ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Seelenstaub "Full Circle"

Seelenstaub, Full Circle

14-06-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

SEELENSTAUB – 2016  * * * * *
Progressive rock / post rock
"FULL CIRCLE"
SELFRELEASED
Россия, Белгород

Коллектив из Белгорода с загадочным названием Seelenstaub (“Пыль души”) состоит из вокалистки Ольги Комаровой, гитариста Валентина Сульдина и драммера Виктора Комарова, хотя, насколько я понимаю, является концептуальным дуэтом, поскольку на промо фото присутствуют только двое из вышеобозначенных музыкантов. Этот проект с самого начала показался мне отражением и своего рода побратимом австралийского дуэта Avrigus. На то, что эти две группы как-то связаны, указывало всё: и особенности их состава, и явно меланхолично-вдумчивая направленность музыки, и великолепная визуальная составляющая, сопутствующая релизам обеих команд. И всё-таки, подумав об отражении, я ошибся. При всех очевидных параллелях с творчеством Саймона и Джуди, Seelenstaub играют совершенно иную музыку.

И, кстати, говоря, эта команда уже имеет у себя в городе статус самого чувственного и романтичного коллектива, а в первый день лета этого года представила свой первый полноформатный альбом, который получил название “Full Circle” (“Полный круг”), о концепции которого сами музыканты говорят так: “This album is a witness of two beings getting to know each other and growing to be each other” (“Этот альбом является свидетельством того, как две разные сущности стараются узнавать друг друга и стремятся к тому, чтобы стать друг другом”).

Не знаю, знакомы ли авторы проекта с произведениями Платона и его последователей, не знаю, что они хотели сказать этой фразой, но лично я услышал в ней манифест идеи андрогинизма – философского учения, согласно которому две расколотые половины некогда единого и прекрасного существа, который назывался андрогин, мужчина и женщина стремятся к единению и соединению в любви с тем, чтобы обрести утраченное единство, гармонию и счастье. В нашем мире таковому соединению половинок препятствует множество самых различных причин, и поэтому оно часто может быть сопряжено с трудностями, огорчениями и разного рода испытаниями. Человек слишком сильно привык к своей изолированной автономности, и преодоление эгоизма, что является непременным условием соединения двоих в единое целое, по мнению великого идеолога андрогинной любви В.С. Соловьёва, представляется нравственным чудом, а потому, если и происходит, то крайне редко.

Над своей дебютной работой “Full Circle” Seelenstaub трудились долгих четыре года. Диск посвящён одиночеству, покинутости и ощущению полной безнадёжности, о чём красноречиво свидетельствуют цитаты, сопровождающие пластинку:

"...быть покинутым означает существовать в мире, не ощущая себя "дома", мало того, чувствуя себя в нем непрошеным гостем, к которому никто не придет на помощь, которому не за что зацепиться и не в чем найти оправдание своему существованию. Покинутость — своего рода метафизическое одиночество; одиночество человека, лишённого своего Бога и утратившего свое место в жизни..." (c) André Comte-Sponville (с) On Your Own

Именно таким настроение проникнуты композиции альбома. Открывающая диск инструментальная “Ether” начинается с неспешного перебора акустической гитары и в целом напоминает финских мастеров аристократичной меланхолии из Tenhi. В “On Your Own” появляется проникновенный вокал Ольги, который оживляет и раскрашивает эту вещь волшебными и нездешними красками. Именно эта композиция была выпущена в качестве сингла, предваряющего выход представленного сейчас нашему вниманию лонгплея. Трек “Evasion” представляет собой ритмичный поп-трип-рок в духе Cardigans, The Corrs и Cranberries, где красивейшая акустическая гитара и чувственный женский вокал создают необыкновенную атмосферу ностальгической грусти и как будто немного игривой пасмурной тоски.

