ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы МАНИЯвнутри "Вулкан, Который Взорвался... Личное"

МАНИЯвнутри "Вулкан, Который Взорвался... Личное"

31-10-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МАНИЯВНУТРИ
Релиз
“ВУЛКАН, КОТОРЫЙ ВЗОРВАЛСЯ... ЛИЧНОЕ”
Год
2018
Стиль
Rock
Лейбл
ORCHARD
Страна, город
Россия, Москва

В 1983 году Джеймс Хэтфилд пел: “Веду себя как маньяк – хлыстом: бдыщ” (“Acting like a maniac – whiplash”), много воды и пива утекло с тех пор, но музыкантов, склонных к маниакальности меньше отнюдь не стало. Наоборот. Случаев, когда работники медицины, покачивая головой, констатируют, что всё запущено, в мире всё больше с каждым днём, а сейчас перед нами вариант музыкально-клинической мании – молодая московская группа во главе с певицей Юлией Фетисовой представляет нам свой дебютный полноформатник, в рамках которого анонсирует массу личного, сокровенного, взрывного, вулканического и вообще того, что не для всех.

Маниакально-депрессивный психоз – крайне неприятная штука (кто сомневается, посмотрите видео-обращения Шайнед О’Коннор или вспомните о печальной судьбе Долорес О’Риордан), но старое доброе биполярное расстройство к музыке МАНИИвнутри особого отношения не имеет. Взяв за основу или лучше сказать, в качестве ориентира Flёur, Мару, Ночных Снайперов, Земфиру и Розенкранц & Гильденстерн, Юлия и её коллектив легко влились в волну современного поэтического рока, потеснив вовсю распоясавшихся Polina Mauer, Даарика, Ртуть и иже с ними, а также успели отыграть несколько отличных гигов.

Кстати, есть мнение, что рок по определению не может не быть маниакальным, и видимо, именно по этой причине Юлия решила перейти с исполнения песен под акустику в формат полноценной рок-группы, утяжелиться дисторшно-барабанной основательностью и начать греметь по-полной. Именно под таким соусом команда появилась на Emergenza и даже вышла в финал, именно под таким соусом создан их девятитрековый диск, о котором мы сейчас и поговорим. Ёмко-односложные названия треков как будто намекают на предельную однозначность композиций коллектива, однако в реальности всё куда как не однозначно.

Что внутри, то и вовне – говорил старик Кастанеда, и был прав: как говорится, если я полностью готов к конструктивному диалогу, то меня даже отсутствие собеседника не остановит. То же самое, если внутри – мания. Очень скоро всё вокруг будет пылать и дымиться. Открывающая альбом “Жара” в плане инструментала представляет собой несколько искусственно замедленный рок с какими-то полупсиходелическими интонациями и непонятно откуда взявшимися музыкальными отголосками арефьевского “Кон-Тики”, ну а к голосу Юлии и текстам вопросов, собственно нет: образно, свободно, поэтично, самобытно – всё как положено, хотя и на любителя.

Чуть более тёплая и игривая “Могу” опасно приближается в лирике к описаниям психических патологий и вовсе не спешит их осуждать. “Не переживай, я тебя не трону, тихонько под дубом постою. У меня скипетр, у тебя корона, как будем делить державу мою? Властвовать и править могу” – многообещающе начала Юлия, и “Могу” автоматически стал для меня главным фаворитом на пластинке. Панковские интонации в духе Поиграем И Уйдём не чужды группе, да и куда без них (с таким-то названием и такой концепцией), но уже следующая вещь “Замки” звучит очень аристократично и сдержанно, напоминая перепевки поэтической классики от Светланы Сургановой.

Дерзкая, надрывная, даже хулиганская “Зеркала” переходит в изломанную и какую-то как будто ещё более театральную по сравнению с другими песнями “Манию”, раздольная “Перепесенка” местами смахивает на фолк-рок, трогательная баллада “Икар” заставит задуматься и немного погрустить, “Личное” срывается почти в речитатив, а заканчивается всё обозначенным как бонустрек номером “Она” (и это не кавер на битловскую “She”), который представляет собой чудный взрослый блюз с очень необычным вокальным исполнением (такого я ну никак не ожидал от финала “Личного” – спасибо, удивили, порадовали, напомнили Несчастный Случай).

После прослушивания диска лица впечатлительные вполне могут начать неслабо идеализировать психические расстройства и пограничные состояния – оно и неудивительно, как известно, харизма и умение внушать свои идеи социуму крайне характерны для людей, склонных к творческой мании. А потому пойду-ка я лучше пересмотрю “Мой папа псих” с Майклом Дугласом от греха подальше и выпущу таким образом накопившийся эмоционально-интеллектуальный пар, а вы сами разбирайтесь, как вам быть с этим разразившимся концептуальным вулканом (поверьте, сквозной взаимосвязанности тем и мотивов диска мог бы позавидовать даже сам Кинг Даймонд).