ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Smerdead "За чертой"

19-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SMERDEAD
Релиз
“ЗА ЧЕРТОЙ”
Год
2019
Стиль
Death metal / melodic death metal / horror death metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Омск

Удачное и звучное название для тяжёлой группы – больше чем просто удачное название. Зачастую именно благодаря своему имени группы прокладывают дорожку в сознание своих слушателей и прочно там застревают. Произносишь напоминающее хруст костей “дистракшн” и тут же почти воочию слышишь хрустящий саунд немецких трэшеров и хрипло-визгливые прокламации Шмира, скажешь “кэннибал корпс”, и вот перед глазами арты их ранних альбомов, а в голове утробный рык и патологические фантазии текстов, а едва заслышав сочетание букв, образующее “смердэд”, человек, даже не знакомый с творчеством этих омских хоррор-дэтстеров, наверняка будет настраиваться на пугающую и атмосферную музыку с обилием страшилок, смачных вокальных фишек и заползающих в уши мелодий. И не ошибётся.

Смердят смердэды не так давно, всего около двух лет, и имеют в своём активе пока что только один-единственный альбом, но альбом этот говорит сам за себя. Не случайно на обложке у диска комиксоподобные изображения зомби и стилизованно-разляпистый логотип – играют Smerdead совсем не брутально и не злобно, переплюнуть по количеству мрачностей и непристойностей Necrophagia и Exhumed не пытаются, а скорее напоминают чуть утяжелённый и причёсанный под идеалы и каноны дэт-металла Lordi. Что совсем не плохо. Отбитых на голову маньков-некрофилов в этом мире, к счастью, не так уж и много, а вот любителей хорошей и качественной музыки на хоррор-тематику намного больше, и они явно не останутся равнодушными, ознакомившись с творчеством данного состава.

Smerdead обладают сочным гроулом, с удовольствием внедряют в лоно своих музыкальных экспериментов увесистые риффы и заливистые мелодичные соло, а при прослушивании их треков в голове практически сходу возникает картинка, представляющая роскошный зомби-праздник, где ожившие представители трупного народа творят свой некротический беспредел и пугают живых, норовя утащить их в недра земные или куда подальше. Практически каждая из восьми попавших на пластинку композиций является потенциальным хитом, а харизматичный гроул вокалиста по кличке Козлодёр держит в напряжении и будоражит на всём протяжении звучания компакта. Пожалуй, самым брутальным треком на альбоме является “Zombie”, записанный при участии Евгения Потапова из Ammonium, остальные же вещи скорее угарны и тусовочны, чем мрачны.

Помнится, ещё лет двадцать пять назад Cradle Of Filth пробовали смешивать блэк и хэви-метал, и результат у них получался великолепный, ну а Smerdead решили смешать классический хэви-метал с дэтом, и вышло ничуть не хуже. Простые и доходчивые риффы в духе Mercyful Fate, Iron Maiden, Dio и Grave Digger сочетаются у банды омской нежити с атакующими дэтовыми гитарами, сочной ритм-секцией и мелодиями в духе Benediction, Dismember и Mortification. Пожалуй, именно на последних похожи сейчас Smerdead больше всего. И у раннего, и у более позднего творчества австралийцев было что-то невероятно хитовое и цепляющее в сбивках и риффах, а виртуозные басовые партии их предводителя вонзались в разум словно адские пружины старых прогнивших, словно сырые могилы, диванов.

Ещё Чак Шульдинер всемерно ратовал за то, чтобы доказать музыкальность и состоятельность дэт-металла как особого музыкального жанра, и Smerdead занимаются точно тем же, однако упирают уже не на техничность и правильность гармоний, а на общую слушабельность и вкусность исполняемых фишек и бриджей. Мне их дебютное творение напомнило чем-то отечественную группу Кровавый Риф, которая решила сделать пиратский метал достоянием общественности и устраивает на концертах головокружительные тематические пати. Что общего у Smerdead и Кровавого Рифа? Практически ничего. Разве только умный и вкусный подход к исполняемой музыке, благодаря которому, даже не имея изначально никаких симпатий к зомби-тематике, волей-неволей начинаешь проникаться каннибальскими штучками ожившей нежити и симпатизировать ей.

Smerdead не переходят какой-то тайной незримой грани, отличающей просто метал от металла комедийного, и потому выглядят ещё более интересно, всё время балансируя между иронией, самоиронией, юмором и серьёзностью. Диск может понравиться как лютым дэт-ортодоксам, так и тем, кто просто любит музыку пожёстче и хороший качающий стафф, а прослушивание релиза можно сравнить с просмотром качественного хоррор-кино. Учитывая мою давнюю и глубокую симпатию к творчеству Mortification, можно не сомневаться, сколько приятных впечатлений и эмоций я получил от дебютного творения Smerdead, однако, если даже абстрагироваться от данного факта, стоит признать пропагандируемый командой дэтовый хэви-метал интересной и заслуживающей внимания штукой.

На концертах участники состава облачаются в страшные зомби-костюмы, чтобы соответствовать творящемуся в текстах некро-беспределу, что тоже приятно, но совсем не первостепенно и не обязательно, поскольку тексты команды и без того отлично развивают воображение и рисуют перед мысленным взором впечатляющие кроваво-развлекательные картинки-комиксы. А в завершении этой рецензии в очередной раз хочу отметить отличный вкус музыкантов, которые выдали настолько впечатляющий, разнообразный и сбалансированный коктейль, во многом переплюнув даже Рогатых Трупоедов, Дом Мясника и другие подобные русскоязычные коллективы. Не ударяясь в чернуху и амбивалентную нецензурщину, авторы создают отличный материал, упрекнуть который практически не в чем.