“Shelter” отличается ещё более медленным темпом, красивейшими атмосферными фрагментами,  и вокалом, напоминающим то Аннеке Ван Гирсберген из The Gathering, то Джуди Чиару из Avrigus. А вот “No One Knows” звучит как лёгкая ласковая колыбельная в духе cardio wave, и звуки скрипки, появляющиеся в середине трека, ещё более добавляют сходства с такими группами, как Fleur, 33 и NeNasty.

Бодрое акустическое начало “Reason” напомнило мне Вольту, Белую Гвардию, ранний Antimatter, венгерский коллектив Sunseth Sphere, всё тех же Fleur и Anathema времён “Judgement”. Благодаря своим сильным, проникновенным вокальным мелодиям и яркой лирике эта вещь лично для меня стала одной из самых любимых и близких на всём альбоме. А относительно тяжёлая вторая половина трека с соло-партией электро-гитары очень красиво и нестандартно завершает композицию.

“This Void”, как и положено всякой пустоте, веет космическим ветром безысходности, и если бы не тёплая в целом атмосфера всех без исключения треков Seelenstaub я бы возможно сказал, что этот трек напоминает Янку Дягилеву, но нет, Янки здесь нет и близко. Это скорее смесь поздней Anathema, The 3rd And The Mortal и Evanescence с эпизодическим влиянием таких дум-звёздочек начала 90-х, как Elbereth и Where Angels Fall. “Nothing Is Coming” уже своим названием как будто перекликается с “God Is Coming” раннего Antimatter, а на деле встречает слушателя чуть более низким вокалом, относительно быстрым ритмом и наслоением друг на друга разных вокальных линий.

Следующий трек “Inner Star” вновь напоминает The Gathering, но заканчивается так быстро, что вот уже наступает время гасить свет и перед нами завершающая пластинку “Dying Lights” – самая таинственная, атмосферная и печальная на всём альбоме. Вокал как будто плачет и стенает, отражаясь от стен пустого дома, от картин, рисунков на обоях и каких-то, когда-то родных и близких, а теперь ставших бессмысленными и холодными, сувениров. Но не спешите выключать свой CD-проигрыватель, услышав, что музыка смолкла. У этой самой длинной финальной вещи есть своего рода двойное дно – неожиданное продолжение для самых терпеливых и внимательных слушателей.

Альбом “Full Circle” напоминает собой своего рода набор зарисовок, скетчей, коротких музыкальных пьес (средняя длительность композиций на этом альбоме – 2-3 минуты), отражающих определённые мысли и состояния, связанные с чувством утраты, грусти, тоски, одиночества и покинутости. Диск совершенно лишён занудности и заунывности, а с другой стороны, абсолютно не оставляет ощущения попытки влиться в какой-либо тренд и примкнуть к тому или иному модному течению. На самом деле я бы даже не хотел сравнивать Seelenstaub с кем-то из других коллективов. Их музыка достаточно самобытна и вполне заслуживает того, чтобы восприниматься вне всяких сравнений и без оглядки на творчество иных групп.

Дебютная работа этой белгородской команды порадует в первую очередь тех, кто ценит настоящую, не показную и не наигранную печаль, лишённую пафоса и самолюбования. Seelenstaub – это музыка тоскующей и страдающей от одиночества души, светлая печаль от своей чуждости окружающим и неспособности найти свой путь и предназначение в нашем странном и жестоком мире, желание выхода из этого порочного круга и обретения любви, смысла, полноты, гармонии и счастья. “Full Circle” словно редкий и прекрасный цветок, раскрывает свои лепестки только тем, кто действительно готов сойти с проторенной тропы и углубиться в чащу безысходности и болезненной рефлексии. “Per Aspera Ad Astra”, через тернии к звёздам – зовёт нас за собой Seelenstaub. Ну а если вам знакомы такие имена, как Tenhi, Sieben, Hekate, Pilori, Low, Paatos и поздняя Anathema, то Seelenstaub, безо всяких сомнений, порадует и вдохновит вас, заняв достойное место в вашем плейлисте.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев