ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Tiavara "When Sheep Dream Of Paradise"

Tiavara, When Sheep Dream Of Paradise

12-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

TIAVARA – 2016
Experimental metal/rock
"WHEN SHEEP DREAM OF PARADISE"
SELFRELEASED
Россия, Королёв

“Мы – голоса в твоей голове” – так характеризует себя эта капелла из города Королёв, выбрасывающая в атмосферу свои тяжёлые металлические эксперименты вот уже с 2012 года. За предельно размытым и двусмысленным определением “экспериментальный метал”, с помощью которого этот интересный секстет описывает свою музыкальную программу, на самом деле кроется весьма нетривиальная, но во многом близкая к авангарду и дум-металлу музыка. Я действительно просто не знаю, чем слушали их дебютную работу те граждане, что окрестили её сомнительным тегом “alternative metal”. Кстати, о дебюте Tiavara! На том пятитрековом EP 2015 года, который назывался “Never Silent”, уже в то время встречались как мощные драйвовые композиции (“I Am Just Fine”, “Final Hour”, “Nightmare”), так и полуавангардные мистические сюиты наподобие “Revolution” и особенно “Never Silent”. А главным козырем команды был невероятно мощный, почти оперный мужской вокал, который лично мне напомнил легендарного Мессию Марколина и незабвенных патриархов дум-металла из Candlemass, смешанных с Left Hand Solution, Tool и Danzig.

Признаться, от такой бронебойной микстуры я был просто вне себя, а потому сразу же взял на заметку этот интересный коллектив. Всё течёт, всё изменяется, и сейчас команда приосанилась, повзрослела и сделала своим жизненным кредо замысловатую английскую фразу "We're so awesome, we're magnifique!". А в преддверии выхода нового – на этот раз полноформатного – творения изголодавшихся по харизматично разрекламированному лонгплею поклонников Tiavara то и дело кормила харизматичными концертными выступлениями и неожиданными синглами: “Haunting Past”, “Lunacy”, “Path Of Lies” и наконец “The Storm Eternal”. Дальше тянуть было просто некуда – это понимали все. И вот грянул гром: на наши головы обрушился LP, затейливо озаглавленный “When Sheep Dream Of Paradise”.

Что же он нам принёс? Открывает альбом совсем незнакомая вещь, которая называется “Still Alive”. Медитативный перебор акустической гитары, клавишные, отстранённые, как будто монашеские хоры (пламенный привет ребятам из Gregorian!) и вдруг резко вступающие тяжёлые риффы. Вокал очень эффектно интонирует на фоне смеси акустических переборов и эпизодически оттеняющего его крощащегося дисторшена. Параллели с Candlemass как будто сместились в сторону другой группы Марколина – Memento Mori, но, если честно, я бы отнёс “Still Alive” уже к чистому металлическому прогрессивному авангарду a la Madder Mortem, Atrox и тех же Tool.

Отличия, несомненно, есть. И вот два главных: Tiavara звучит намного более гармонично и ненапрягающе (попросту говоря, они не пытаются сделать из авангарда нечто хаотичное и дисгармоничное, давящее и ломающее), а их вокал даст сто очков вперёд любой из этих групп. (Естественно я в курсе про то, что вокалистку Madder Mortem именуют “металлической Диамандой Галас”, но, поверьте, в пении стабилизирующее значение имеет не только техника и не то, сколькими октавами владеет поющий, но и чувства, эмоции. Вспомните, что об этом говорил в своё время Глен Данциг. Много ли “тяжёлых” вокалистов после Элвиса Пресли действительно умеют и могут петь? Вопрос риторический).

Вторым номером следует уже знакомая нам в качестве первого сингла “Haunting Past”. Жужжащие яко твои шмели гитары, высокий, типично “марколиновский” вокал с массированным использованием вибрато, отличная мрачновато-эпическая атмосфера. Кхм, пожалуй, Tiavara звучит сейчас даже убедительнее и кэндэлмесистее, чем сами великие шведы во главе с Лейфом Эдлингом. В меру техничное прочувствованное соло на фоне не менее лаконичных и знающих своё место риффов, превосходный голос и….голос, голос и ещё раз голос. Как писали про Candlemass в конце 80-х западные журналюги, “такое чувство, что сам Люцифер пробрался на амвон и начал там свою проповедь”. Именно такие ощущения возникают и от прослушивания “Haunting Past”.

Не зря ребята запустили сингл “The Storm Eternal” перед самым выходом альбома. Пожалуй, это одна из самых необычных и пробирающих до костей вещей на этой пластинке. Лёгкие, воздушные переборы и перестуки акустики переходят в тяжёлый драйв с вокалом, который как будто становится всё лучше и лучше от трека к треку, играя оттенками и красками своего голоса, как настоящий проповедник – как “тот, чьё имя нельзя называть”: то надрывно и даже гневно, то проникновенно и почти жалобно, то скорбно и призывно, то горестно и потусторонне, обращаясь почти в плач или вой нездешних сирен. По своей глубине и хитовости “The Storm Eternal” вполне сравнима с гениальной “The Gallow’s End” и как бы даже не превосходит её (да простят меня олдовые фэны “Мессы при Свечах”, к которым я, кстати, вот уже двадцать лет отношу и себя).

