтобы доказать всем скептикам и критикам “законность” и музыкальность дэт-металла, и да, “Transcendence” весьма, весьма и весьма музыкален. Это не унылый вымученный прог, это именно музыка, и она музыкальна в самом подлинном и высоком смысле.

Что касается лирики актуального лонгплея, то за неё отвечает небезызвестный Деметр Грейл, она англоязычна и по-своему неплоха (“на уровне”). Как-то более детально и конкретно оценивать темы и вербальные конструкции-обороты, копать вглубь и искать там сокровища, жемчужины и алмазы я не могу и не берусь по причине субъективно предвзятого отношения к творчеству Деметра и явной несоизмеримости между его умениями и горизонтами цитируемых лидером Hyperomm на своём дебютнике авторов. Лично для меня участие Деметра стало единственной ложкой дёгтя, но я тут же вовремя одёрнул и успокоил себя резонным “хорошо хоть не Бельф”.

И ведь действительно хорошо, более того, в случае с “Transcendence” хорошо абсолютно всё, а возросший музыкальный и дизайнерский уровень Антона, который на самом деле постарался учесть все свои ошибки и недочёты времён “From Nothing To Eternity” просто налицо (посмотрите хотя бы на обложку), и, кстати, без хороших, правильных и нужных сюрпризов тоже не обошлось, а в качестве такой сладкой конфетки в данном случае выступает клавишное соло авторства и исполнения Сергея Шульженко из Sunless Rise, которое можно услышать в треке “Illusory State”. Соло вышло не только огненное, но и по стилю идеально сочетающееся с фирменным почерком Hyperomm,что ценно и прекрасно вдвойне.

И нет, сюрпризы этим не исчерпываются. Несмотря на то, что в данной рецензии я не разбираю каждый трек с пластинки по отдельности, как это делал в случае с прошлым альбомом, я не могу не упомянуть почти аннигилейторовский пружинящий напор в открывающей диск “Portal”, легендарную аморфисовскую меланхолию в “Weighing Of The Heart”, куски чистого прога, поп-рока и акустические гитары в “Vortex Of Hell”, таинственные и почти мистические решения полутораминутной титульной инструменталки, шизофреничные инструментальные переклички финальной “The Story” и общую степень супремативности и доступности – о да, их стоит упомянуть!

Альбом звучит резко, сильно, фирменно и разнообразно, а тот факт, что всё это сделал (сочинил, сыграл, спел, записал, свёл, реализовал, издал и т.д.) один человек, добавляет релизу ценности и какого-то особенного величия. Я с чистым сердцем и без каких-либо натяжек ставлю альбому 5 из 5, попутно снимая шляпу, но вместе с тем всё же хочу отметить и добавить, что всё это далеко не потолок и не предел для Hyperomm. Лучше, выше, прекраснее, чище и музыкальнее, определённо, быть может, и сам автор это наверняка понимает, как и понимает, куда, как и зачем ему стоит расти и направляться в ближайшее и даже не такое ближайшее время.

Остаётся пожелать Антону удачи и попутного ветра, а также выразить надежду, что “Transcendence”, как и его предшественник, будет всё-таки выпущен на CD, и будет выпущен в таком же стильном и приводящем коллекционеров в восторг виде, только, быть может, с чуть более солидным, нежели это было в прошлый раз, тиражом. Коллекционеры и ценители ведь со временем всё равно проснутся, зашевелятся, дотянутся своими загребущими руками (и ушами – сначала всё-таки ушами) до проекта, а затем захотят это дело приобрести, и вот как раз на этот случай полезно, чтобы где-то в свободном доступе вожделенные кругляши обретались и были доступны для заказа.

Рецензия на альбом группы Mass Insanity “Maveth”

17-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В первые секунды знакомства с новым диском польских шредеров из Mass Insanity я грешным делом подумал, что имеется ввиду моветон, который поляки в силу врождённой или благоприобретённой с течением лет неграмотности удосужились написать через литеру “а”, однако предполагать подобные вещи по отношению к данной группе вряд ли разумно, поскольку ребята с самого начала своего пути в плохом вкусе, вроде как, замечены не были, а напротив всячески старались придерживаться хорошего и лучшего: выступали с титулованными земляками из Kat, Decapitated и Trauma, а также с замечательными французами из Loudblast, а на дисках всесторонне исследовали тёмные стороны человеческой природы и прочую психологию.

