ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Дом Вдовы "The Old Winter II"

Дом Вдовы, The Old Winter II

16-09-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДОМ ВДОВЫ
Релиз
“THE OLD WINTER II”
Год
2017
Стиль
Dark / horror ambient
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тосно

Тёмный one-man-проект из Тосно существует с 2002 года, комбинирует фолк, мистику и horror ambient, а сейчас представляет нам свой новейший релиз, который является компиляцией из редких неизданных композиций. Кстати, “The Old Winter II” – тринадцатый по счёту релиз Дома Вдовы, и, как вы уже поняли, является логическим продолжением “The Old Winter ”, выпущенного в декабре 2008 года, в то время как вторая часть увидела свет в мае года сего.

Ну какая же зима в мае, спросите вы. А вот такая, внутренняя. Каждый из нас в той или иной степени носит в себе свою вечную зиму вместе с неродившимися надеждами, задушенными собственной пуповиной идеями и всё крепче спящим в своём кромешном летаргическом сне гением. Но всё это ладно. Главное же – зима. Старая, злая, холодная и безжалостная, старуха-зима, которая ждёт нас к себе в гости всю жизнь, а в конце концов всегда празднует свой триумф на нашей тризне.

Деревянные кресты, убывающая луна, черепа в орнаменте из костей и сама фрау Винтер встречают нас на обложке. “Into The Mist” напоминает своеобразное интро или пролог. Тяжёлые ритмичные шаги и звон колокольчика – это старая ключница идёт, чтобы отпереть нам дверь и впустить в царство дремотного кошмара, где живут призраки и слепые кикиморы. “Ghost” порадует потусторонней сыростью и тревожной перекличкой ночных духов, как будто полночный сосновый бор вдруг проснулся, встрепенулся и начал готовиться к походу на людей.

Может быть, вам доводилось слышать сборники в духе “звуки природы”, “рассвет в лесу”, “сверчки настраивают смычки” и т.д., нечто подобное, кстати, делал некогда наш уважаемый Борис Борисович Гребенщиков в составе Квартета Анны Карениной. Тогда у него пели не только деревья и мхи с лишайниками, но и все подручные деревяшки. Дом Вдовы следует той же тенистой тропой, но с однозначным акцентом на общей мрачности и мистичности в духе “Ведьмы из Блэр”.

Природная мистика болот и буреломов с лёгкой подачи проекта изящно переплетается с голосами инфернальной нежити, что делает её уже откровенно страшной, зловещей и пугающей. “Червь” противопоставляет пение птиц и лёгкую мелодию утробному гулу из бездны. Звучит притягательно и гипнотически, а на фоне этой могильной “радости” мы слышим человеческий голос, исторгающий из себя таинственный текст-заклинание.

Ближе к середине композиции нас ждёт неожиданный сюрприз: нечто гимново-советское невесть откуда вторгается в лесную замшелую избу. Такой поворот и сопутствующая ему атмосфера напоминают болезненный абсурдный трагикомизм Юрия Мамлеева, но не скатываются, однако, окончательно в гротеск, а зависают где-то на самом краю с тем, чтобы вернуться обратно в сырые берлоги и там продолжить свой разговор с кореньями и травами.

“Blut” сквозит промозглой осенней жутью, но заканчивается достаточно быстро, перетекая в угрюмый клавишный трек “V” со скрипом несмазанных дверных петель и саундтрековым голосом, напомнившим мне Theatre Of Tragedy образца 1996 года. Однозначный плюс проекта – его музыкальность. Дом Вдовы не ограничивается нанизыванием сэмплов, шумов, криков и звуков друг на друга, а то и дело вставляет в звуковую канву интересные инструментальные зарисовки.

Экстатически-истерический трек “Соломония Бесноватая” действительно посвящён случаю беснования и содержит соответствующие голоса и звуки: экзорцист запрещает и заклинает, одержимая кричит и негодует, а где-то поодаль своим чередом следуют медитативные, погружённые в себя и как будто абстрагировавшиеся от всего земного и суетного звуки синтезатора. Помнится, лет в 13 я любил радовать соседей треком Evol “The Sorrow Of The Witch”, теперь попробую “Соломонией”.

Что касается собственно музыкальной составляющей (не шумовой и не звуковой), то она мне напомнила Dargaard и Arcana – типичный такой, возвышенный эмбиент. Кстати, самая продолжительная композиция на диске “Метель” длится почти 14 минут и записана в соавторстве с Morbid Silence. Это действительно самая величественная, монументальная и эпичная вещь на пластинке, и звучит она очень торжественно, патетично и может быть даже ритуально, а неискушённый голос подростка вкрадчиво рассказывает леденящую кровь историю “немёртвых”.

“I Innvollene Fra Udøpte Barn (Hekser Danse)” вызвала у меня ассоциации с зимними одами Astarium и отчасти с ранним Sopor Aeternus. Здесь превалируют холодные музыкальные пассажи и льдистые синтезаторы. Чуть больше своеобразной фолковой неоклассики в духе всё тех же Sopor Aeternus мы слышим в “A Song for Ghost of Graveyard River”, а завершает сборник таинственная и как будто робкая, полупрозрачная “Полынья”. Диск неожиданно сворачивает с шумно-пугающих звуков куда-то в пространно-атмосферный эмбиент-психоделик, напоминая то, что делала в своё время Инна Желанная в коллаборации с Малярией.

Подведём итог. Даже при том, что перед нами не номерной альбом, а компиляция, это не играет большой роли, поскольку жанр проекта таков, что, пожалуй, на компиляциях будет звучать даже интереснее. Я никогда не любил трушников с их стремлением к оголтелому минимализму и стараниями свести всё звуковое наполнение своих альбомов к однотонному нойзовому гулу или однотипным проигрыванием одного и того же пассажа взад и вперёд, поэтому творчество проекта с его изобретательностью и мистической глубиной для меня подходит как нельзя лучше.

Минусов здесь практически нет. Возможно, “Соломония Бесноватая” могла бы быть чуть более вразумительной и рельефной (сужу так, поскольку сам был свидетелем гораздо более впечатляющих случаев экзорцизма, когда от рыка-рёва, исходящего из хрупкой девушки реально вибрировал пол – это вам совсем не женский гроул), возможно стоило бы сделать голос в “Черве” чуть более понятным и различимым, а некоторые мистические звуки вывести сильнее на первый план – но это всё чисто субъективные ощущения. Сделано, как сделано, и сделано очень неплохо.

Главное достоинство рецензируемого релиза в том, что он звучит категорически не скучно, предлагает большое разнообразие и всенепременно искрит неожиданными поворотами и изворотами. При всей своей разноликости композиции уверенно складываются в единый непротиворечивый массив, а голосовые вставки помогают лучше проникнуться атмосферой этого скорбного тяжёлого повествования, заключённого в строгую оправу звуков и шорохов. Отличный (а главное прочувствованный и разнообразный!) саундтрек для подобравшейся совсем близко Зимы. Крайне рекомендую. А вот слушать лучше в соответствующей обстановке.