ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Космос "Музыка не для вас"

05-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
КОСМОС
Релиз
“МУЗЫКА НЕ ДЛЯ ВАС”
Год
2020
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

В советские времена было принято писать на афишах концертов музыкантов и на пластинках исполнителей “для вас поёт…(имярек)”, “для вас играют… (имярек)”, а вот группа Космос решила разбить эту елейную традицию и сразу же предупреждает всех потенциальных рецепиентов, что реверансов и заглядывания в рот слушателю не будет. Искренне, честно и с некоторой долей самоуверенности название их второго альбома указывает на то, что участники этой группы ставят в своём персональном топе приоритетов что-то помимо коммерческой выгоды и сиюминутного успеха, но что же это может быть?

Конечно же, романтика. Не случайно мне вспомнились советские реалии, когда я одним лишь беглым взглядом окинул этот релиз и ещё не начинал его слушать – подобный материал мог бы с удовольствием слушать или даже исполнять главный герой фильма “Асса”, у которого, как вы помните, в комнате висел портрет Гагарина и который в целом был очень даже доброжелательно и с интересом настроен по поводу космической тематики. Такую музыку явно не оставят без внимания оригиналы, способные носить фото любимой девушки как серьгу в ухе, танцевать под воображаемую музыку и раскрашивать все события только в яркие и блестящие цвета.

Манерный, порой кривляющийся (“Дни без промежутков минут”) и словно доносящийся из космоса голос вокалиста, такой же самобытный и “космический” инструментал, общая атмосфера эксперимента и бесконечной беспечной юности отличала дебютный, имеющий одинаковое название с группой, альбом Космоса; характерна она и для нынешнего лонгплея, который хоть и звучит несколько тяжелее, но в остальном в точности продолжает всё ту же самую линию, что и его предшественник. Долгие прогулки, бесконечное лето, никаких дедлайнов и обязательств – вот список вещей, которые будут лучше всего сочетаться с треками этой группы и их философией.

Расслабленная атмосфера мечтательности и витания в облаках напоминает релизы старых советских рок-групп вроде Апрельского Марша, а подход к исполнению позволяет предполагать, что в роке Космос только одной ногой, а второй он надёжно увяз где-то в районе нью-эйджа, в омутах андеграундного щугейза или в софитах новых романтиков вроде Alphaville, A-Ha и Duran Duran. Но пусть вас не смущает слово “увяз” – вязкость в данном случае относится только к музыке и звучанию инструментов, вокальные же дорожки исключительно полётны, эфирны и дымчаты, словно чистые платоновские идеи или призрак оперы, пустившийся в недельный запой.

Удивительно и непривычно слышать лязгающий гитарный дисторшн в треках вроде “Поджигай!”, от ощущения присутствия раннего Ильи Лагутенко трудно отделаться в “Береге” и в “Потерянном и проклятом”, а композиции вроде “Солнце” и “Проснувшись от удара со спины” мне и вовсе показались чистой и безрассудной самодеятельностью, в хорошем смысле, разумеется. В подобном направлении любил фантазировать юный и начинающий Борис Гребенщиков, когда записывал альбомы вроде “Табу?”, и это повсеместное ощущение замечательного творческого беспорядка с удовольствием эксплуатируют сегодня участники Космоса.

Текстовые решения в этот раз ещё более парадоксальны, чем раньше (“Златые кольца ужасно бьют по сердцам, уроды пришли, им досталось больше, чем нам. Один партизан, а другой меломан, ещё двое пришли: шаман и болван, но двери пробиты, окна разбиты, и вот они уже здесь (с) “Проснувшись от удара со спины”; “Все люди сияют на невских стритах, все люди не знают, что завтра ГУЛАГ, а ты? А ты сидишь, рисуешь мосты” (с) “Вот и всё”), но именно эта лирическая несуразность пополам с сонно-космическим и парадоксальным звучанием являются главными притягательными силами, отличающими эту группу и её творчество.

А ощущение от прослушивания альбома в целом остаётся калейдоскопическое. Если вы не слышали их первый диск и подошли к знакомству с Космосом только сейчас, рассудив, что начинать лучше с их актуального творения, то, вероятно, будете в ещё большей ассоциативной прострации, чем я. Весёлая вакханалия таких песен как “Когда мы были вместе” заразительна и празднична, сердитый речитатив “Дней без промежутков минут” будоражит и заставляет хмурить брови, “Посмотри в глаза” романтична, расслабленна и мистична, но всё это саундтреки для летних прогулок по крышам, когда время как будто перестало существовать, а все критики и снобы давно спят, не в силах помешать безудержному счастью тех, кто считает своим домом ванильные небеса. Над звуком поработать будет явно не лишним, но в целом вектор хороший.