ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Emerald Night "Зеркало Троллей"

17-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
EMERALD NIGHT
Релиз
“ЗЕРКАЛО ТРОЛЛЕЙ”
Год
2011
Стиль
Fantasy metal/ folk metal / pagan metal / black metal
Лейбл
GRAILIGHT
Страна, город
Россия, Москва

1996 год выдался весьма удачным для "тяжёлой" музыки и во многом определил её будущее развитие на много лет вперёд. Именно в этом году свет увидели такие нетленки, как “Elegy” (Amorphis), “Irreligious” (Moonspell), “Dusk... And Her Embrace” (Cradle Of Filth) и ещё куча других эпохальных пластов, которые – уверен, - любой металхэд будет котировать до седин, или даже полного старческого облысения. Во время самого первого прослушивания диска “Зеркало Троллей” от московской формации Emerald Night, я всю дорогу думал: “Эх, вот услышать бы сей любопытнейший лонгплей в 96-м – запал бы в душу на всю жизнь”. Но нет, не судьба. В 96-м проект ещё только-только зарождался (причём, даже не в Москве) и был в самом начале большого и тернистого пути к столь добротным и по-хорошему коммерческим релизам. Кстати, не исключено, что под влиянием вышеупомянутых пластинок.

Отмечу, что “Зеркало Троллей” - не первое моё знакомство с творчеством Дисмаэля и его товарищей, но это первая их работа, которая устроила меня на все сто. Ранние демки оставили неоднозначные впечатления. Да, в них всегда было что-то пронзительное, глубокое и искреннее, что заставляло время от времени возвращаться к этим записям и переслушивать их. С другой стороны - не хватало качественного звука, привлекательного оформления и вообще некой целостной концепции. И, кстати, русского языка. Все “нулевые” я мечтал услышать Emerald Night на русском. Первые русскоязычные треки были на демке 2005 года и этот опыт оставлял желать… нет, не лучшего, а большего!

Собственно, мечты сбываются: сейчас перед нами русскоязычный полноформатник, профессионально записанный и оформленный, продуманный до мелочей во всех аспектах. Заглавный трек (давайте считать, что первая вещь альбома “Проклятое Зеркало” - заглавная, хоть и не совсем одноимённая) возвращает нас к бессмертной прекрасной истории Ганса Христиана Андерсена. С самого начала песни (поначалу оно мне показалось несколько затянутым, но, может, оно так и надо, чтобы “нагнать атмосферы”) перед внутренним оком мелькают жутковатые образы, причудливые морозные узоры и отблески ранящих осколков в беснующейся вьюге. Вероятно, человек, который писал эту музыку, действительно мобилизовал все свои силы, накладывая штрихи на музыкальное полотно, добавляя нюансы и создавая некую дивную картину, в котором есть и размытые абстракции, и чётко очерченные детали.

Что вообще интересного в Emerald Night? Сейчас это вполне узнаваемый бренд, не удивляющий особо ни новизной, ни новаторством, но и не вызывающий быстрых ассоциаций с кем-то ещё. Лично я, потребляющий тонны прекрасной и разнообразной музыки каждый день в режиме non-stop, не могу так сходу взять и вписать Emerald Night в какой-то определённый жанр. Музыка, по большому счёту, простая. Сложно объяснить, почему она так затягивает. Она ещё и органично сочетается с оформлением, у которого, кстати, есть своя история. Обложка и буклет – это работы известного московского иллюстратора Александра Кошкина, выполненные для сборника “Баллады” Жуковского - по-моему, в конце 70-х (ещё до моего рождения!). Это очень известное оформление, картинки легко найти в интернете, но лично я нигде не видел настолько качественного изображения, как на обложке “Зеркала” - словно эти иллюстрации были нарисованы вчера, а не сорок с лишним лет назад. Что мне всегда нравилось в Emerald Night – это умение вытащить на свет божий что-то редкое и необычное, давно забытое – и вкусно это подать с надлежащим качеством. Альбом Ashen Light “Песнь Велеса” – один из первых заметных экспериментов в русскоязычном блэке – не был записан идеально, но любили его всегда не за это. Оказалось, что можно записать трек “Веда Рода” на жирном современном звуке, а к микрофонной стойке поставить собственно Всегарда. Который после этого играл и пел в Emerald Night ещё добрых пять лет - и кстати, получилось очень интересное сочетание разноплановых скримов у группы на этом и двух последующих дисках.