Первый диск команды вышел в 2011 году и звучно назывался “Лицемер” (“The Hypochrist”), второй, 2015 года выпуска, и вовсе был озаглавлен как “Анти-Человек” (“Antihuman”), а вот теперь настало время моветона… то есть время “Maveth”, я имел ввиду. “Слово не воробей – вылетит, и поедешь в Сибирь” – любил повторять товарищ Сталин, а как это всё происходит в нашей эмпирической реальности, как раз и иллюстрирует обложка новейшего, третьего по счёту компакта дэтстеров из Mass Insanity, а в тексте титульного трека вокалист злится и жалуется на кого-то очень ему насолившего, посыпает голову пеплом и призывает на голову обидчика разные кары и неприятности, хотя в целом рассуждает вполне логично:

“It’s not worth giving a second chance, Не стоит давать второй шанс,

You have failed too many times, Ты подводил меня слишком много раз,

I’ve been naïve, it’s my crime, Я был наивен, это мой минус,

But this won’t happen again” Но этого не случится больше!

(c) Mass Insanity – “Maveth”

И далее следуют красочные вербальные иллюстрации на тему того, что авторы собираются сделать с виновником их душевного смятения. Что интересно и примечательно, так это то, что иллюстрации в буклете выглядят намного более стильно и прекрасно, чем блеклая обложка, ну а музыка…. Не зря и не случайно музыканты так любят и с таким смаком повторяют слова, однокоренные коллективу Питера Тагтгрена (на 4-5 страницах буклета на фоне бледного печального ангела так прямо и выведено кроваво-красным: хи-по-кри-си) – играют они нечто на стыке Hypocrisy, Entombed и Vader, и делают это достаточно разнообразно, злобно и энергично: на диске присутствуют и басовые соло, и смены ритма и даже задумчивые интро, и всякое подобное.

Самая необычная и эпичная вещь на диске – это завершающая пластинку “Cieonsotion Curse”, в которой практически по всему хронометражу звучат меланхоличные клавишные и полно других экспериментальных изысков в духе окологотичного дарк-атмо-металла (!). Чувствуется, что наши польские соседи любили в детстве играть в музыкальные стулья на разных утренниках, а теперь стараются усидеть разом на двух стульях и, сохраняя верность олдскульно-каноничному дэту, всё-таки желают развиваться, прогрессировать и звучать современно и интересно, что у них с переменным успехом, но всё же получается.

На диске есть и бескомпромиссная молотобойная долбёжка, и эпичные глубокомысленные бриджи, и раскатистые прокаты, и мелодичные соло, а в плане вокала и вовсе царит полное изобилие: ребята самовыражаются то суровым гроулом, то смещаются регистром повыше, то вдруг переходят на что-то близкое к скриму, а порой вещают недовольно-хриплым баритоном моего соседа дяди Васи, который с завидным постоянством выручает наших местных самогон-дилеров, а потом долго и нудно вещает таким противным жалобным голосом о превратностях судьбы, низких пенсиях и прочих нюансах социальной несправедливости и политического зла.

Ну а в целом по поводу “Maveth” у меня в памяти возникают слова нашего замечательного классика Н.А. Некрасова, адресованные им Добролюбову: “суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять, учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать.” Вот и Mass Insanity учат нас своей музыкой только самым мрачным и серьёзным вещам, и порой на самом деле назидательны и рассудительны. И их дэтовый локомотив хоть и не отличается какой-то особой виртуозностью, но работает энергично, ладно, чётко и без перебоев, а временами качает почти как кроссовер-трэш. И да, кстати, тексты у ребят на самом деле не так уж плохи, а порой даже весьма интересны, что придаёт релизу дополнительное апокалиптическое очарование; почитайте к примеру лирику трека “When Darkness Covers The World”:

“When darkness covers the world my eyes will turn red, Когда тьма покроет мир, мои глаза станут красными,

You will see your fall in them as a picture of decay, Ты увидишь в них своё падение словно картину гниения,

Dead ravens of your thoughts will be crushed by flying whales, Мёртвые вороны твоих мыслей будут сбиты летающими китами,

Beauty will cover evil to overcome the demons” Красота покроет зло, чтобы побороть демонов.

Рецензия на сплит Nervous Impulse / Anus / Unsu "The Daily Grind"

17-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Грайндовые сплиты у лейбла More Hate Productions получаются очень сочные, эффектны и изобретательные, это факт несомненный и наверняка всем давно известный, да и отличных грайндовых команд на лейбле довольно много, а потому выбирать есть из чего и разгуляться можно на славу, однако даже на фоне такого замечательного изобилия и общей креативности главы лейбла актуальный релиз всё-таки отличается, и отличается выгодно! Мало того, что рецензируемый сплит оформлен как винтажная забугорная газета “The Daily Grind”, так для данного релиза свои треки отдали самые мощные, сильные и заслуживающие внимания грайнд-капеллы с лейбла.

А начинается всё по принципу старшинства. Канадцы из Nervous Impulse сотрудничают с More Hate Productions давно и с явным нескрываемым удовольствием, весь их бэк-каталог до сих пор доступен на лейбле, а новые релизы исправно выходят со всё той же неизменной пометкой “More Hate Productions”. Можно сказать, что Нервный Импульс – это главная грайндовая гордость волгоградского лейбла, и ребята всячески стараются соответствовать оказываемому им доверию и по-прежнему рубасят на пределе своих возможностей, стараясь выдавать максимально зверский и экстремальный материал. Именно Nervous Impulse звучат злее и агрессивнее всего на данном CD, и шесть треков, предоставленные ими для компиляции как две капли пива похожи на яростный карающий молоток, который только что упал со строительных лесов и летит вам прямо в нос.

Дальше – лучше и приятнее. Недавнее приобретение лейбла – шведы из Anus. Ребята выпустили в прошлом году очень добротный и оригинальный полноформатник, на котором представили настолько светлую, разнообразную и качающую вариацию грайндкора, что я буквально был загипнотизирован этим компактом, а в рецензии на него прочил музыкантам оглушительный успех и победу в случае попадания на Евровидение. И они не подкачали и изменять себе не намерены: грайндовое танго с фламенко-мотивами в “Tangore”, чавканье и хрюканье в “St.Anus” и масса прочих околомузыкальных вкусностей вкупе с сочными пигвойсами делает их сторону сплита для меня самой желанной, артовой, крафтовой и волнующей. И это – по праву и объективно.

И наконец, младшие подопытные и подопечные лейбла – французы из UNSU. Ребята активны аж с 2009 года, выступали со многими патриархами грайнда, но потом у них случилась некоторая заминка в творческой деятельности, а своё возвращение к активной шумовой тирании они отметили как раз с помощью данного сплита, для которого представили свой свежий материал (и надо заметить, кстати говоря, что опыт с рецензируемым сейчас сплитом и изданием на российском лейбле им так понравился, что они, не долго думая, реализовали и свой новоиспечённый полноформатник на More Hate Productions), переполненный истерическими разговорными сэмплами и прочими нойзовыми штучками вкупе со скоростным арт-обстрелом.

Каждая из попавших на рецензируемый 3-way-артефакт команд постаралась натянуть одеяло на себя по максимуму, для чего сделала максимальный упор на самую свою эффектную фишку: канадцы вдарили по апокалиптическому напалму, шведы юморили и экспериментировали до упаду, а французы шумели и цитировали любимые сэмплы как сумасшедшие. Ну что же, если в Хогвартсе изобрели газеты, в которых картинки движутся и говорят, то More Hate Productions представил новостной листок, который рычит, визжит, хрюкает, брыкается и плюётся, а попутно представляет нашему с вами вниманию подробный отчёт о том, как обстоят дела с грайндкором на юге Швеции, на севере Франции и в Канаде повсеместно.

И они обстоят отлично, из чего вполне закономерно сделать вывод, что для любителей собирать серебристые кругляши с самой шумной и какофоничной металлической музыкой, а затем расставлять их по полкам, без этого коллекционного релиза никак не обойтись, благо издан он великолепно и вашу фонотеку украсит самым лучшим образом (я, кстати, всё больше склоняюсь к мнению, что во многих случаях толстенные буклеты это на самом деле нечто не совсем обязательное, а стильный минимализм плотных картонок даже лучше, приятнее и предпочтительнее, что The Daily Grind как раз таки и иллюстрирует на своём собственном ярком и очевидном примере. Выглядит это дело по-настоящему фетишно в самом хорошем смысле).

