ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Меня преследует дикая охота» Интервью с Emerald Night

12-09-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У Emerald Night бывали разные периоды и разные альбомы, но даже самые сомнительные и неоднозначные их решения с лёгкостью вытаскивала из низин и провалов сумасшедшая харизма лидера группы и его горячая увлечённость своим делом. Они могли быть не слишком оригинальны или где-то не очень убедительны, могли переигрывать и заигрываться, с головой пропадать в своих волшебных мирах, но следить за их творчеством и покупать их диски всё равно хотелось, а причина тому – магия старых сказок, которая очень явственно и очевидно ощущалась на их альбомах и не думала никуда пропадать даже в самых прямолинейных и клишированных треках коллектива. И было бы странно полагать, что сейчас будет иначе, ведь так? Они вернулись с новым альбомом, это их первая за шесть лет студийная запись, но удастся ли этому диску повторить успех “Зеркала троллей”, выдержать испытание временем и удовлетворить запросы и ожидания слушателей? Думаю, никто не прояснит ситуацию лучше, чем сам Dismael, создатель и идейный вдохновитель проекта.

- Dismael, с момента выхода нового альбома EN прошло больше двух месяцев. Как его принимают? Как ты сам воспринимаешь свое детище теперь, когда оно уже выпущено в свободное плавание и ничего не исправить?

- Сейчас пока сложно оценить реакцию аудитории. У меня не настолько известный проект, чтобы релиз был долгожданным и можно было говорить о каком-то резонансе. Хороший релиз – он как чай. Должен немного «настояться», чтобы аромат был насыщеннее. Тогда его может и «распробуют». Или нет, как повезет.

- Можно ли назвать новейший альбом Emerald Night успешным?

- Что такое успешность, или успех? Стремительный рост популярности, большое число фанатов, проданных дисков, лайков - что именно? А вдруг это только видимость успеха, иллюзия? Популярность приходит и уходит, а успех – это движение от одной неудачи к другой без потери энтузиазма. Иногда люди пишут хорошую книгу не ради гонораров, а просто потому, что им есть что сказать. Потому что в сорок лет голова работает не так, как в двадцать. Потому что призраки ненаписанных песен скачут в мглистом небе и никак не могут догнать. Я могу выразить себя всего с помощью этой музыки – и я это делаю.

- То есть, твои надежды оправдались?

- Да, на сто процентов. Самое верное средство оправдать надежды – не питать больших надежд. Мы, музыканты, часто переоцениваем свою значимость, «культовость», полагая, что мир крутится вокруг нас. Ни черта вокруг нас не крутится. Никто не обязан покупать наши диски и уважать за прежние заслуги. Слушатель свободен в выборе. Он может прочувствовать твое творчество всем сердцем, просто проявить интерес, посмотреть и сразу вернуть диск на полку, а то и вовсе пройти мимо. Это его священное право. Ты на своей стороне можешь попытаться сделать что-то стоящее и привлекательное – зачастую это не одно и то же. Попытаться оставить след. И не жаловаться, что тебя не носят на руках. Творчество – значит творить. В этом смысл. Отдавать людям свою энергию. Отдавая – получаешь. И сам становишься лучше.

- Но ведь хочется, чтобы восхищались, носили на руках или хотя бы признавали объективные заслуги? Столько лет играть, вкладываться - пора бы уже, вроде как, наработать какой-то ощутимый и реальный дивиденд с этого…

- Когда я мечтал о собственной группе, то представлял себе успех Iron Maiden, или хотя бы Арии. И уже в процессе стало понятно, что фигушки. Допрыгнуть до звезд – это истории про Мюнхгаузена и лишь за редким исключением реальные кейсы. Конечно, можно быть непризнанным гением, лежать на диване и ныть, что мир к тебе несправедлив. А можно просто делать то, что умеешь делать лучше всех. И получать удовольствие. В конце концов, моя жизнь не крутиться вокруг одной только музыки и несбыточных надежд. Я давно бы бросил, если бы не был доволен результатом.

- Коронавирус с его ограничениями и самоизоляцией сильно подпортил твои планы на этот счет?

- Режим самоизоляции никак не повлиял на проект, потому что у нас не было особых планов. Как знать, если бы концертная активность сохранялась на привычном уровне, мы, может, и в студию не пошли бы.