И снова уже знакомый поклонникам Tiavara трек – “Path Of Lies”, ставший третьим синглом в преддверии выхода альбома. Пространные, почти восточные вокализы и как будто подыгрывающие им гитарные мелодии переходят в неожиданно сэмплированные вокальные партии, которые звучат как будто из адской темницы. Естественно, такой эффект просто грех долго применять к настолько божественному вокалу, которым обладает вокалист Тиавары, и уже спустя куплет все эффекты уходят в небытие. Но, однако, не все. Только те, которыми был обработан голос. Проблески призрачной электроники отличают “Path Of Lies” как своего рода символ космической лжи.

“Lunacy” – второй сингл с пластинки начинается с немного необычных вокальных распевок. Голос взбирается всё выше и выше, доказывая, что для человеческого духа (вокала и слуха) нет ничего невозможного. Но вот гитары смолкают, и на фоне странных, почти этнических басовых журчаний a la Orphaned Land и уже знакомой нам по предыдущему треку едва слышной электроники проповедники из Tiavara продолжают свою мрачную литанию – влекущую, чарующую, опьяняющую и возбуждающую одновременно. Именно такая музыка, как говорил когда-то глухой отшельник по имени Людвиг Ван Бетховен, способна высекать огонь из души. И она высекает.

Я сам удивляюсь себе, но вот уже пятый абзац подряд я не привожу никаких других сравнений (хе-хе, в прошлом абзаце всё-таки привёл, но это не в счёт! Там аллюзия чисто по эмоциональному окрасу, не более), кроме уже прочно осевшей в сознании читателей “кэндэлмессовщины”. Возможно прозвучит странно, но мне не хочется сравнивать Tiavara с кем-то ещё. Да, нечто подобное в середине 90-х пытались делать Therion, да, на альбоме “When Sheep Dream Of Paradise” можно услышать и раскопать немало влияний очень многих совершенно разных коллективов, но эти аллюзии настолько редки, разрозненны и эпизодичны, а музыка Tiavara настолько самобытна, целостна, монументальна, превосходна и глубока, что никаких сомнений просто не остаётся: команда исполняет нечто совершенно новое, неслыханное и несводимое ни к какой – даже самой затейливой – сумме даже самых превосходных элементов.

И я как в воду глядел! Продолжает диск песня “We Don’t Need You”, которая напоминает именно Therion времён “Theli” и “Deggial”. Величественные оккультные хоры (вот уж чего не ждали!) бодро звучат на фоне тяжёлого риффинга, сменяясь камерными, акустическими фрагментами с вкрадчивым голосом основного вокалиста. Звучит необычно – этого не отнять. Но пусть это будет лично моё мнение: такая “терионовщина” Тиаваре не совсем к лицу. Команда уже вполне нашла свой стиль, а голос их вокалиста хорош сам по себе настолько, что никакая вокальная поддержка ему просто-напросто не нужна. Само собой, эксперименты никто не отменял (не зря же сами музыканты называют свой стиль experimental metal), но смесь заклинаний в духе Therion с постгранжевым a la Alice In Chains шёпотом – это строго на любителя. Хотя даже я, признаться, был вознаграждён в конце этой композиции: традиционные риффы и такое же традиционное для этой капеллы пение вернулось в alma mater, что вполне удовлетворило меня, даже несмотря на нежелающие никуда уходить навязчивые хоры. Поехали дальше.

Но что это? Мы уже подошли к завершению пластинки, и в проигрывателе звучит финальная “Thiyh” – самая лёгкая, светлая, почти балладная вещь. Нечто наподобие “Goodbye To Jane” от Antichrisis или другой подобной песенки под названием “Magma” в исполнении Dismal Euphony. Вокалист поёт естественно, чисто, как будто в один миг отбросив весь свой пафос и всё многообразие подвластных ему техник. Это просто песня для души. Просто хорошая, проникновенная композиция, которая должна быть в репертуаре каждой уважающей себя группы (Не кидайте в рецензента гаечным ключом, но “Thiyh” напомнила мне даже “Tell Me Why” в исполнении Коррозии Металла, без которой в середине 90-х не обходился буквально ни один сборник наподобие “Russian Metal Ballads”).

Нет, конечно, Tiavara это не Коррозия Металла, не Antichrirsis и даже не Candlemass. Они больше и многограннее. Группа, которая, вне всяких сомнений, станет открытием и сенсацией уходящего 2016 года и сможет стать безусловным победителем сразу в нескольких номинациях (“лучший вокал”, “лучший дебютный альбом”, “лучшая экспериментальная работа”, “самый разнообразный альбом”, “самый одухотворённый альбом” – перечислять можно долго). На пластинке представлены всего семь треков, четыре из которых были выпущены отдельными синглами ещё до официального релиза, и всё-таки оставшиеся три вещи смогли не только порадовать меня, но и весьма удивить. А это многого стоит.

И это при том, что Tiavara играет именно музыку. Хорошие песни. Нигде и ни разу на всём диске вы не найдёте экспериментов ради экспериментов. Я долго и кропотливо рылся в своей памяти, но настолько слушабельного и впечатляющего experimental-metal альбома я просто не смог вспомнить (возможно, это просто первые (первые или вторые?) признаки начинающегося склероза, но всё же). То, что записали на своём новом LP эти талантливые дум-прогрессивщики из города Королёв, лично я однозначно считаю одним из лучших альбомов 2016 года. И, кстати, если вы ещё не знаете, что такое avant-garde metal, то начинать знакомство с этим диковинным зверем я бы рекомендовал как раз с “When Sheep Dream Of Paradise”. Именно так и никак не меньше.