Рецензия на мини-альбом Саша Ртуть "Пьяные клавиши"

16-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот и вокалистка кажется ещё вчера пребывавшей в ранге начинающей и нащупывающей свой собственный уникальный стиль группы Ртуть Александра aka Саша Ртуть, дошла до выпуска собственного сольного альбома. Пусть пока это не полноценный лонгплей, а только EP, но сам факт красноречиво говорит сам за себя: Саша Ртуть теперь официально стала автономным медийным персонажем и окончательно переросла амплуа известности только лишь в формате вокалистки группы Ртуть. Если прошлую осень поклонники коллектива встречали под звуки и мелодии забористого “ртутного” хита “Очень осень”, а попутно наслаждались красочным клипом, то сейчас любимые музыканты предлагают им делать это под песни с сольного диска Александры, но равнозначная ли это будет замена? Сейчас посмотрим.

Шаманское интро старательно запутывает следы, стараясь нагнать максимум туману и таинственности, но вот уже звучит песня “Атакую” и прогрессивная инструментальная этника там тоже играет далеко не последнюю роль. Ангажированные Александрой Роман Шатохин (гитара), Евгений Пономарёв (клавиши) и Альберт Потапкин (ударные, бас) очень интересно смешивают поп-джаз и расслабленное этно с намёком на прозрачный арт-рок, а вот вокальная манера и тексты Саши Ртуть особых изменений не претерпели. Хотя да, тексты стали чуть интимнее и доверительнее, атмосфера в целом потеплела и, сильно накренившись, почти вышла из сферы влияния прямолинейных рок-ритмов, но вовремя одумалась и вернулась-таки обратно, о чём спешит сообщить нам трек “Три квартала”.

Материал, представленный на альбоме “Пьяные клавиши”, это по-прежнему рок, но рок прогрессивный, свободный, хулиганский и почти авангардный. Широчайший спектр влияний, где можно увидеть и Нору Джонс, и Алёну Свиридову, и группу Колибри – это тот самый фундамент, на котором базируется сольное творение вокалистки, а что касается авангарда и шумного джемующего свинга, то их вдоволь в жёсткой вещи под названием “Карма”. Рок-н-ролльная дерзость, дисторшновая шершавость, поп-доступность и фривольные джазовые импровизации затейливо переплетаются друг с другом в этом парадоксальном кабаре-эксперименте, а голос Саши очень эффектно и интересно звучит в компании с такими необычными аранжировками. Кто-то говорит, что усидеть на двух стульях невозможно, но вот перед нами обнажённый поп-рок с музыкальными амбициями уровня Jethro Tull и King Crimson.

Тяжёлая полубаллада “Пришла убить” в должной мере мечтательна и протяжна, а неожиданные текстовые повороты в лучших традициях ваших любимых триллеров добавляют ей ту самую порцию перца и резкости, благодаря которым эти самые триллеры так приятно и не скучно пересматривать снова и снова. Ну а разгадка и ключ к пониманию релиза кроется в финальном номере, уже название которого говорит само за себя – “Весна”. Даже сейчас в разгар осени можно жить весенними чувствами и наслаждаться вечному цветению вечнозелёной и вечно-юной листвы, если у тебя в душе радость, любовь и мечта – словно напоминает нам исполнительница заключительным треком со своей первой сольной пластинки, и ведь этот альбом для неё это тоже новая весна, новое начало, новая ступень собственного творческого и художественного становления.

Зачем стоило записывать и издавать “Пьяные клавиши”? Хотя бы из тех соображений, из которых Хелена Микаэльсон некогда запустила свой женский дневник (“A woman’s Diary”) под вывеской совершенно самостоятельного и ни к одной из её групп не относящегося проекта Angel или Шарон ден Адель организовала My Indigo. Вот точно такая же дневниковость и бьющая навылет откровенность отличают сейчас и “Пьяные клавиши”. Альбом у Саши Ртуть вышел жёсткий и драйвовый, но в то же время невероятно разнообразный: в нём нашлось место и для экспериментов (взять хоть намёки на речитатив и вокальные хулиганства “Трёх кварталов”), и для традиционных “ртутных” мелодий, и для нежных баллад, и для прямолинейных рок-фузов, но основное настроение пластинки это всё-таки свежесть и поиск себя. И вышло свежо. Быть может, именно такой витаминно-музыкальной инъекции вам не хватало этой осенью, чтобы избавиться от меланхолии в стиле “очень осень”?

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Показать ещё