- А легко ли действовать и ориентироваться в меняющихся цифровых реалиях? Нет трудностей адаптации к новому и современному? Скажем, аккаунт EN в тик-ток или стримы в духе веяния времени можешь себе представить или это был бы уже перебор?

- Очень легко. Я просто не действую. Кто я есть? Рядовой менеджер, который в свободное время дергает струны и ездит на фесты. Или малоизвестный музыкант, который за неимением возможности и желания зарабатывать музыкой, строит карьеру в совершенно другой сфере. Что по сути одно и то же. SMM – серьезная задача, ею нужно плотно заниматься. Чтобы тратить ресурс, необходимо иметь четкие представления о целевом результате. А оно пока слишком расплывчатое.

- Работа и занятость в сфере SMM не оказывает влияние на восприятие собственного творчества? Не появляется ощущение, что создаёшь не искусство на века, а продукт, который будет продаваться и вообще реализовываться по SMM-законам?

- Моя работа не связана с SMM, я решаю задачи другого уровня. Всем хотелось бы создавать искусство на века, но чаще всего оно становится таковым не благодаря каким-то действиям и закономерностям, а по воле случая. Тут заранее не спрогнозируешь. Но можно сказать наверняка, что если твой «шедевр» не продается, то значит и ценности не представляет.

- Почему обложка так странно напоминает группу Король и Шут? Этот странный персонаж и стиль его прорисовки сразу же напомнил мне классику КиШ с их “Ели мясо мужики” и “Акустическим альбомом”, где было вот такое оформление. А ты как считаешь?

- Я никогда не считал КиШ на сто процентов панковской группой. Для меня не было зазорно ее слушать только из-за того, что ее слушают панки и школьники. И эти грубоватые обложки с узнаваемой рукой Князя – они всегда были неотъемлемой частью имиджа группы, ее концепции. Я не могу вот так взять и самостоятельно нарисовать обложку для себя. Для кого-то – могу, я оформлял синглы Butterfly Temple и Horn Of Asgard. И когда мне повезло найти человека, который смог «поймать» нужную мне атмосферу, я старался побольше доверять и поменьше стремиться сделать все идеально.

- А можно поподробнее? Как появился этот арт и почему он так похож на КиШ?

- Обложку нарисовала одна девочка из Одессы. Она любит питерскую группу Svaskalver и ранее нарисовала фан-арт к треку «Король Ольхи», который является кавером на Emerald Night. Увидел, понравилось (эта картинка потом даже попала на инлей моего диска). Предложил посотрудничать. Она молодец. Мы вместе разработали концепцию оформления, придумали холодный заснеженный лес и тролля-скрипача. Образ героя прошел несколько итераций, прежде чем появилось сходство с обложкой «Акустического альбома». Случайно или намерено – не знаю. О, круто, говорю. Оставь так.

- А вот интересно, если бы EN вдруг получили такую же культовость и востребованность как КиШ, тебя бы это скорее порадовало или огорчило? Вот представь, школьники рисуют логотип группы на партах, в лифте ваше лого тоже красуется рядом с AC/DC и Кино, какие-то толстые подвыпившие мужички 50+ горланят под окном ваши песни… Хорошо это было бы или не очень? Польстило бы такое?

- Когда речь заходит о славе, все почему-то думают о восторженных фанатах, длиннющих лимузинах и золотых унитазах. И никогда - о депрессиях, алкоголизме, дурдоме, суициде. Представьте себе человека, которому внушили, что он небожитель. И когда иллюзорный мир рушится (школьники уже давно не пишут в подъездах КиШ, они теперь по рэпчику больше), начинаются проблемы. Жизнь всех берет за шкирку и тычет носом в реальность. Кто-то может это принять, пройти с наименьшими потерями, кто-то нет. Чем меньше воздушных замков, тем проще жить. Следовать за предназначением, а не за иллюзиями.

- Возвращение состава десятилетней давности стоит понимать, как желание войти дважды в ту же самую реку и повторить успех своего «Зеркала Троллей»? И как считаете, эксперимент удался?

