ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

"Огненная река неизбежности судьбы" Интервью с Александрой Сидоровой (Smorodina Reka, Sky Too High, Рарогъ)

30-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если вам давно хотелось чего-нибудь нового и интересного в классическом русскоязычном фолке, то сейчас как раз такой случай, и случай этот носит имя Smorodina Reka. И не надо ассоциаций с ягодой – в данном случае имеется ввиду река из восточнославянской мифологии, которая отделяет мир живых от мира мёртвых. Руководит проектом наверняка вам прекрасно известная Александра Сидорова (Smorodina Reka, Sky Too High, Рарогъ), и уже один этот факт является гарантом качества и если не оригинальности, то, как минимум, необходимой концентрации музыкального и концептуального посыла. Сегодня в День рождения Александры у нас эксклюзивное интервью с ней, из которого вы узнаете всё, что хотели знать о Smorodina Reka.

Алексей: Здравствуйте, Александра! Поздравляю с релизом клипа и со стартом нового проекта! Расскажите, пожалуйста, что это за проект, кто с Вами играет и почему Смородина Река?

Здравствуйте, Алексей! Благодарю!

Этот проект мы делаем совместно с музыкантами Алексеем Виноградовым и Анной Ерилиной. Алексей гитарист, аранжировщик и звукорежиссер, мы вместе придумываем аранжировки к песням и много часов сидим в студии прежде чем трек зазвучит так, как надо. А со скрипачкой Анной мы уже больше 10 лет сотрудничаем в разных проектах, это человек, который меня поддерживает во всех моих задумках и экспериментах).

Смородина - это огненная река в восточнославянских волшебных сказках, былинах и заговорах. Отделяет мир живых от мира мёртвых, аналог древнегреческого Стикса; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет». Очень люблю былины и сказания, а огненная тема мне близка по духу и по знаку).

Виктория: Здравствуйте, Александра! Smorodina Reka - это полноценный концертирующий состав или студийный проект, от которого не стоит в ближайшее время ждать живых выступлений?

Здравствуйте, Виктория! На данной стадии проект Smorodina Reka - это студийный проект. Мы на стадии написания материала. Но мне уже на днях написал организатор из Питера с предложением  выступить на Самайне. Это очень вдохновляет, тем более, что проект только начал существовать. Не будем загадывать, но со следующего года вероятность того, что мы попробуем собрать концертный состав велика.

Алексей: Как бы Вы могли описать и охарактеризовать основную концепцию Вашего нового коллектива? На какую музыку и на какие группы Вы ориентируетесь и какой аудитории можно в первую очередь рекомендовать ваше творчество?

Наше народное творчество очень богато на интересные тексты, каждый текст имеет подтекст). Так и песня «Ой, то не вечер» или много других народных песен, они несут очень глубокий смысл, который не видно на первый взгляд. Мне хотелось отразить в музыке глубинный смысл песенного текста, чтобы музыка была насыщена переживаниями и имела нужный масштаб. Отсюда довольно эпическая аранжировка песни, большое количество инструментов, хор. А также переплетение скандинавской и русской традиции. Так как у меня образование классического музыканта, мне очень близка классика, в том числе творчество Эдварда Грига, если вы прислушаетесь, то вы услышите  в аранжировке мотивы его произведения). Очень люблю творчество различных фолк коллективов таких как Wardruna, Eluveitie, Daemonia Nymphe, The Moon and the Nightspirit, творчество Инны Желанной, Пелагеи.

Алексей: А можно немного подробнее о глубоком подтексте песни “Ой, то не вечер”? Чем близка эта песня лично Вам?

Подтекст здесь очевиден - неизбежность судьбы. Как бы ты ни сопротивлялся и не бежал от судьбы, она тебя настигнет, смерть предначертана всем, она придет в срок.

Этот подтекст заставляет задуматься и не тратить время впустую. В нашем клипе я попробовала отразить этот подтекст через сказку о судьбах сестер норн, что они как и любой из нас хотят любить, наслаждаться жизнью, но судьба у всех своя и если не следовать ей, то можно потерять себя, свой путь, заблудиться.

Виктория: Название проекта намекает на слово “родина” и содержит скрытую аллюзию к патриотической настроенности Вашего коллектива?

В нашем случае Смородина - это огненная река.) Хотя мне даже понравился ваш вариант про «родину», мы не вносили патриотического подтекста.

Алексей: Стоит ли ждать какие-то фрагментарные металлические аллюзии к Вашим прежним коллективам в творчестве Smorodina или слово “акустический” означает в данном случае принципиальный отказ от всякой музыкальной тяжести?

Всё может быть, возможно, мы сделаем утяжеленный трек, были такие мысли.

