20-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Первое, на что обращаешь внимание, когда подходишь к знакомству с этим коллективом, это его самоопределение – рок-арт-проект. Что-то здесь не то – наверняка скажут или подумают многие, должно быть арт-рок-проект – артроковый проект. А вот и нет – на самом деле всё правильно, и Время Альбиносов – это, в первую очередь, арт-проект, который играет музыку в стиле рок. А что такое арт-проект? Вестимо, художественный проект, куда входят разные музыканты, художники, сценаристы, поэты, писатели и прочие креативщики, которые совместными усилиями создают некое интеллигентское благообразие, которое, в конце концов, обретает вид законченных и пригодных для аудиального восприятия музыкальных пьес.
В случае со Временем Альбиносов, все эти “мои приятели художники-писатели” консолидируются вокруг поэта Дмитрия “Рич” Романова и его творчества. Дмитрий пишет стихи, музыканты помогают ему создавать адекватное и соответствующее инструментальное обрамление для них, а вокалисты озвучивают и заставляют эти слова обретать плоть и кровь. В общей сложности Время Альбиносов под разными названиями существует и выпускает альбомы более тридцати лет, имеет солидную дискографию, а в нынешнем 2019 году в группе, помимо самого Дмитрия, насчитывается одиннадцать человек. Это действительно арт-проект или даже целая рок-лаборатория, где совместными усилиями в итоге появляются на свет очень интересные песни-стихи, а автором музыкальной концепции выступает талантливый композитор Артём Аматуни.
Ну а когда начинаешь слушать “Страну Странных Струн”, сразу же замечаешь на удивление гармоничное, слаженное и приятное звучание (не андеграунд, не подвальный русский рок времён Перестройки и не авангард, а действительно практически арт-рок) где-то на уровне Високосного Года и позднего Наутилуса Помпилиуса и в подобной же жанровой нише (синтезаторы, красивые мелодии, въедливый вокал, общая атмосферность, etc). Лирика имеет нечто общее с виршами Кормильцева, и то, как авторы подают эту лирику, тоже вызывает в памяти образы участников Наутилуса его золотой эпохи. Никаких унылых декламаций, натужного морализаторства и менторского тона – только чёткие, весьма гармоничные мелодии и риффы, которые очень адекватно вписываются в сложную поэтику стихов Дмитрия Романова.
Очень осмысленные, богатые образами, порой по-настоящему философские и напоминающие притчи седых суфиев стихотворения Дмитрия действительно на удивление благозвучно и аутентично звучат на актуальном альбоме – совершенно и никак не приходит на ум, что это не песни, а стихи, и порой стихи достаточно короткие и ёмкие. Никакой развлекаловщины, попыток заглядывать в рот слушателю и заигрывать с широким массовым вкусом, а только взрослые рифмы, аутентичные смыслы и соответствующе взрослый подход к реализации и воплощению всех этих задумок – вот что отличает “Страну Странных Струн”, которая уже во время звучания третьего трека стала напоминать мне серьёзные прог-рок-альбомы 70-х, которые так любили интеллектуалы от рока.
Лёгкие намёки на фолк (“Холодает”, “Моё небо с твоим разные”), причудливый шаманский ритм-н-блюз с вкраплением джазовых интерлюдий трека “В твоей чёрной дыре”, неожиданная окологотическая инсинуация в духе Кукрыниксов под названием “Надежда”, хулиганский шарж с нотками Кинчева, именующийся на диске “Лесть бескровная”, раздолбайский бард-рок-фолк-кантри-стёб “Им пох твой нах” - альбом напоминает набор выдержек из снов, которые заботливыми руками авторов и аранжировщиков были собраны в единое целое и приобрели вид такого милого и уютного интеллектуального праздника, где винтажный фолк-рок отплясывает сногсшибательную джигу с современным роком.
Конечно, до высоких стандартов Боба Дилана, Донована, Fairport Convention и Fleetwood Mac Время Альбиносов, может быть и не доходят, но по большей части обретаются где-то в непосредственной близости от них и очень неплохо смешивают традиционный поэтический русский рок, западный арт-рок и такой же хороший и качественный западный фолк-рок с эпизодическим влиянием кантри, блюза и чего-то ещё, схожего с ними по настроению и эмоциональной окраске. Композиции с альбома очень разнятся по отношению друг к другу, но в то же время очень легко и естественно складываются в единое и непротиворечивое целое, где общим фундаментом является самобытный подход к аранжировкам Артёма Аматуни и, конечно же, интеллигентная философская подоплёка стихов Дмитрия Романова, так изящно и ненавязчиво подчёркивающая их самоидентичность:
“Моё небо с твоим... разные,
Эта разница терпкая, вкусная,
Старо-письмено-песенно-устная,
Чуть дождливая, не алмазная.
Эта разница городом сплюнута,
Загустевшая запахом падальным,
Перешита пришествием кабельным,
Передёрнута, свёрнута, всунута.
Эта разница зимняя, низкая,
Летом - море без дна, бесконечная,
Вся искрится фатой подвенечною,
Опускаясь на землю неблизкую.
Эта разница формами колота,
Беленой да эфирами взбычена,
Позитивом партийным пресыщена
Да форматная с привкусом солода.
Эта разница радугой хожена
И медвежьими лапами топтана,
Звездной нитью запутано штопана,
Облаками седыми взъерошена.
Моё небо с твоим... разные,
Да и мы, лишь, обычные встречные.
Моя разница млечная, вечная,
А твоя, как и ты, несуразная”
(c) Время Альбиносов – “Моё небо с твоим разные”
Я не случайно сравнил Время Альбиносов с Fairport Convention, Донованом и Диланом – сделать поправку на время, стиль звучания и прочие косметические штуки, конечно же, стоит, но факт остается фактом: перед нами всё тот же взрослый рок, не чуждый бесов в рёбрах и эпизодической шутейности, но в целом насквозь завязанный на вдумчивом и рефлексирующем отношении к жизни. Мне безмерно приятно, что мы в случае со “Страной странных струн” имеем такой качественный и выдержанный аналог забугорных кроссоверщиков фолка и арт-рока в лице Mostly Autumn, The Wishing Tree и иже с ними, да ещё и с такой яркой и мощно выраженной нашей собственной отечественной лирической спецификой. Качественно, солидно и колоритно.