- Кив – это не состав какой-то там давности, а одна из лучших студий в России. Логично работать с теми, кого знаешь, кто хорошо себя зарекомендовал. Мы и с Арсафесом сделали два альбома, очень разных, кстати. Мы были рады сотрудничеству с Кивом спустя десять лет после записи альбома «Зеркало Троллей». Его опыту сложно не доверять. Понятно, что часть аудитории будет проводить параллели между старым и новым материалом. Пожалуйста, у каждого может быть свое мнение. Даже у меня.

- И как бы ты сопоставил старый и новый материал EN? По каким критериям и как их можно было бы и адекватно было бы сравнивать?

- Зачем сравнивать? Я записываю альбомы не потому, что «пора подогреть интерес к проекту», а если есть желание что-то сказать.

- Часто группы говорят, что их новейший релиз самый лучший, самый совершенный и самый прекрасный за всю историю, а сами сможете так сказать про свой новейший диск?

- Да, вполне. Достигнуто оптимальное равновесие во всем. Альбом профессионально сделан, выверен, взвешен, пропущен через призму моего скромного мастерства и опыта и полностью готов к употреблению. Мы уменьшили фолковую составляющую, отказались от «надстроек» типа гостевых вокалов и пригласили «гостевые группы» для каверов. Юбилей все-таки.

- Часто с течением времени группы теряют свой изначальный задор, веру в свою музыку и превращаются в хорошо отлаженный коммерческий механизм по производству коммерческого продукта. Вас миновала чаша сия? Удалось ли сохранить искренность и свежесть чувств, веру в эльфов?

- Да, миновала. Я никогда не получал от творчества никакого коммерческого «выхлопа», поэтому стать просто инструментом для генерации профита моему проекту не грозит. А вера в эльфов – так я никогда в них и не верил. Вера в эльфов, серьезно? Мы живем в удивительном мире, где даже дно океана изучено лишь процентов на десять, не говоря о природе, созидании, космосе. А вы мне предлагаете жить фантазиями. Эльфы – это миф, духи природы. Люди не понимают этот мир до конца, но наделены воображением и «дорисовывают» непознанные сущности, придавая им диковинные черты. Откуда вам знать, во что я действительно верю? Я верю в океаны, вздымающиеся волны и силу весел. И в красоту человеческого духа. Эта идея заложена в основу всего искусства эпохи романтизма. Во всей красе.

- А бывают ли ситуации, когда ты мог бы сказать по поводу какого-то явления или собственного решения «это просто бизнес, ничего личного»?

- Неа. Это не бизнес. Это великолепная ролевая оффлайн-игрушка для взрослых, позволяющая оттачивать коммуникативные навыки и управленческие качества. В нее вовлечено большое количество людей с разными целями, характерами, со всеми нужно найти общие интересы. И цель. Конечно, не деньги. А впечатления и воспоминания.

- А как насчёт амбиций? Можешь ли ты назвать себя амбициозным человеком, а Emerald Night - амбициозным проектом?

- Если ты подался в рыцари. То умерь свои амбиции. Если сильно зазнаваться. Ждет беда, а не победа. Можно круто обломаться. И остаться без обеда. Та-а-а-а, та-да, та-да-а-а-а-а…

- Что было самым сложным и самым интересным в ходе работы над новым альбомом?

- Работа над альбомом – эта такая вещь, в которой результат гораздо интереснее, чем процесс. Приходишь, пишешь дубли, пока не выдашь лучшее, на что способен. Для вокалистки это вообще была первая большая работа в студии, волнение, дополнительный стресс. Она реально пела на пределе возможностей.

- Многие отметили, что релиз напоминает сборник в силу своей «лоскутности», наличия таких разных элементов, разных языков исполнения, бонусных каверов. Сейчас не желаете, что решили всё сделать именно так?

- Альбом получился на редкость целостным, монолитным, все чувства идут по нарастающей и завершаются катарсисом. Единственный «косяк» - я потом подумал, что кавера, наверное, стоило вывести в отдельный сборник. Послушал альбом, получил впечатление, он все еще звучит у тебя в голове, как вдруг – бац, и звучит что-то совершенно другое по духу. Но и к этому быстро привыкаешь.

- А сам считаешь, новый альбом EN – это все-таки альбом или сборник? Не бывает желания снять с себя часть ответственности и всё-таки назвать релиз компиляцией?