Виктория: В чём оригинальность и эксклюзивность Вашего нового проекта, что есть такого в творчестве Smorodina, чего нет у других фолк-этно-групп, у Очелья Сороки или, скажем, Nytt Land?

Не сравниваю наше творчество с Очельем Сороки или Nytt Land, хотя ребята тоже делают очень атмосферную музыку. Мы в своем творчестве переплетаем шаманскую тему с партиями акустической гитары в которой очень много мелодизма и лирики, также мешаем народный вокал с академическим и разбавляем это классическими оркестровками. Мне хочется сделать наше творчество изящно эпичным), очень люблю гитарную музыку, например, группу Blind Guardian, также люблю тему средневековья, вот и экспериментирую).

Алексей: А считаете ли Вы Smorodina Reka оригинальным и эксклюзивным проектом или в данном случае оригинальность не является самоцелью и не ставится во главу угла?

Да, мы хотели сделать что-то уникальное).

Виктория: Скажите, как пришла идея сделать кавер и снять клип именно на русскую народную песню "Ой, то не вечер"? И будете ли вы продолжать делать каверы на русский фолк и снимать на них клипы?

Изначально задумка была сделать просто кавер-версию песни «Ой, то не вечер», но аранжировка получилось такой насыщенной, а трек оказался очень цельным и в конкретном жанре, стало понятно, что это уже не просто кавер, а что нужно делать отдельно проект, тем более, что мы уже начали работать над следующим треком.

Клип снять решили почти сразу, но мы не предполагали, что съемки приобретут такой масштаб, у нас было 3 съемочных дня. Мне было интересно побыть в шкуре режиссера и когда был написан сценарий, когда родилась история, стало понятно, что меньший масштаб не подойдет, всё шло постепенно.)

Не будем раскрывать всех карт, но следующую песню наши слушатели знают и любят, хотя мы её очень сильно изменили.

Алексей: А почему всё-таки Ваш выбор пал на такую совсем не оригинальную композицию, которую столько раз уже перепевали и делали в альтернативном околороковом ключе (та же Аркона, к примеру)?

Для меня это был вызов, сделать её совсем другой, показать эту песню с другой стороны.  Вы могли заметить, что мелодия песни изменена, как и гармония, всё не случайно.

Виктория: - Как подбирались актёры для клипа? Что для них вы ставили первостепенной задачей, что должно было быть обязательным?

В записи песни участвовал женский хоровой ансамбль и скрипачка, это мои близкие подруги. Когда создавался сценарий, мне пришла в голову мысль задействовать этих же девушек в съемках, изначально только в танце, но в процессе переделки сценария у каждой героини появилось имя и своя история.

Мы учили танец для сцены в середине песни, также от девушек требовалось определенная пластика движений, повороты головы, движения рук, всё это нужно было делать очень четко и эмоционально.

Девушки не профессиональные актрисы, но справились хорошо, каждая поняла, с чем борется и куда идет, а также какую эмоцию проживает.

Актрису на роль смерти я нашла с помощью моей подруги Ксении Зиновьевой, её сестра Тамара Зиновьева - художница с очень яркой, колоритной внешностью, она идеально подошла на роль смерти и с радостью согласилась сняться у нас в клипе.

Алексей: Клип да и сам трек сделаны в очень этническом, почти ритуальном ключе, стоит ли думать, что идеологическое кредо Smorodina это дарк-ритуал-фолк вроде Hedningarna и Hagalaz’ Runedance или вам ближе что-то фэнтезийное вроде Faun?

Точно не ритуал). Дарк, да. Точно не фэнтезийное. Группу Faun очень люблю, мне нравятся их аранжировки. Акустик-дарк-мелодик-фолк. Дать определение очень сложно.)

Виктория: Давали ли вам друзья, знакомые профессионалы и близкие рекомендации по поводу съёмок и режиссуры или всё это целиком ваша задумка и авторское видение?

Идея сценария  и режиссура моя. Довести сценарий до ума мне помог мой педагог по режиссуре Александр Орлоцки, с раскадровкой помогли операторы Лиза Керина и Кристина Аюшева, а также Мелисса Фокс.

Многое пошло не так на съемках, но это естественно. Для меня это уже второй серьезный клип в жизни, с режиссурой и раскадровками. Съемки - это очень непростой труд, мне очень помогла вся съемочная команда, я получила большой урок.

Алексей: В чём состоит сюжет клипа и что означают в данном случае эти белые и чёрные одежды, разрезание нити, хороводы и другие символы? Это намёки на какие-то древние славянские ритуалы?

Сюжет клипа вымышленный, он был написан в формате сказки. За основу был взят миф о скандинавских богинях Норнах (Мойры в греч., Парки в римск.). По нашей сказке Норны сталкиваются с радостями жизни, которые отвлекают Норн от их предназначения.