Или кавер на песню Butterfly Temple, идущий на диске бонусом. Сперва я подумал: да что это за вещь такая, “Страна Фей”? Оказалось, что это древняя песня “Abscent” с дебютного альбома Butterfly Temple “Велес”. Яркая и совершенно нетипичная для "бабочек" - но, как оказалось, просто идеальная для "изумрудов". И хотя там нет того чувственного саксофона (наверняка, ради него всё и писалось), песня заходит на ура! Думаю, это хорошо, что Дисмаэль не стал петь её по-английски. Слушатели могут этого не знать, но сама вещь написана по мотивам стихотворения Эдгара По “Страна Фей” (да-да, он ещё и стихи писал, а Амати - делал чешские барабаны для крутых музыкантов) и лидер Emerald Night взял оригинал, сделал авторский перевод и всё это идеально легло на музыку и заиграло новыми красками, во многом благодаря великолепному голосу Абрея – оригинального вокалиста Butterfly Temple. Мне подумалось, что наверное эта песня так и должна была звучать, только в момент выхода альбома “Велес” это было сложно технически и идея ждала своего часа, пока не нашла своё воплощение вот таким вот заковыристым образом.

Вообще, почти весь альбом состоит из таких вот антикварных находок, мифов, апокрифов, переосмысления чего-то давно забытого – и все это мощно, разнообразно и органично сплетено между собой. Неважно, что звучит – разрушающее бластбитами “Проклятое Зеркало” или проникновенные, берущие за душу метал-серенады “Лесная Песнь” или “На Север”, или даже монументальный русскоязычный кавер на греков Septic Flesh (необычный выбор, я бы сказал) – всё это выполнено в едином ключе и слушается на одном дыхании. Бесспорным украшением альбома стали приглашённые вокалистки Ксения (Калевала) и Тиллен Аверс (Аэлла), которые наполнили этот диск особенной магией и светлым эльфийским волшебством.

В чём находка этого альбома и творчества Emerald Night в целом? Странное и даже немного грубоватое сочетание мелодик-блэка с фэнтезийным фольклором и обильными россыпями симфонизма. Меня всегда поражало, как легко и ненавязчиво команде удаётся совместить несовместимое – и очарование пробирающих до глубины души эльфийских мелодий, и певучую русскую поэзию, и мрачный мир чёрного языческого металла. Стилистические эксперименты, поиск нового сочетания – это, собственно, и есть история музыки. В этом плане творчество Emerald Night недалеко ушло от классики, оно вызывает желание переслушать ранние релизы Lake Of Tears, Paradise Lost, Cradle Of Filth, Cemetary и Menhir – не потому, что похоже, а потому что “сейчас так не играют”. Супрематические ритм-структуры “Зеркала Троллей” и даже звучание гитар имеют весьма много общего с классическими релизами вышеупомянутых групп и подобные аллюзии – как бальзам на уши олдскуллеров. В этой музыке можно сутками скитаться и блуждать, она насыщает воображение яркими и реалистичными образами и затягивает, как Скайрим. Кстати, трек “На Север” - единственная на моей памяти русскоязычная вещь, написанная по вселенной TES.

Я не знаю, что ждёт группу в будущем. Я слышал, как молодые музыканты свысока отзывались о творчестве Emerald Night, как о простеньком фэнтезийном шансоне – потому что они выросли на совершенно другой музыке, у них другой музыкальный опыт и впечатлять их нужно тоже как-то по-другому. А тех, кто готов вслушаться, ждёт весьма интересное знакомство с чем-то, стоящим отдельно от других жанров. Я могу с интересом слушать и Аркону, и Калевалу, и Сваргу – эта музыка сделана на хорошем европейском уровне и в ней всегда много драйва. Но иногда мне нужны совсем другие звуки, которые могут научить мечтать. Emerald Night никогда не были идеальны, но мне нравится то, кем я себя ощущаю под эту музыку. Даже сейчас, спустя девять лет после своего выхода, “Зеркало Троллей” ничуть не потеряло своего очарования, а значит и актуальности.