ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Велиар "Сквозь Века"

Велиар, Сквозь Века

09-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ВЕЛИАР – 2016
Black / death metal /extreme pagan metal
"СКВОЗЬ ВЕКА"
SYMBOL OF DOMINATION / THE RITUAL PRODUCTIONS
Россия, Таганрог

Эта команда из Таганрога существует с 2000 года. Первоначально состав назывался Чёрный Легион, но в 2005 году сменил название на Велиар. За это время было реализовано два полноформатных альбома и демо, а сейчас настал черёд нового, третьего по счёту, творения Велиара, который был назван “Сквозь Века” и издан силами двух лейблов - Symbol Of Domination и The Ritual Productions.

В настоящее время Велиар по сути представляет собой one-man проект, единственным участником которого является Олег Мустец. Все остальные музыканты – сессионные, а большинство текстов написаны небезызвестным Деметром Гейлом (Grailight, Arcanorum Astrum, Skylord, в прошлом – лейбл Grailight Productions). Альбом позиционируется как концептуальный, а в качестве обложки присутствует арт от Mayhem Art Studio.

В том, что касается музыкальной составляющей, сегодняшний Велиар как никогда ранее эклектичен и разнообразен: помимо ставших уже традиционными для этой команды блэк и дэт-элементов, в музыкальном арсенале коллектива присутствуют явные аллюзии к языческому металлу, скоростные трэшевые риффы, фолк-элементы и богатый симфонический бэкграунд, что в первые минуты прослушивания диска вызвало у меня даже ассоциации с группой Дрыгва.

И действительно несколько первых треков имеют немало общего с этой славной белорусской командой, но затем Велиар ещё далее уходит в эксперименты и музыкальные заимствования: в песнях появляется чистый вокал, в текстах слышится поэзия А.С. Пушкина (“На Острове Буяне”), которая с подачи Велиара звучит неожиданно разухабисто, чуть ли не в духе Изморози, Infornal Fuckъ и других подобных коллективов, хотя это всего лишь эпизодические вкрапления, которые отнюдь не делают погоду на диске.

В целом, именно по преимуществу высокий темп исполнения, разнообразные симфонические аранжировки и эпизодические хоры являются на данном этапе основой своеобразия этой команды, основной стиль которой, несмотря на всю его бескомпромиссность и бронебойность,  в том виде, в котором он присутствует на альбоме “Сквозь Века”, я всё же определил бы как pagan metal, и в пользу справедливости такого определения однозначно свидетельствуют тексты и характерные “языческие” мелодии.

Мощный гроул Олега время от времени переходит на более традиционный экстремальный pagan-вокал и на низкий скрим (“Частица Бога”), а мелодические ходы и характерный тембр гроула напоминают не только Butterfly Temple, но и современный Septic Flesh. Та же “Частица Бога” звучит как полу-авангардный dark metal, который долгое время проповедовали и проповедуют ныне греческие мастера оккультизма, а местами даже вызывают в памяти ремиксы от Morbid Angel (“Провидец”).

С другой стороны, все “заумные” авангардные пассажи подаются на диске в предельно понятной и доступной форме, что, по сути, и является чертой, характерной для pagan metal. Уже следующий за “Частицей Бога” трек “Дарующий Счастье” звучит совершенно иначе. Появляются типичные фолк-элементы, весёлые (ноги чуть ли не сами идут вприсядку) разудалые мелодии и риффы, апофеозом чего и является нетленная поэтическая классика Александра Сергеевича в шестой вещи “На Острове Буяне”. Впрочем, и другие композиции тоже не сильно отстают от неё.

“Танцем взлетим ввысь, в поднебесье,
Криком взметнутся безумные песни,
Разум угас, и мы в хороводе –
За флейтой авгура пойдёмте же в воду!

В этом юродивом танце
Страшно несёмся мы,
И от стыда все в багрянице
Пляшем, склоняя выи.

В пляске этой мы бредём
Где-то в стране дураков,
Под луной и ярким днём
Мы словно стадо слепцов”

(c) “Хореомания”

Завершает пластинку три в целом более традиционных дэт-блэковых трека, в которых, словно редкой россыпью изюма выделяются ещё более неожиданные эксперименты и нововведения. Чего стоит только совершенно чистоголосый фрагмент в “Неизбежности” или такие же чистые хоровые моменты в “Битве На Воже”, пространная симфоническая вставка в “Хореомании” и некоторые другие.

Мне очень импонирует тот безумный коктейль из Дрыгвы, Butterfly Temple, Septic Flesh и Hollenton с поздним Morbid Angel (“Обман”, “Провидец”), который представил на своём новейшем релизе Велиар, но неоднозначные тексты и уж слишком сильная внутренняя разнородность альбома не позволяют мне назвать его шедевром. С другой стороны, это ничуть не помешает всем, кто любит творчество вышеперечисленных коллективов, с удовольствием наслаждаться изысканными музыкальными хитросплетениями этой таганрогской капеллы.