Каждая героиня переживает свою борьбу, перед каждой стояла задача преодолеть искушение (скрипка, цветок, мужчина, ребенок) и вернуться на путь долга, предназначения, путь к своей сестре смерти - которая ждет их в конце пути у костра и перерезает красную нить судьбы.

Сестра Вечер - Анна Ерилина, сестра Сон - Ольга Заборонок, сестра Любовь - Александра Сидорова, сестра Привязанность - Александра Зайпольд, сестра смерть -  Тамара Зиновьева.

Белые платья - это начало пути, молодость, начало жизни, черные платья - конец пути, старость. Нить - это нить судьбы, знак судьбы, который напоминает нам о своем долге, о своем предназначении, что нужно двигаться вперед. Разрезание нити - это конец жизни, момент когда она обрывается. Хоровод - это вечный круговорот жизни, связь между жизнью и смертью. Костер - очищение, обновление. В конце в момент вспышки огня платья у девушек снова становятся белыми и жизненный путь начинается сначала.

Алексей: Как вы пришли к такому сюжету и идее клипа, насколько тема искушения земными радостями и благами близка Вам самой?

Сюжет клипа сложился благодаря подтексту песни «Ой, то не вечер», количеству девушек, которых мне хотелось задействовать в клипе (изначально я хотела снять девушек только в сцене с танцем), и любви к греческой и скандинавкой мифологиям, когда идея с сестрами стала развиваться, появились истории с искушениями и сцены логически выстроились в «сказку о сестрах норнах». Идея искушения, поиска пути, борьбы с самим собой, поиском гармонии идет через всю жизнь, это и есть жизнь, это часть и моей жизни.

Виктория: Какие были трудности и форс-мажоры в процессе съёмки, как придумывался сюжет?

Да, форс-мажор был и не один. На территории карьера, где мы снимали все сцены были огромные песчаные глыбы , среди которых мы планировали снимать бегущих девушек, но к нашему приезду карьер разрыли и наши песчаные глыбы обвалились, локации не стало. Пришлось ориентироваться на месте. В течении 15 минут мы наметили новые локации и начали снимать, но оказалось, что песчаную глыбу, на которой мы снимали, тоже начали разрывать, и она могла в любой момент обвалиться вместе с нами, но мы решили не менять локацию и отсняли там 3 сцены. Все съемки прошли на адреналине). Сначала была придумана сказка, а потом мы её адаптировали под сценарий. Сказку придумывать было очень интересно, может быть я её выложу когда-нибудь). Мой преподаватель по режиссуре готовит людей к поступлению на режиссерский факультет в театральные вузы, мы очень кропотливо продумывали детали и выстраивали связь между сценами.

Алексей: Где проходили съёмки и за сколько дней вам удалось отснять все необходимые сцены? Что было сложнее всего снимать и всё ли в итоге вышло так, как задумывалось и планировалось?

Нашей главной локацией был Люберецкий карьер, сейчас его активно разрывают и вывозят оттуда песок. Нам понадобилось 3 съемочных дня. Дополнительной локацией стал сосновый лес в поселке Новое село Раменского района. Сложнее всего было снимать драматические сцены, где от актеров требовалась определенная эмоция, это очень непросто учитывая, что среди нас не было профессиональных актеров. Многое, что задумывалось, не получилось, но многое и получилось). Сюжет, который мы задумали, требовал большего количества съемочных дней, из-за нехватки времени процесс был довольно нервным, мы ускорялись как могли, это были очень нервные дни. Солнце садилось, люди мешались в кадре, ветер мешал, костер гас, дым не дымил и прочее). Но без этого никак, в любом случае мы сняли хороший клип.

Алексей: А какие именно сцены и задумки не удались, если не секрет?

Сцена с ребенком получилась на 30% из того, что мы хотели, но в силу жаркой погоды и усталости ребенка, нам не удалось отснять полный сюжет, получилось только часть.

Можно было бы более детализировано отснять переходы сюжета, движения людей в кадре, это большая и сложная режиссерская и операторская работа. Мы хотели снять больше деталей дыма, костра, но даже с костром, к сожалению, были проблемы из-за элементарной нехватки дров. Съемочный процесс шел медленно, дрова горели быстро, такие вещи мы не предусмотрели, но теперь мы будем знать, что дров много не бывает.

Виктория: Как вы оцениваете работу актёров в клипе и музыкантов, которые записывали “Вечер” по пятибалльной шкале? Можно ли вас назвать перфекционисткой?

Все старались и делали максимум из того, что могли, ребята очень сильно поддерживали меня в процессе записи и съемок, я очень благодарна им за помощь. Меня окружают профессиональные музыканты и просто замечательные люди, творческие, тонкие и душевные. Оценка - это субъективно, в моем представлении всегда есть к чему стремиться, и всегда нужно стараться сделать лучше и стать лучше. В случае с песней «Вечер» результат меня устраивает. Наверное да, меня можно назвать перфекционистом.

Алексей: После такого яркого и зрелищного дебютного видео начинаешь автоматически воспринимать проект как визуально-ориентированный. У Вас уже есть задумки по поводу следующего видео-творения и можно ли какой-нибудь небольшой спойлер по этому поводу?

Да, задумки есть. Вы правы про визуальный ориентир, картинки возникают сразу как только приходит идея музыки или текста. Спойлерить не буду, скажу, что уже готова вторая песня и есть задумки по видео для нее.

Алексей: Стоит ли воспринимать Smorodina Reka как языческий, религиозный коллектив или ваше кредо это фолк, музыка, гармонии, образы, но не религия?

Нет, Смородина Река - это не языческий и не религиозный коллектив. Второе больше подходит.

Алексей: То есть Smorodina Reka – это академический и художественный взгляд на мифы и эпос, освобождённый от всякой мистики , проект эстетический и музыкальный, но не эзотерический?

Академический, художественный, театральный, не освобожденный от мистики, так как фантазия может рисовать всё что угодно, для меня наш проект даже очень мистичный во многом благодаря гармонии. Он также эстетический, музыкальный возможно эзотерический, но это не самоцель. Мне кажется, для каждого он может нести свой смысл.

Виктория: Насколько вероятно, что рано или поздно в рамках Smorodina Reka Вы сделаете кавер на какой-то иностранный фолк-коллектив или перепоёте какую-то иностранную народную песню?

Вполне вероятно. Мне близки народные песни разных стран.

Алексей: Почему Sky Too High оказался заморожен и стоит ли ждать оттепели и возвращения к активной или хотя бы какой-нибудь деятельности?

Возникли разногласия между членами коллектива. Думаю, что возрождение деятельности Sky too High маловероятно.

Виктория: Участвуете ли Вы сейчас в каких-то ещё проектах и что с Вашим участием в Imperial Age и Змей Горыныч?

Участвую в группе Zmey Gorynich, 14 декабря у нас концерт в Ярославле и 6 января в Москве, затем группа возьмет перерыв в концертной деятельности и приступит к записи нового альбома, который ожидается в мае.

Также пою в Вокальном ансамбле Florium и сотрудничаю с замечательной пианисткой и композитором Ксенией Зиновьевой с которой мы сейчас занимаемся интересным проектом, итогом которого будет совместный диск.

Группа Imperial Age занимается своей деятельностью, наши пути не пересекаются.

Виктория: Когда стоит ждать дебютный альбом Smorodina Reka, ведётся ли уже какая-то работа в этом направлении?

Работа идет. Пока сроки ставить не буду, но к весне думаю, можно ожидать релиз.

Алексей: А значится ли у Вас в ближайших планах полноформатник или с учётом специфики современных технологий стоит предположить, что снимать клипы и выпускать новый материал в сингловом формате проще и удобнее?

Сингловый формат сейчас  конечно проще, но мы всё же хотим выпустить EP.

Виктория: Если сравнивать Smorodina Reka и Zmey Gorynych, то в чём будет основное отличие понимания и интерпретации фолка в рамках двух этих проектов?

ZG - это лубочный фолк-метал-коллектив. Smorodina - это не метал, в первую очередь, концепция скорее философская, плюс мы смешиваем различные фолк-традиции, а в ZG упор на русский фолк, и юмор.

Алексей: Можно ли сказать, что Smorodina – это на 100% то, что соответствует Вашим желаниям, исканиям и творческим потребностям, что Smorodina – это тот долгожданный проект, в котором Александра Сидорова может воплотить и реализовать себя целиком и полностью так, как хочет?

Smorodina Reka - это одно из направлений в котором я работаю. Стараюсь развиваться, расти профессионально в том числе как оперная певица. У меня много желаний и мыслей. Посмотрим, куда вынесет меня поток моих возможностей и мечт.

Виктория: Какая музыка вдохновляет вас этой осенью? Что сейчас чаще звучит в ваших колонках - что-то меланхоличнее, под стать погоде за окном или, наоборот, весёлое, позитивное?

Люблю слушать джаз, блюз.

Алексей: Выходит, рано или поздно можно ждать появления на сцене Вашего джазового или блюзового проекта?

Всё возможно.

Алексей: Ваши финальные слова для тех, кто нам внимал?

Творите, не слушайте злые языки, двигайтесь вперед, развивайтесь не ленитесь, делайте то, что хотите).

Алексей, Виктория: спасибо за интервью!

Благодарю вас за интересные вопросы.

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная