ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Симфонии обречённых-5: печали женской чёрные колодцы

Симфонии обречённых

11-07-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

После последней, слегка парадоксальной части, где я назвал одним из типичных дум-представителей хулигана-бунтаря Йохана Эдлунда, для соблюдения космического баланса сил стоило бы отдать должное настоящему каноническому думу и поговорить о чём-то, что отвечало бы идеалам чистоты жанра.

Правда, эти самые идеалы чистоты – дело достаточно относительное, а разные люди склонны понимать их по-разному, поэтому я, чтобы никому не было обидно, решил посвятить данный выпуск нашего исследования женским дум-командам. Как известно, даже брутальный дэт преображается, едва к нему прикасаются изящные тонкие пальцы прекрасных нимф, что уж говорить о таком по определению утончённом жанре, как дум!

Однако чисто женских коллективов в данном направлении на самом деле кот наплакал - всего ничего, и сколь-нибудь значительными и знаковыми никому из них стать, увы, не посчастливилось, ну а одной из первых female-fronted-капелл в безбрежном океане дум-металла были, наверное, англичане из Sacrilege, которые начинали с краст-хардкора, затем углубились в трэш, а в итоге оказались по одну сторону баррикад с патриархами из Candlemass. Именно такой материал они блистательно продемонстрировали на своём третьем диске “Turn Back Trilobite” (1989), а эффектная блондинка Линда “Тэм” Симпсон вещала у них на фоне раскатистых качающих риффов в лучших традициях тандема Эдлинга-Марколина, в то время, как в концептуальном плане мы видим у коллектива темы, ставшие очень характерными для последующих дум-команд, во главе которых стояли женщины:

You say I have no reason Ты говоришь, у меня нет причины
For this my sense of loss Для того, чтобы чувствовать такую утрату,
You cry your tears of ignorance Ты льёшь свои слёзы, игнорируя меня,
Your laughter wisdom it is not Твой смех – это не мудрость, отнюдь,
I envy so your strength Но я так завидую твоей силе,
For I know mine is none Потому что знаю – у меня такой нет,
I touched the cold black dark Я прикоснулась к холодной чёрной темноте,
So now I seek the sun” Поэтому сейчас я ищу солнце.

Sacrilege – “Silent Dark”

Симфонии обречённых-5 1

Посмотрите, как эта же тема и практически тот же самый шекспировский надрыв интересно развиваются на классическом альбоме культовых норвежцев The 3rd And The Mortal, у которых в первые годы существования пела несравненная Кари Руэслоттен, в дальнейшем “омрачившая” свою биографию сотрудничеством с ребятами из Satyricon в рамках проекта Storm, а в итоге сконцентрировавшаяся на сольной карьере:

Why so lonely Почему ты так одинок?
Here you may rest Здесь ты можешь отдохнуть
Lay your head down at my chest Положи голову на мою грудь

Darkened days brighten Тёмные дни стали светлее,
No more to frighten Не нужно больше бояться.
Will you be mine Ты будешь со мной
Until the end of time” До конца времён?

(c) The 3rd And The Mortal – “Why So Lonely”

В этих строках одной из самых титулованных дум-команд с женским вокалом можно без труда найти и услышать отголоски такого характерного женского желания отождествлять своё эмоциональное состояние и сущность бытия, суть которого философ Бердяев охарактеризовал так: если вы спросите у страдающей от неразделённой любви женщины что такое бытие, она, не задумываясь, ответит, что бытие есть её неразделённая любовь (кто-то здесь вспомнит “Поющих в терновнике”, где Мэгги была более поэтична, но выразила в точности ту же самую идею: “Я хочу, чтобы солнце не всходило. Чтобы мы остались здесь навсегда.”)

Симфонии обречённых-5 2

Ну а если копнуть чуть глубже и логически усилить это дело, то перед нами раскроется во всей своей природной и хтонически-хаотической красе женская мистика, тоталитарная, властная, космически-безбрежная и бездонно-ледяная, желающая всецело узурпировать и поглотить объект своей страсти. Само собой разумеется, столь ярко-характерный женский мистицизм не мог не найти своего выражения в дум-металле, более того, некоторые группы однозначно сделали ставку именно на него, как, например, нидерландские первопроходцы из The Gathering, столь много обязанные своим успехом харизматичной Аннеке Ван Гирсберген и её абстрактным стихам-загадкам:

I am the snow falling down on you Я – снег, падающий на тебя,
I tear up your face with my frost Я разбиваю тебе лицо своим холодом
And make you run to somewhere warm И заставляю бежать куда-нибудь, где тепло;
When I come I see you get away Когда я прихожу, я вижу, как ты удаляешься прочь,
I burst out about your emptiness” Я просто взрываюсь от твоей пустоты.

