ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Иванград "Чёрное Поле"

Иванград "Чёрное Поле"

26-12-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ИВАНГРАД
Релиз
“ЧЁРНОЕ ПОЛЕ” (EP)
Год
2018
Стиль
Rock
Лейбл
SEFRELEASED
Страна, город
Россия, Тамбов

Перед нами новый коллектив участников тамбовского коллектива Красный Смех и его дебютный EP - Новая группа, новое начало, новые горизонты, но вот чего делать участники состава совсем не собираются, так это предавать память и традиции Леонида Андреева, по произведению которого и была названа их предыдущая команда. Метафизической концептуальностью веет уже от названия актуального мини-альбом, а если углубиться в лазерные дорожки рецензируемого релиза чуть глубже, то всё станет ещё более очевидно и ясно.

Три композиции, представленные на дебютном творении коллектива, объединены воедино тематикой чёрного поля – глубокой внутренней чернотой, которая отравляет жизнь и заставляет всё видеть в чёрном цвете. Незрячая девочка, красноармеец, геройски сгоревший в танке, защищая родные рубежи, и чудаковатый странник – все они возвращаются домой, каждый живёт в своём особом мире и находится в своей особой плоскости, доступной только ему, но как в причудливом триллере, их судьбы сплетаются воедино на пластинке Иванграда.

Помпезный и торжественный женский вокал в первом треке “Жмурки” настраивает на мягкий, возвышенный и немного фэнтезийный лад – мне сразу же вспомнились Pilori, Weltenbrand и Aesma Daeva, а авангардные инструментальные партии не только не рассеивают данные ассоциации, а даже усиливают их. И отрезвил меня только появившийся ближе к финалу трека мужской вокал – стало очевидно, что перед нами совсем не андеграундный симфо-метал и не стилизованный готик-рок, а причудливая интерпретация наследия Гражданской Обороны.

И это отнюдь не является недостатком Ивангарда, наоборот! Экспериментальные, возвышенно-камерные изыскания проекта выглядят очень русскими, очень раздольными и даже фолковыми, очень по-егоровски осмысленными, но в то же время совершенно свободными от всяких рамок и границ (ещё более свободными, чем Янка, Егор и их достаточно моножанровые музыкально-лирические исследования). Женский вокал хорош и прекрасен, соответствующую атмосферу русского поля экспериментов не портит даже грязноватый звук гитар и специфика сведения, а мужское пение вовремя опускает слушателя с неба на землю, но тоже совсем ничего не портит.

Аристократичного готик-рока ещё больше во второй пьесе “Сосны Карелии”, а вот вокальный дуэт печальной вокалистки и мужского голоса напомнили мне наших разудалых Шмелей. Но длится этот самый дуэт недолго, уже через несколько секунд уступая место академическим и к слову сказать, действительно очень красивым распевкам их фронтвумен, вновь однозначно вызвавших у меня ассоциации с великолепными симфо-прогрессивщиками из Aesma Daeva. Пожалуй, именно “Сосны Карелии”, написанные на основе реальных событий, это самый интересный и совершенный в плане композиции и инструментала номер на альбоме.

При моей большой любви к “Русскому альбому” Necro Stellar, мне было весьма приятно увидеть на дебютной работе юной начинающей команды столь глубокое и изысканное преломление тех же самых идей (за исключением, быть может, только стилизаций Юрия Звёздного, которые при определённом ракурсе восприятия можно принять за юмор и которых вовсе нет у Иванграда, относящегося к выбранной тематике с максимальным пиететом). Коллектив действительно с большим вниманием и уважением относится к тематике “русских походов в тонкие миры” и изображает их в своих песнях весьма аутентично.

Ещё больше раздольной фолковой свободы и мягких, напевных мелодий в завершающей альбом “Песенке Уходящего”, а в тексте ещё сильнее чувствуются влияния Достоевского, символистов, декадентов и всё того же Леонида Андреева с его “Красным Смехом”. Очень простые, порой даже примитивные гитарные партии не портят общее впечатление, а наоборот добавляют какой-то скоморошечьей, исконно русской простоты, “широкости”, того самого “аршином общим не измерить”, без которого совершенно немыслима и попросту невозможна никакая по-настоящему русская музыка и никакая по-настоящему русская тоска.

Для меня уходящий 2018 год стал годом сюрпризов и удивительных музыкальных открытий на отечественной экспериментальной сцене: после великолепного мини-альбома Consuelo, посвящённого О.Э.Мандельштаму и их клипа “Крылья мечты”, после удивительных треков Закрытого Показа и шикарного альбома Яроса Иванград воспринимается как логичное, закономерное, но от этого не менее чарующее и великолепное явления безмерной силы и могущества настоящего русского духа. Совершенно парадоксальная, антиномичная и нереальная музыка, бесконечно близкая к какому-то чистому и изначальному первостихийному искусству.

Ощущение от вхождения в атмосферу и особое поле рецензируемого EP можно сравнить с актом глубокого внутреннего погружения – с истинным покаянием, которое греки называли метанойя (перемена ума) с молитвой или с самохирургией отделения чёрного, вредоносного, анти-человеческого во имя вечного, непреходящего и невечернего. Уже сама по себе такая музыка преображает, да и на самом деле только лишь музыкой не является, будучи по самой своей сути намного более общим, глубоким и всеобъемлющем явлением, мистически апеллирующим к архетипическому, мистерийному и глубоко потаённому. Как и треки Егора Летова, кстати говоря.