- Альбом, конечно. Со всей ответственностью. Я даже могу взять на себя часть ответственности за кавера, потому что сам звал «гостевых музыкантов» в проект. Мы не делаем компиляций, я не вполне понимаю этот формат. Просто есть песни, из которых складывается альбом. Старые, новые. Есть своя логика и желание донести определенные идеи.

- Стать фэнтезийной «Коррозией Металла» - не пугающая перспектива?

- Я от слова «фэнтези» скоро блевать начну. Радугой. Мы играем мелодик-блэк с характерной для этого стиля тематикой, обращаясь к мифологии и легендам Севера, выискивая мрачные мистические сюжеты в мировой литературе. Фэнтези – это симбиоз мифологии и поп-культуры. Даже Толкин со всей его «культовостью» не был частью поп-культуры, пока Джексон фильмов не наснимал. Когда в 90-х я придумывал песенки про эльфов, то как-то не предполагал, что через десяток лет народ начнет играть в rpg и писать «эльф» в графе «национальность» при переписи населения.

- Но разве какое-то явление может стать хуже только в силу того, что по каким-то причинам нашлись люди, которые сделали его мейнстримом и в какой-то степени исказили и упростили идею?

- Репина на вас нет. Он бы написал картину «Дж. Р. Р. Толкин убивает Питера Джексона». И «Приплыли», кстати, тоже написал бы. Ибо мейнстрим.

- А в чем готовы следовать по стопам «Коррозии» и в чем, наоборот, категорически не желаете уподобляться проекту Сергея Троицкого и вызывать с ним ассоциации?

- Помню, в годы моей бурной молодости в среде музыкантов, металлистов, было модно носить «косухи», драные джинсы и белые кроссовки. Сейчас все примерные девочки так одеваются. Еще было модно презирать Коррозию. Типа, если ты уважаешь Коррозию, то ты «пионер». Коррозия была первой «тяжелой» группой, которую я стал слушать. А не Ария, как у многих. Мне не светит вызывать даже отдаленные ассоциации с этой группой, даже если на следующем альбоме у меня будет играть не Кив, а Костыль. У нас сам принцип другой. Такая музыка не обязана развлекать. Она должна создавать атмосферу, вызывать эмоции и образы. То, ради чего я, например, слушаю Septic Flesh, Moonspell и десятки других узнаваемых групп.

- Ты ушел от инглиша к русскоязычным текстам, так зачем снова вернулся?

- На момент создания проекта, почти все русские группы стремились петь по-английски – то есть, по возможности быть ближе к звучанию столпов жанров doom, death metal и т. д. Моя группа называется по-английски – это характерный признак того времени. Тем не менее, я перешел на русскую лирику, отчасти в пику сложившимся стереотипам, отчасти – желая не больше сказать, а больше выразить. Наши песни хорошо звучат не потому, что русский язык априори лучше английского, а потому что мы пишем классные тексты, продуманные с точки зрения фонетики. Это не значит, что у нас не может быть песен, которые хорошо звучат на английском. Я не стесняюсь своего акцента и для меня не критично что песни на разных языках соседствуют.

- Важен ли имидж для EN на данном этапе и если «да», то как бы вы описали имидж группы сейчас?

- Как описать… Мы блэкушники, люди в черном. Только девушку просим одеваться в какие-нибудь другие цвета, чтобы на сцене совсем мрачно не выглядело.

- Внешний вид и появившаяся борода как-то влияют на мировоззрение? Вообще веришь в тезис, что внешнее определяет внутреннее и наоборот?

- Помню, однажды на пресс-конференции группы «Пикник» Шклярского спросили, что означает его необычный пиджак. Такой из текстурной ткани, с бахромой. Эдмунд Мечеславович улыбнулся и со свойственной ему простотой и открытостью сказал: он означает пиджак. Я верю в тезис, что внешность обманчива.

- А психологи и психотерапевты где-то у экранов своих ноутбуков и смартфонов согласно кивают головами и замечают вслух про то, что борода - это комплексы, неуверенность в себе, желание скрыть от окружающих свои эмоции, отгородиться от мира… Что-нибудь из этого списка подходит тебе, твоему коллективу или вашей музыке, как считаешь? И вообще, Emerald Night - это музыка интровертов или всё-таки не совсем?

