Рецензия на сингл Мистера Кто! "Нагваль"
06-09-2021
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Я давно привык к тому, что даже скандинавские викинг-металлисты и тру-блэкеры не чужды исконно русским забавам и развлечениям, вроде катания на тракторе по бездорожью сельской и активно пересечённой раздолбайством местности, но когда узнал, что тюменский рок-н-ролльщик Мистер Кто! задумал посвятить свой новейший трек индейскому нагвалю, удивился, задумался и даже немного напрягся. Мистика, эзотерика, кактусы и Кастанеда? Но откуда всё это и зачем в музыке, инспирированной классическим рок-н-роллом и таким же классическим блюзом?
Нагва́ль (англ. Nagual от ацт. nahualli — быть спрятанным, сокрытым) — в мифологии индейцев Центральной Америки дух-хранитель, териоморфный двойник, и обладали им, кстати, не только люди, но также животные и боги. Изображался он зачастую в виде животных (ягуара, койота, орла, квезаль), и в этом смысле был противоположен тоналю. Кроме того, нагвалем мог называться человек, практикующий магию (колдун-шаман) и способный перевоплощаться в тотемное животное, ну а в книжках Кастанеды обозначал он скрытую, потаённую и неописуемую сторону человека, эдакую кантовскую вещь в себе.
“Чего хочу - не знаю; чего знаю - не хочу” - как часто подобное амбивалентное настроение портит нам с вами жизнь своей неопределённостью, томит своими противоречивыми стремлениями, тянет непонятно куда и влечёт непонятно зачем в ночной ларёк, а мы только вздыхаем, грустим и покорно плетёмся за обстоятельствами, напевая под нос обречённо-пафосным и слегка ироничным голосом Б.Г. “…и нас снова ведут и снова не скажут, куда”. Как говорится, где-то глубоко в каждом из нас спит гений, и чем дальше, тем сон его более беспробуден и глубок, но бывают даже у самых приземлённых из нас свои моменты метафизических озарений, и вот про них-то как раз и расскажет нам сегодняшний сингл, выкованный Мистером в сотрудничестве с его приятелями.
“Я мечтаю лишь об одном - я мечтаю о чём-то о своём, я мечтаю куда-то успеть, я мечтаю улететь и сгореть как сильное пламя на холодном ветру, как чья-то душа в личном аду” - начинает своё повествование Мистер, и от типичных, ничего не значащих глупостей в стиле блюзовых рок-н-ролльщиков всех времён и народов очень быстро переходит к магическим парадоксам коэльевского “Дневника мага” и “Путешествия в Икстлан”. И всё это с риффами a la “Братишка Фрэнк”, “Дворник” и других восьмидесятнических хитов Анны Герасимовой, когда она так любила с грустью констатировать афоризмы вроде “Что ни друг, такая сука, что ни день такая скука, что ни женщина, то бля*ь….мне всего лишь двадцать пять, а ты уходишь….”
Мистеру уже давно не двадцать пять, и это в “Нагвале” очень даже ощущается. Насколько я помню, Коэльо пошёл по пути Сантьяго в тридцать восемь, Экхарт Толле начал свой подвижнический путь в двадцать девять, а Кастанеда запустил своё общение с Доном Хуаном и того раньше, но зрелость есть зрелость. И будь я хоть негром преклонных годов, я всё равно стану утверждать, что у юности и у взрослого восприятия мира масса своих принципиальных особенностей, а Мистер Кто! в своём “Нагвале” сумел очень удачно и успешно показать противоречивость кризиса среднего возраста и все его горькие ягоды-шишки-цветочки. “Что делать, когда достиг всего, чего хотел, всё у тебя есть, но в душе всё равно как-то пустовато?” - спрашивал в своё время Алексей Кортнев, а “Нагваль” пытается разом дать ответы на все “как” и “что”, а попутно перевести творчество таинственного Мистера на новый метафизический план.
С точки же зрения музыкальной, “Нагваль” Мистера - это стопроцентный минорный буги в традициях наших замечательных и легендарных уже Умки, Майка Науменко и Никольского. Всё простенько, безыскусненько, элементарно как ревущий стратокастер и с обязательной смысложизненной начинкой в виде простейшего, но от этого не менее магического и торкающего по подкорке текста. А ведь всё самое простое и очевидное как раз, как правило, и обладает самым убийственным и обескураживающим эффектом, что замечал, кстати, в своё время даже ходивший по путям Сантьяго и Кастанеды Пауло Коэльо. Доходчиво. Всё должно быть доходчиво.
Ну а Мистер Кто не стал переть против рожна и изменять не им придуманным традициям, а просто сочинил голубую валентинку в стиле рефлексирующего и не лишённого поучительности ритм-н-блюза. Стереотипный, словно наматывающий на маховик жизненной аналитики ритм, устало-отстранённый голос, взрослая размеренность и капитальная убеждённость “сами приплывут” по поводу выброшенных кораблекрушением на противоположный берег женщин - всё это есть в его новейшем треке, и меня такой медитативный регтайм впечатлил ничуть не меньше, чем в своё время умкины “Блюз холодной индейки” и “По любви”. Простая, доходчивая и настроенческая вещь, под которую можно с равным успехом постигать азы мироздания, исследовать дзен и преодолевать кризисы возрастных отметок.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев