ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Слайд Шоу "S/T"

Слайд Шоу

24-08-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

СЛАЙД ШОУ – 2016
Electro synth/gothic metal
"S/T"
SELFRELEASED
Россия, Москва

О группе Слайд Шоу я узнал совершенно случайно где-то в середине нулевых. Их песни сразу же безусловно застряли у меня в сознании, и я кажется впервые даже не стал ломать свой привычно музыкально-журналистский мозг, привыкший всё раскладывать по полочкам, в попытке определить, что же это за стиль. Жанровая принадлежность группы действительно не имела особого значения, ведь музыка цепляла, слова врезались в разум, мелодии кружили по кругу где-то за диафрагмой, а голос вокалистки просто очаровывал. Это были они – Слайд Шоу, группа, стартовавшая в 2002 году в Москве и сразу ставшая настоящей сенсацией столичной электронно-готической тусовки.

Дебютный одноимённый с группой альбом вышел в 2007 году, и это была просто бомба: тяжёлые металлические гитары, синтетические, электронные и чуть ли не индустриальные фишки, потрясающе разнообразные и хитовые русскоязычные тексты + необычный имидж. В буклете альбома были не только фото этого яркого трио, но и рисунки их манга-персонажей – их астральные отражения из мира сказок, волшебства, фетиш-эротики, кибер-готики и оживших синтетических снов. Я заслушал тот альбом до дыр, не найдя на нём ни одной слабой песни, а вышедший в 2008 году второй полноформатник коллектива “Astral Fox” лишь закрепил бешеный успех этой необычной группы, как в сердцах их многочисленных почитателей, так и в моём собственном.

Слайд Шоу много выступали, такие их хиты, как “Лаги”, “Земля” и “Не отпускай” звучали в фильмах и телесериалах. В 2004 г. группа написала музыку к фильму режиссёра Владимира Потапова “Мы умрем вместе”. А вскоре появился видеоклип на песню “Земля” с кадрами из этой киноленты. Команда создала собственный стиль, слепив его из кусочков и фрагментов Project Pitchfork, X-Japan, Malice Mizer, ТаТу, набиравшей обороты анимэ-манга-мании и переосмысленных, задрапированных под взрослую готик-эротику, всем с детства знакомых сказок про Оле Лукойе и Снежную Королеву. Это было ярко, стильно, броско, эпатажно и очень слушабельно. Такой музыки в то время не играл НИКТО. Но продолжения не последовало, и группа надолго ушла в тень.

Однако, к моей великой радости, уже в самом начале 2014 года стало известно, что Слайд Шоу живы и снова возвращаются на сцену. Вниманию общественности был представлен клип на совершенно новую песню “Чёрный Флаг”. Но уже в марте появилось сообщение о том, что группу покинула её бессменная вокалистка Тая, «которая ушла в “добрую музыку”, в то время как группа “ушла во зло”». Теперь в Слайд Шоу новая фронтвумен – Валерия “MaDLeN”. Практически перед самым Новым 2015 годом был представлен первый клип с её участием – “Кукла”, а затем – несколько синглов, всё более и более разогревавших интерес в преддверии выхода нового, уже третьего по счёту, полноформатника этой уже почти культовой, но незаслуженно забытой капеллы. И вот сейчас наконец нашему вниманию представлен этот столь долгожданный и интригующий релиз.

После серьёзного и действительно мрачновато-злого интро с симфоническими и эмбиентными элементами и клавишным проигрышем, которое звучит почти как “O Fortuna” Карла Орфа мы слышим первый трек, с которого собственно и началось возвращение группы на сцену – “Чёрный Флаг”. В этой песне, как и в ещё одной (“Красная Шапочка”) слушатель по-прежнему может услышать вокал Таи, первой вокалистки Слайд Шоу, который, надо сказать, изменился до неузнаваемости. Как только зазвучали первые нотки её голоса, я буквально остолбенел, настолько агрессивно, зло и порывисто поёт теперь Тая. Под стать вокалу изменилась и музыка группы, сделав крен в сторону ускорения и ужесточения своего звучания. Это уже не бодрые светлые, почти синти-поп-песенки, а жёсткий метал с элементами индастриала и таинственными, почти потусторонними клавишными пассажами.

Следующий трек “Ищи меня”, в котором дебютирует новая вокалистка Валерия “MaDLeN”, начинается с более характерных для группы мелодий, электронных фишек и риффов. После ужесточений, произошедших с вокалом Таи, от пения Валерии я ожидал чуть ли не скрима, но нет, в первой песне она поёт довольно мягко, чувственно, почти в прежнем стиле Таи, но чуть более прямолинейно, отстранённо и холодно. Новые композиции вполне напоминают классический Слайд Шоу, но с бОльшим упором на гитары, чувственность, эротику, и тёмную эстетику в текстах.

Загадочные и даже пугающие звуки открывают следующую композицию “Кукла”, затем обдавая слушателя знакомым электрическим звуком синтезаторов и соблазняющим, то шепчущим, то почти срывающимся на крик вокалом MaDLeN. Это уже не манга, а почти хентай – подумалось мне по мере вторжения в мои мозговые извилины текста этого трека. Мрачный dark-fetish-hentai с элементами готики, синтипопа, дарк-электро и различных метал-направлений. Хорошо это или плохо? Каждый сможет решить это только сам для себя. Но это определённо сильно, броско, смело, ярко и притягательно.

И снова страшное, ещё более мрачное вступление с тиканьем часов предваряет композицию “Последний день на земле”. Очень эффектно воспринимается вокал MaDLeN, поющей под мерное щёлканье часовых стрелок, а в припеве музыка срывается чуть ли не в horror metal a la Cadaveria, Notre Dame и иже с ними. Валерия поёт очень напряжённо, надрывно, страстно и проникновенно. Трудно, почти невозможно устоять перед чарами её голоса, но песня неожиданно обрывается всё тем же тиканьем часов, с которого и началась.

Слайд Шоу всегда славились своей любовью к сказкам, не стали изменять себе они и на новом альбоме. Прекрасная вещь “Белоснежка”, которая даже была выпущена отдельным синглом -  это пожалуй, самая тяжёлая, агрессивная, разнообразная, мелодичная и чувственная вещь на этой пластинке. Трудно сдержать восхищение, слушая, как великолепно играет голосом MaDLeN, переходя с эротичного шёпота на крик, с чистого академического вокала на мрачные хриплые и седуктивные вокализы, которые так напоминают пение Таи в “Чёрном Флаге”, но звучит более естественно и аутентично.

А вот трек “Чёрная Звезда” это почти классический gothic/love metal в духе поздних Sentenced, Gloom, Entwine, To/Die/For и The 69 Eyes. Безупречная серьёзная мелодика, стилизованные под орган клавишные, множество музыкальных и вокальных фишек и, конечно же, великолепный вокал Валерии, который действительно звучит выше всяких похвал, пожалуй, только с одним “но”. Её голосу при всём его разнообразии и великолепии всё же не хватает теплоты и открытости голоса Таи. Но это, опять-таки, дело вкуса и индивидуальных предпочтений слушателя. К тому же обновлённый стиль Слайд Шоу требует себе скорее такого – более жёсткого, тёмного и холодного вокального сопровождения.

И снова вещь, навеянная сказками, – “Золушка”. Очень нежная и мягкая композиция, отдалённо напоминающая сказочные добрые первые альбомы этой команды. Пожалуй, эта вещь звучит даже ещё более атмосферно и волшебно, чем это было у московских любителей манги ранее. “Золушка” с её мужскими бэк-вокалами, немного приглушённой ритм-гитарой, сладкими пружинящими клавишными и, конечно же, обязательным боем часов в конце трека, который служит ещё одним – весьма веским – аргументом в пользу того, чтобы поверить в эту сказку и впустить её в своё сердце, звучит как настоящий саундтрек, но, как мы знаем, такой “кинематичности” Слайд Шоу всегда было не занимать.

Едкий, ebm-подобный электронный пульс композиции “Мы окружены” переходит в тяжёлый агрессивный гитарный кач с почти скримом Валерии (о да, это-таки произошло!). Вы не поверите, эта вещь напомнила мне культовый номер не менее культовой отечественной хэви-команды Тяжёлый День “Огонь”, где почти с таким же надрывом и хрипом сэр Бажин в своё время пел об ужасах войны. Но всё меняется, когда дело доходит до пронзительного чистоголосого припева, который, с одной стороны, перекидывает мостик к классическому и привычному наследию Слайд Шоу, а с другой – ничуть не входит в диссонанс с предельно серьёзным и даже трагичным посылом этой песни.

Где-то Вконтакте я как-то совсем недавно увидел новый альбом Слайд Шоу в одном из тематических сообществ с тегами #electro_synth и #gothic_metal и смешками в комментариях: «Если это готик-метал, то я папа Римский». Мой ответ тем комментаторам таков: это не готик-метал. Эта группа никогда не играла готик-метал, и музыканты никогда этого не скрывали. Но это больше, чем любой готик-метал. Больше и глубже. И если вам эта музыка не понравилась, то вы, увы, просто пока не доросли до неё. И скорее всего не дорастёте никогда. Стилистический фьюжн Слайд Шоу как всегда великолепен, и новый альбом при всех его значительных различиях с ранним творчеством этой команды сохраняет все те прежние кроссовер-штучки, которые делали этих музыкантов настоящими звёздами.