- Все творчество Emerald Night наполнено эмоциями. В музыке хорошо отражены мои убеждения, ценности, музыкальные предпочтения. Все как на ладони. Мне нечего к этому добавить.

- А груз прожитых лет и пройденных дорог каким-либо образом ощущается? Это мешает творить?

- Я думаю, вот-вот начнет ощущаться. Лет через десять – наверняка. Мне уже кстати, сейчас мешает творить не груз прожитых лет, а завышенные требования к материалу. Меня все еще преследует дикая охота создавать музыку, хотя вдохновение - штука капризная. Чаще всего оно настигает меня в спортзале между подходами. Когда нет возможности поработать над материалом.

- А когда играешь свои старые треки, замечаешь какой-то привкус иронии, горечи или разочарования по поводу своих чувств и мыслей, которые вкладывал в свои песни много лет назад? Меняется восприятие собственного старого материала?

- Именно когда играю? Я играю преимущественно вещи с первых двух альбомов, потому что они оптимальны для «живого» исполнения по сложности и энергетике. И в такие моменты я не чувствую никаких привкусов. Только энергию и драйв.

- А есть ли группа? Emerald Night образца 2021 года – это коллектив с равными долями у каждого участника или все-таки в большей степени сольный проект Дисмаэля?

- Emerald Night уже 25 лет как Emerald Night, а мы до сих пор выясняем, это все-таки группа или проект имени Дисмаэля. Я приложил много усилий для того, чтобы мой проект стал именно группой, командой, в которой люди не просто функционируют, а выражают себя, задействуют свои сильные стороны. У каждой роли есть свои рамки и свой простор для творчества. И у моей тоже. Я стараюсь помогать партнерам, а не мешать. Может, поэтому у меня никогда не было особой «текучки».

- Какого вопроса ты больше всего от меня ждал, но так в итоге и не услышал?

- Я услышал достаточно! Про эльфийскую «Коррозию», например (ха-ха, наприме-ер!!!) – это было сильно. Только Сергею Евгеньевичу не говорите. Он мужчина в возрасте, ему, наверное, не полезно так сильно смеяться. Я ждал вопроса: 25 лет – и на хрена вот это все? И я бы ответил: это мой синематограф. Билли, заряжай!

- Что в ближайших планах и чего ждать от группы в ближайшем будущем?

- Пока у нас запланирован только один концерт на зиму 2022, если ничего не поменяется. Сейчас сложно что-то планировать. До последнего волновались, будет ли «Былинный Берег» Я рад, что это событие состоялось и его не постигла судьба «Дикой Мяты», например.

- Ждать ли нового альбома Emerald Night?

- Материал придумывается, хотя и не быстро. Сейчас нужно больше обоснований, чтобы тратить на это силы и время. Просто потешить самолюбие – так себе история. После «Bo Mpake/Per Umbras» я не шесть лет музыку придумывал. Не было идеи, не было видения будущей работы. А когда все это есть, не требуется много времени, чтобы все основательно продумать и воплотить. Просто берешь и делаешь. Например, мне не хватало лирической песни, чтобы «разбавить» скоростные вещи с бластбитами и я написал ее за четыре дня. Столько времени прошло от создания проекта в кубэсе до завершения отрисовки всех партий. И примерно восемь чашек кофе. Через несколько дней песня была записана.

- Твои финальные слова и пожелания тем, кто по-прежнему с Emerald Night и ждёт новых релизов.

- Помнится, в преддверии выхода 13-го альбома Moonspell “Hermitage” Фернанду сказал: «грядут последние годы нашей музыкальной карьеры - зима нашей жизни». Мне очень понравились его мысли. Время – самый ценный ресурс. Невосполнимый. И это повышает ставки. Я не знаю, запишу ли я еще что-нибудь, но я очень хочу. Если это произойдет – в случае очень большого везения – то буду стараться изо всех сил. И это будет отражать то, что я чувствую. А не то, что от меня ждут, или мне кажется, что ждут. Не ради лайков, репостов и охвата аудитории. Вся суть в музыке. Которая, я надеюсь, может подарить комфорт и утешение, которую вы возьмете с собой и будете слушать.

Фото: Дмитрий Куликов DK. Концертный репортаж и фотосессии

@dk_report

Алексей “Astarte Eel” Иринеев