The Gathering – “On most surfaces (Inuit)”

Симфонии обречённых-5 3

“Чем дальше в лес, тем больше партизан” – гласит народная мудрость, и блэйковский вербальный калейдоскоп, с лёгкой руки американцев Witch Mountain принявший вид песен в стиле дум, соответствует этой поговорке на все двести пятнадцать процентов, а порой превращается в удивительные атмосферные истории с лёгкой долей ностальгии, кровавой филологии и болезненной романтики:

You were mine Ты был мой,
Remember the time? помнишь то время?
The air smelled more like cinnamon А воздух пах по большей части корицей
And pine и сосной.

For a laugh Для смеха
I kept the head of that rat Я хранила голову той крысы,
You kept my heart in that ratty old box А ты хранил моё сердце в той старой крысиной коробке,
The kind that won't lock что не закрывается.

With a knife in her hand С ножом в руке,
She was trying to stand она пыталась встать,
But with both feet bound Но обе её ноги были связаны,
And no one around... и никого не было поблизости.
Oh, Aurelia О, Аурелия.
My hair fell out after После этого мои волосы выпали,
I heard her laughter я слышала её смех,
She was crawling slowly Она медленно ползла
Calling out for Crowley И звала Кроули,
Oh, Aurelia О, Аурелия.
I'll always remember Я всегда буду помнить
That long September тот долгий сентябрь,
Blood on the stairs кровь на лестнице.
The whole family was there Вся семья была там.

(c) Witch Mountain – “Aurelia”

Симфонии обречённых-5 4

Ну и конечно, завершить наш сегодняшний разговор было бы просто непростительно, не упомянув о легендарных и культовых ныне Trees Of Eternity и об их безвременно почившей вокалистке по имени Алиа Стэнбридж. Изобилующие мрачными настроениями и призывами в адрес смерти, тексты этой группы напоминают другой печально известный состав, Elis и их вокалистку, которая отправилась в мир теней под аккомпанемент своих очень похожих по смыслу и внутреннему содержанию песен. Но не будем слишком увлекаться, выискивая сбывшиеся пророчества, а лучше обратим внимание на впечатляющие образы и столь же впечатляющую динамику повествования вербальных построений Trees Of Eternity:

A million things Миллион вещей
I want to say я хочу сказать,
but I shield my face Но я закрываю своё лицо словно щитом
and turn away и отворачиваюсь,
swallowing my words, глотая слова,
silenced by shame. Укрываясь тишиной стыда.

A million tears Миллион слёз
I want to cry, Я хочу выплакать,
but I shield my face Но я закрываю своё лицо словно щитом
and dry my eyes и вытираю глаза,
swallowing my hurt проглатывая мою боль,
breaking inside разламываясь изнутри.

Please stay here with me. Пожалуйста, останься со мной,
Just hold me as I bleed myself dry. Просто держи меня за руку, пока я не истеку кровью досуха,
See straight into me. Посмотри прямо в меня,
Just look beyond the tears in my eyes” Просто загляни по ту сторону слёз в моих глазах.

(c) Trees Of Eternity – “A Million Tears”

Симфонии обречённых-5 5

Пожалуй, дум-металл можно назвать тяжёлым жанром, наименее популярным у представительниц прекрасного пола – исторически сложилось так, что женщина в думе явление почти настолько же редкое, как и пение соловья в промозглой студёной избушке, заброшенной полярниками ещё в лохматом году, однако те дивы обречённого металла, которые всё же творят в данных стилистических широтах, заслуживают к себе самого пристального внимания, будь то слегка нестройные Rain Fell Within, великолепные Left Hand Solution, отчаянно-огненные Ashes You Leave, абстрактно-таинственные Avrigus или слегка наивные, но всё равно очень клёвые Elbereth.

Именно в дум-металле наиболее очевидно различие мужского и женского – сравнить Candlemass и Sacrilege или Paradise Lost и Left Hand Solution, и всё станет ясно само собой: в думе можно петь по-разному и о разном, а у тоски не только тысячи лиц, имён и глаз, но и явная половая дифференциация. И это прекрасно!

Продолжение следует…