ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Чёрные Озёра "Отпусти"

Чёрные Озёра, Отпусти

02-09-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ЧЁРНЫЕ ОЗЁРА – 2016
Acoustic folk
"ОТПУСТИ"
NIHIL ART MUSIC
Россия, Саратов

За восемь лет своей творческой активности этот саратовский pagan black-дивизион, известный своей сверхпродуктивностью и по-настоящему душевной, проникновенной музыкой, без преувеличения стал настоящим культом в андеграунде, и случилось это не только благодаря тому, что группа постоянно напоминала всем заинтересованным в своей активности людям о себе, но и ещё по одной весьма важной причине. Чёрные Озёра не просто создают музыку и записывают песни, их деятельность – это настоящее Творчество с большой буквы, и каждая вещь, каждый трек имеют не только риффы, тексты и композиционную структуру, но также “сердце и вены”, как пел в своё время незабвенный идеолог отечественного тяжмета Дмитрий Варшавский.

Мне даже кажется, что столь спонтанно родившаяся в моём сознании аналогия между Чёрным Кофе и Чёрными Озёрами не так уж и лишена смысла. Как и коллектив Варшавского, столь активно и яростно ратовавший в 80-х за осмысленность и одухотворённость тяжёлой музыки, саратовские чернозёрцы сейчас привносят в свой pagan-black ту песенность, напевность и лиричность, которой так не хватало суровому языческому металлу всё долгое последнее время. Впрочем, хватит лирики, перейдём, собственно, к теме нашей рецензии – к новейшему двухтрековому EP славных саратовцев, который увидел свет буквально несколько дней назад.

Уже предваряющая мини-альбом инфа указывает на то, что Чёрные Озёра как всегда не стоят на месте и прогрессируют семимильными шагами. В каждом из двух представленных на EP акустических (!) треков присутствует женский вокал, за который отвечает Мария Немцева, а артворком занималась Ксения Церюпа, в то время как запись и сведение были доверены Сергею Аварясову. Звучит более чем многообещающе: акустика, женский вокал, чёрно-белая стильная обложка. Что-то подсказывает мне, что я услышу нечто напоминающее культовый эпик Сварги “Кровь-Река”, где они также экспериментировали с акустическим звучанием своих песен. И дабы не томить себя же самого, включаю “play”.

Открывает EP титульная вещь с надрывным и отчаянным названием “Отпусти”. Задумчивый неспешный перебор акустической гитары и двуголосье чистого женского и чистого же мужского вокалов сразу же вторгаются в моё сознание холодной сентябрьской речной водой и уже не дают времени даже просто выдохнуть, чтобы сказать своё веское “Уххх!”. Ну а если серьёзно, композиция звучит действительно очень сильно и впечатляюще. Напоминает, как я и предполагал, смесь акустический Сварги и финских фолк-затейников-шаманов из Tenhi, а русскоязычная предельно-читаемая лирика здесь просто выше всяческих похвал.

Второй и заключительный трек “Дрожь” отличается чуть более изощрённой и характерной для Чёрных Озёр мелодией. Всё то же переплетение мужского и женского голосов, но с явным приоритетом партий Марии, который лишь слегка оттеняют мужской вокал, который в середине трека неожиданно выходит на первый план с тем, чтобы потом вновь соединиться с партиями Марии в пробирающем до костей припеве:

“Мама, я вновь от дома далеко,

Жить в этом мире нелегко

Под снежным градом.

Мама, здесь лишь морозы и снега,

И я готов сойти с ума,

Мне это надо”.

(с) Чёрные Озёра, “Дрожь”

Я всегда с большим теплом и уважением относился к творчеству этой саратовской команды, но их новый релиз стал для меня настоящим откровением. Как это и бывает, в акустике группа засияла, засветилась и заиграла совершенно новыми красками и оттенками, а гостевое участие в записи релиза Марии Немцевой, её проникновенный вокал и ещё более проникновенная лирика сделали этот EP для меня ни много, ни мало настоящим символом наступившего сентября с его холодом, отстранённой болезненной печалью и седой тоской.

Увы, на мини-альбоме представлено всего два трека, и, судя по всему, для группы он был лишь одним из их многочисленных экспериментов. Впрочем, если верить олдовой рекламе чипсов, “попробовав раз, ем и сейчас”. Возможно, Чёрные Озёра ещё не раз вернутся к своим акустическим экзерсисам, а сотрудничество с Марией будет продолжено на грядущей полноформатной работе этих саратовских умельцев, которая, будем надеяться, уже не за горами.