ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Во Времени "Воспрять"

Во Времени "Воспрять"

17-08-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВО ВРЕМЕНИ
Релиз
“ВОСПРЯТЬ”
Год
2018
Стиль
Art-rock / folk rock / progressive rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Каждый знает, что на Западе рокеры по большей части играют интересные вещи, тем живут и знамениты, а у нас поют о важном и предельном, пишут глубокие тексты, целясь прямо в душу, благодаря чему тоже не уступают заграничным патриархам жанра и по праву пользуются любовью и уважением слушателей. Знаю, не все согласятся с такой “славянофильской” концепцией и озвученным разделением, но факт остаётся фактом: россияне всегда были сильны своей особой духовностью и душевностью, а русский рок стал особым культурным явлением по большей части благодаря экзистенциальным смысложизненным поискам таких авторов, как Б.Г., Летов, Янка, Башлачёв, Майк и иже с ними.

А иже с ними стоило бы упомянуть как минимум Воскресение, Чёрный Кофе, Возвращение или Калугина, в непосредственной близости от которых произрастают (творят, развиваются, действуют, etc) и наши сегодняшние герои из группы Во Времени. Ещё в 2014 году по результатам голосования радиослушателей они победили в номинации “Открытие года”, а при том, что состав существует уже около десяти лет (до самого недавнего времени команда носила название Иначе), “Воспрять” – это всего лишь первый полноформатник коллектива, на котором они постарались довести до ума все свои самые выигрышные и смелые идеи и представить их в надлежащем виде, для чего добавили виолончель, флейту, гусли, народный хор и вот, наконец, результат перед нами.

Сам автор и основной композитор Николай Подорольский говорит о стилистике проекта в категориях “вдумчивый, местами философичный лиричный рок”, и тут можно согласиться: вдумчивый – да, философичный – опять да, лиричный – определённо, рок – вне всяких сомнений, но стоит отметить, что Во Времени это не совсем русский рок или по крайней мере не тот рок, который исполняли упомянутые выше Б.Г., Майк, Летов и Янка с Башлачёвым. Саунд команды близок к современным арт-роковым и даже прог-метал-командам, а нежная, напевная скрипка вносит замечательное разнообразие в музыку, делая её похожей не только на Kansas, но и на инструменталистов из Трамвая Фантазий или упомянутую выше группу Возвращение.

Очень светлая, гармоничная, но не лишённая жёстких рок-риффов и почти металлического напора титульная вещь задаёт тон всей пластинке, смело и чётко прорисовывая особый стиль команды. Мелодичные партии скрипки создают ощущение, что звучит фолк-метал-коллектив, действительно во многом сближая Во Времени и творчество современных фолкеров a la Lyriel, Unshine, Midnattsol, хотя фолковость группы заключается по большей части в её глубокой аутентичности, так как народными по происхождению мелодии присутствующие на “Воспрять” назвать вряд ли возможно. Тем не менее, отголоски таких знаковых арт-прог-фолк-актов, как The Wishing Tree и Mostly Autumn очевидны и сомнению не подлежат.

Среднетемповый лирический эпик “Предчувствие Осени” окончательно убедит всех сомневающихся, что Дмитрий Варшавский и его “Светлый метал” некогда сильно повлияли на музыкантов Во Времени и, пожалуй, даже значились в числе основных факторов, вызвавших к жизни их желание заниматься музыкой и писать песни, а рваная, ревущая, очень по-роковому отрывистая и даже бунтарская “Несдобровать” переходит в настоящий металлический шквал “Зачем?!”, разливается балладной красотой “Отогреть” и как будто выходят на ровное, высокогорное плато убедительного фолк-арт-металлического прогрессива, чтобы в итоге финишировать пространно-рефлексирующей меланхолией треков “Дорога-Даль” и “Капает свет”.

Влияния раннего Чёрного Кофе и характерной для него напряжённой искренности хорошо взаимодействуют в композициях команды с общей музыкальной художественностью, хотя кто-то вероятно скажет, что не обошлось без спорных решений и некоторой однотонности в середине-конце CD. Мне сложно как-то комментировать и однозначно оценивать стремление музыкантов быть ещё более фолковыми и народными (“своими в доску”) в треке “Матушка Земля” (к счастью, обошлось без явных цитат из Возвращения и стилизаций под славянский фольклор), а финал пластинки воспринимается немного смазано, теряя упругий стержень рок-однозначности и окончательно растворяясь где-то в туманных заводях таких групп, как Северо-Восток.

Явно и открыто высказываемые христианские идеи в “Колобродят ветра”, например, звучат аутентично, умерено и убедительно, а тяжёлая, инструментально-насыщенная и невероятно мелодичная музыка отлично дополняет ненавязчивый, не самый сильный, но доходчивый голос фронтмена и осмысленные тексты. Кстати, о текстах. Простые, но неизменно нанизанные на готический шпиль огненной вертикали, песни команды можно сравнить с классикой Никольского: в меру глубоко, в меру витиевато, в меру возвышенно и стилизованно, очень искренне и с нужной долей надрыва Во Времени всё так же говорят нам о высоком, вечном, непреходящем и тонком, зовут, вдохновляют, пытаясь зажечь и указать путь. Отличие одно: Николай и его подопечные более молоды и в них больше огня, страсти и желания активной проповеднической акривии, хотя и без светлой ностальгической грусти и восхищения красотой мира тоже не обошлось:

“Обливалось сердце кровью, тучи выпили зарю,
Словно смерть у изголовья пролистала жизнь мою,
Не белы мои одежды, подвиг сводится к нулю,
Есть последняя надежда: я люблю”

(c) Во Времени – “Я люблю”

Смелость, глубина, искренность, обнажённость чувств, инструментальная слаженность и авторская самобытность сливаются на альбоме в сильное, непротиворечивое и органичное единство, напомнившее, кстати, вашему покорному слуге такие значимые для него отечественные проекты, как Рельос (вспомните хотя бы их блистательную фантазию на тему авторского, одухотворённо-осмысленного блэк-металла на альбоме “Казнь еретика”), Agenda, Якорь и Faith. Не могу не восхититься тому, как афористично и удачно получается у всех них указывать на предельные и по определению неизъяснимые аспекты человеческого существования в рамках тяжёлого рока. Как глоток свежего воздуха. Освежает. Хотя не сказать, что эта река так уж глубока.

“Наши песни едва ли кому-то снимают усталость,
Мы и сами подчас поражаемся тяжести строк,
Говорят, что нас нет, нас действительно мало осталось,
Но я всё-таки искренне рад, что таков этот рок.
Если тьма расползлась и  повсюду захлопнула двери,
Значит, будем стучаться в закрытые ставни окон,
Пусть кричат, наше время прошло, мы давно устарели,
Только мы ещё здесь, и мы ещё помним о том,
Как важно, необходимо стремиться множить бескорыстное добро,
По крупицам собрать неземную картину, слагая сердце с разумом одно”

(с) Во Времени – “Рок”