И снова сказочная тема, на этот раз вновь с вокалом Таи – “Красная Шапочка”. Балладный перебор и нежные вокальные напевы напоминают The Cranberries и их российский аналог – группу Маша и Медведи. Кто бы сомневался: в припеве тяжёлые гитары выходят на первый план, и Тая буквально насилует свой голос, вновь срываясь в совершенно не характерный и не идущий ей злой и агрессивный крик-скрим с эпизодическим переходом на связки. Мне было почти физически больно слышать эти её вокальные эксперименты. Тая безусловно может и смогла бы петь в таком стиле - голос у неё шикарный - но тот факт, что это органически “не её” не скрыть и не заретушировать. Последняя строчка звучит как прощание, своеобразное Aeternum Vale: “В ночь уходит стая, тая, тая, тая…Тая….”. Вот так и Тая покинула Слайд Шоу. Навсегда ли, надолго ли? Знает только время.

Альбом продолжается, и на нас обрушивается стремительная и резкая вещь “Имена”. При появлении голоса MaDLeN гитары уходят на второй план, но с новой силой обрушивается на слушателя в припеве, где мы слышим поразительное и поистине сокрушительное двуголосье с присутствием настоящего скрима в духе Кадаверии и Moray Eel. Наряду с узнаваемым и уже привычным голосом Валерии, мы слышим чистейший скрим, за который, как оказалось, отвечает всё та же “MaDLeN”, голос которой продублировали хитрые компьютерные приспособления. Что тут сказать, мне остаётся только почтительно снять шляпу. Нет слов. Эта вещь определённо заставила меня встряхнуться, да так, что даже появившийся “детский хор”, вторящий Валерии (который, кстати, тоже оказался именно её голосом), не помешал вашему покорному слуге подлить себе в пиво пару пузырёчков валокордина. Мало ли что.

Завершает пластинку эпичная, но ещё более быстрая, злая, тяжёлая и агрессивная песня “Мы невидимы”. Что же, симпатии музыкантов к тёмной стороне силы и более тяжёлым и экстремальным музыкальным формам здесь становятся наиболее очевидны. Гитарный шред рвёт сознание на куски, а обманчиво мелодичные клавишные лишь усиливают общее ощущение черноты и сумрачной угрожающей неизвестности. А вот тексты хороши. Боюсь взять слишком высоко, но эта вещь напомнила мне даже незабвенного и столь любимого мной Dio и особенно его “Dream Evil”.

Я всегда был скептиком, традиционалистом и ортодоксом. Группы, сумевшие сохранить свой состав неизменным или хотя бы не менять свой голос, всегда пользовались моим особым уважением и почтением. Я с опаской подходил к прослушиванию нового творения Слайд Шоу, и оно действительно получилось неоднозначным. Новая вокалистка, попытки прежней вокалистки петь в совершенно другом стиле, радикальное утяжеление и ускорение звучания, да и в целом смена музыкальной парадигмы и переход на “злую музыку” недвусмысленно намекали на то, что перед прослушиванием седативных средств лучше прикупить побольше.

Никто не будет спорить, что Nightwish без Тарьи, Тяжёлый День без Бажина, а Wings без Маккартни это уже совсем не Nightwish, не Тяжёлый День и не Wings, но Слайд Шоу сумели доказать и более чем убедительно показали, что во всяком правиле есть свои исключения и даже на старуху бывает проруха (хех, как завернул). Их новый альбом звучит по-настоящему свежо, современно, сильно, профессионально, а главное – искренне, по-настоящему. Это не просто стилизация и попытка повторить  былой успех. Отнюдь. Группа действительно развивается, эволюционирует, ищет и находит.

Такую музыку ни в нашей стране, ни за рубежом по-прежнему не играет никто. При всей своей скорости и тяжести нынешний “злой” вернувшийся из небытия Слайд Шоу гордо держит марку уникальной и неповторимой команды, музыка которой не похожа ни на один другой коллектив и при этом звучит настолько мощно и разнообразно, что мне остаётся только вновь почтительно снять шляпу. Это воистину нечто. За прошедшие с момента своего старта 14 лет эта команда ни на йоту не растеряла свой удивительный волшебный шарм и только усилила его, вновь показав, кто чего стоит на российской электро-готик-металлической сцене.

Мне безмерно жаль, что в составе этого коллектива больше нет столь полюбившейся мне однажды Таи, но я не могу не признать, что такое расставание это действительно оптимальный и наилучший выход для всех. Я долго думал о том, какой же Слайд Шоу мне нравится больше: прежний или нынешний, и так и не смог найти ответ на этот вопрос. Но одно я могу сказать точно: новый альбом у группы вышел действительно потрясающим – восхитительным, сильным и свежим на все 100%. Я с чистым сердцем рекомендую его самым широким кругам любителей самой разнообразной музыки, почитателям сказок, анимешникам, кибер-готам, уставшим от металлической ортодоксальности металлистам, электро-фрикам и просто всем-всем-всем, а особенно открытым и думающим людям, свободным от предрассудков.