ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом проекта Метеорит "Экстаз"

22-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МЕТЕОРИТ
Релиз
"ЭКСТАЗ"
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Новосибирск

Александр Семенченко и его группа Метеорит представляют сейчас уже свой второй полноформатный альбом, и их сибирский рок-н-ролл успел поднять голову и окрепнуть, но при этом музыкант не растерял свежести восприятия и чувства юмора (читай самоиронии) и продолжает создавать очень яркие, личные и приятные на слух композиции. Автор не обделён адекватным вкусом, и по крайней мере некоторые из его песен выглядят как маленькие шедевры лёгкого музыкально-шаршевого гротеска. Я нарочно начинаю эту рецензию именно с этих слов, ведь кое-кто из слушателей вполне всерьёз высказываются в духе “он не умеет петь”, “вокал слабый” и т.д и т.п., а ничего подобного к Александру и его нарочито оформляющему свои релизы в стиле грампластинок и магнит-кассет времён совпедии проекту совершенно не относиться.

Начать стоит с того, что петь в академическом и собственном смысле слова Александр даже и не пытается и не пробует, а вместо этого с явным удовольствием подтрунивает над узколобыми спецами-критиками, играя голосом на манер куртуазных маньеристов и в частности напоминая замечательного Вадима Степанцова с его гениальными пародиями-юморесками. И снова я должен вспомнить про хороший вкус автора и часто сопутствующее ему чувство меры, благодаря которым он способен удерживать необходимый баланс между юмором, иронией, серьёзностью и лирической глубиной. То, что делает Метеорит, это не всегда панк или стёб, не всегда карикатура или пародия, а часто вполне серьёзные и порой на самом деле очень глубокие рок-композиции, которые исполняются с некоторой долей самоиронии. По крайней мере так было ещё год назад.

Если вы знакомы с такими группами, как Бахыт Компот, Несчастный Случай и более современными и довольно широко раскрученными сейчас рок-патриотами из группы Капитан Кенгуру, то без труда поймёте, что имеется в данном случае ввиду и какого плана материал стоит ждать от рецензируемого сейчас коллектива, а я могу только добавить, что такие ранние вещи Александра как “Привет, привет!”, “Не Обмани”, “Устали” и интересно обыгрывающая классику Чёрного Кофе блюзовая вещица “Леди” при прослушивании оставляли у меня традиционно очень благостное впечатление, на вполне конкретном экзистенциальном примере демонстрируя, как битловско-роллинговские идеи могут жить, цвести и плодоносить на нашей отечественной и вполне себе русскоязычной почве.

От нового полноформатника Метеорита мне действительно хотелось ждать многого и хорошего, и хотя свойственная Александру некоторая небрежность в аранжировках и не всегда наличествующее желание работать над качеством в противовес количеству несколько осаживали смелость моих ожиданий, в целом я был настроен по поводу его нового релиза положительно. И почти не ошибся. Талант, как известно, не пропьёшь, даже если очень сильно стараться, но иногда в дело вмешиваются другие факторы, и всё выходит так, как выходит. Замечу в плане предисловия, что актуальный диск очень диковинно скомпонован, и как будто всеми силами старается отпугнуть всех случайных, мимоходом занесённых на огонёк залётными ветрами путников, чтобы все самые личные и вкусные вещи смогли услышать только действительно стойкие, бесстрашные и вообще только настоящие рокеры с незашоренным восприятием.

Александр не стал изменять себе и его вокальная манера практически не претерпела изменений: перед нами всё тот же панковитый, временами нарочитый и даже смешной рок в традициях Бахыт Компот и Капитана Кенгуру с очень простыми, доходчивыми и очевидными текстами на такие же простые и очевидные темы, написанные с такой обескураживающей искренностью, что по мере прослушивания не знаешь, то ли радоваться и ликовать, то ли удивляться и недоумевать. Именно в таком духе следует титульная вещь с альбома, приближаются к ней глумливая “Дон-диги-дон” и распевная “От Винта”. Панка у Александра определённо стало больше, чем это было ещё год назад во времена его диска “Прекрасно!”, и панк-рок в его интерпретации насквозь экзистенциален, театрален и пародиен – словом, всё в лучших традициях Вадима Степанцова, но…

Уже упомянутая мной неразборчивость автора в плане аранжировок и продакшна иной раз не очень сильно вредит его произведениям, а порой - сильно. Я уважаю и ценю непосредственность вообще и непосредственность Александра Семенченко в частности, но иногда его пофигистичность и разухабистая прямота на самом деле довольно ощутимо мешают ему и даже откровенно портят его песни. Увы, такие треки как “Дон-диги-дон” на что-то большее, чем прикол в стадии демо-версии никак не тянут, и, к сожалению, на своём новом альбоме далеко не всегда музыкант может удержаться от ниспадения в тотальную панкосмехопанораму. Песен на альбоме много, все они как обычно не плохи, но первая половина компакта по большей части пугает и будоражит, нежели радует и расслабляет (хотя на вкус и цвет, как говорится, все аккумуляторы…)

Тем не менее, такие современные пьесы Александра как “Продолжается ночь”, “Взять реванш”, “Вокзал” по-прежнему вызывают в памяти хорошие, крепкие, достойные восхищения и подражания рок-гимны прежних лет с лёгким налётом беззастенчивой в своей нарочитой наивности иронии, и я послушал их с большим и даже огромным удовольствием. Музыкант может писать очень красивые и гармоничные вещи, добавляет к ним прекрасные вдумчивые стихи, и это действительно прекрасно, но иногда ему как будто становится скучно, и он начинает хулиганить. Такого хулиганства на рецензируемом диске достаточно много, но более серьёзных, по-настоящему талантливых рок-н-ролльных номеров всё-таки больше, и я отчаянно плюсую харизматичной манере автора, его проникновенным стихам, его смелости и пластичности! Да и кто сказал, что хулиганство и эпатаж, элемент стихийности и импровизация это плохо и неприемлемо?

Слушать альбом: https://vk.com/wall-92317634_7546

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год