ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Людота Коваль "Валхаллы крыльцо"

13-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛЮДОТА КОВАЛЬ
Релиз
“ВАЛХАЛЛЫ КРЫЛЬЦО” (Single)
Год
2021
Стиль
Atmospheric black metal / pagan metal / folk metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Краснодар

Этот ранее темрюкский, а ныне краснодарский андеграундный дивизион всегда был довольно заметным явлением на нашей сцене, и малое количество официальных релизов (у группы всего один официальный полноформатник) ничуть не мешало команде иметь огромный вес и влияние в среде припаганенного атмосферного блэка. Как говорится, вес и статус – очень простой предмет: либо он есть, либо нет, и у Людота Коваль в этом плане всегда всё было в самом лучшем виде: группу знают, помнят, уважают, а на их концерты всегда собираются ценители самобытного и авторского подхода в языческом блэке.

Рулевой этого музыкального драккара Иван Кордик известен как первоклассный шоумен и самобытный бас-гитарист, а если вы знакомы с текстами Людоты Коваль, особый почерк их поэзии будете узнавать абсолютно на автомате и безо всяких размышлений. Напомню, что первый и единственный альбом команды вышел аж в 2013 году, четыре года назад он был переиздан волгоградским лейблом More Hate Productions, а участники коллектива во главе с Иваном уже давно объявили, что работают над новым прогрессивным материалом по временам года и даже обнародовали в ноябре свой свежий зимний сингл.

Но что это, вместо ожидаемого очередного сингла, посвящённого весне, музыканты решили записать какой-то мрачный и грувовый материал с явной воинственной и даже потусторонней эстетикой. Название трека сразу даёт понять, о чём пойдёт речь и чем всё закончится (побывать на крыльце Валхаллы – это совсем не то же самое, что заглянуть в гости к Карлсону, который живёт на крыше, или приговорить с дедом Семёном бутылочку кефира на завалинке – тут налицо патетика последнего фатального перехода в мир предков, и на возвращение из такого путешествия надеяться не приходится), и в связи с этим возникает ещё больше вопросов.

Вороний грай вместо интро, а также холодный гитарный скрежет “на минималках”, следующий в едином хрестоматийном темпе, наводят на мысли о Bathory, а когда спустя полторы минуты вступает вокал, ассоциаций с блэк-думовым раздольем Куортона времён “Hammerheart” становится ещё больше. Грустный, эпичный, размашистый и неспешный хэви-метал Людоты Коваль образца 2021 года действительно изрядно напоминает самые ранние эксперименты симпатизирующих викингам скандинавов, и такая первородная металлическая сырость удаётся авторам достаточно неплохо и аутентично.

Насколько я понимаю, достаточно пространный грувовый фрагмент в середине призван музыкально изобразить ход военных действий и нарастающее пламя ожесточённой схватки, а когда главный герой погибает, вся тяжесть снова уходит куда-то на второй план, и на звуковых дорожках трека вновь возвращают свои права меланхоличные и отстранённые сыро-блэковые шероховатости. Никаких лишних движений, никакой лишней суеты, всё чётко, уверенно, массивно и с полным ощущением величия своей миссии и культовости прародителей жанра – Людота Коваль хоть и повышает техничность исполнения, но не теряет своей первозданной простоты.

Характерные особенности стихосложения команды никуда не делись, текст актуального трека всё так же груб, слегка неотёсан и нарочито прямолинеен, как и все остальные лириксы коллектива, и данное обстоятельство делает новейшую работу ещё ярче и характернее. Это действительно викинг-минимализм – здесь нет ничего лишнего, и я не случайно чуть выше назвал этот трек грустным хэви-металлом. Гитары, ритм-секция, вербальные маркеры и аранжировки у “Крыльца Валхаллы” настолько конкретны, доходчивы и схематичны, что это почти Black Sabbath и Judas Priest, но с пониженным строем, замедленным темпом и хрипом вместо взвизгиваний Оззи и Халфорда.

“ Во рту железа вкус,

Ну и пусть! Ну и пусть

Плоть когти рвут,

Разрывают жадно грудь.

Там, где пал солдат,

Где трупы многие лежат,

Покрыт росой бурьян,

Цвет росы так багрян.

Форма в крови, в грязи.

Запах смерти по степи

С ветрами хороводит.

Дева с небес нисходит”

(с) Людота Коваль “Валхаллы Крыльцо”

Не так мало групп сегодня, которые исполняют или пытаются исполнять нечто подобное, но новейшее творчество Людоты Коваль всё равно отличается от них и не теряется на их фоне, а причина тому – их потрясающая прицельность и тяжеловесность. Участники группы всемерно стараются блюсти громкое имя кузнеца, которому коллектив обязан своим названием, и инструментал их новейшего трека звучит порой как прямой репортаж из его кузницы, где гитары, бас и ударные звучат в точности как мерные удары тяжёлого молота по стальной наковальне. Почти как Bathory в “One Road To Asa Bay”, но всё равно очень по-своему и совсем не так.

Иван Кордик и его дружина показывают, как может и должен звучать атмосферный блэк-метал в традициях паган-викинг-металла без каких-либо дополнительных средств поддержки, синтезаторов, хоровых подкладок, женских бэк-вокалов и тому подобных компромиссов и мейнстрим-веяний. Сурово, доходчиво и буквально “одной левой” эти немногословные витязи показали всем, что для того, чтобы быть убедительным и современным в своём жанре, совсем не обязательно пускаться в авангард или перегружать запись разными инструментальными линиями. Достаточно просто быть собой и честно делать своё дело, не отвлекаясь на разные частности.