ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Филомела "Сказание"

Филомела "Сказание"

26-09-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ФИЛОМЕЛА
Релиз
“СКАЗАНИЕ”
Год
2018
Стиль
Folk rock / alternative / symphonic rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Саратов

Филомела, она же Мария Чернышёва – молодая исполнительница, которая на своём дебютном альбоме убедительно показала всем, что современный фолк-рок вполне комфортно может чувствовать себя и не уходя в тень сомнительных подражаний Хелависе, Алевтине и сонму следующих по их стопам групп. Совершенно другое звучание, другая манера пения, другие образы – Филомела вполне способна стать долгожданным глотком свежего воздуха для всех уставших от экспансии Blackmore’s Night и Мельницы на современном фолковом Олимпе.

Композиции Филомелы совершенно свободны от всякой примитивной народности, от грубых стилизаций и других подобных клише, да и вообще от всяких штампов. Если бы эльфы вдруг решили играть фолк, то наверняка это звучало бы именно так, ну а если говорить на языке более официальных категорий и дефиниций, то вам стоит вспомнить Лорину Маккеннитт, Сару Маклахлан, Elane и попробовать пофантазировать на тему смешения чистого фолка, нью-эйджа, эмбиента, ролевых менестрельских песен и некоей особой саундтрековой глубины.

Волшебные тексты, какая-то особая аристократическая сдержанность, потрясающе одухотворённые мелодии в изящном обрамлении фолковых инструментов и дивный, хотя и небезупречный голос Филомелы отлично дополняют смелые, порой почти безоглядные идеи вокалистки, причудливые аранжировки и местами несколько диковатый звук, а в целом альбом звучит как фантастическое существо, сошедшее с гравюры из вашей любимой книги в стиле фэнтези, то напоминая Hagalaz’s Runedance (“Сон Фафнира”), то выпуская аллюзии в сторону Caprice (“Птицы Ирия”) и ранних Ignes Fatui (“Шут и Королева”), а то и вовсе срываясь в церемониальную помпезность ранних Evol (“Иггдрасиль”).

Никакой ненужной современщины, только чистые, прозрачные бардовские напевы в окружении прекрасных виньеток фолк-инструментария – вот, что ждёт нас на альбоме “Сказание”. Если бы не особенности сведения и не провальный звук гитар, пластинку можно было бы назвать одним из шедевров уходящего года и его главным открытием, но, увы, саунд на данный момент не является сильной стороной проекта, что в общем-то и понятно в силу diy-самодеятельности Филомелы, что однако отнюдь не означает, что “Сказание” звучит подвально или сыро.

Не вступая в антагонизм с наследием Мельницы и её поэтическими, гармоническими, музыкальными и иными традициями, Филомела преображает их изнутри, несколько видоизменяя и дополняя, что хорошо иллюстрирует, например, композиция “Зверь”, где присутствуют и характерные фолк-мотивы, и тяжёлые гитары с оркестровой симфо-подкладкой, и интонации, характерные для песен из старых советских фильмов, которые успешно использовали и используют такие группы, как Айрэ и Саруман.

Более традиционные “мельничные” структуры в таких треках, как “Колесо Сансары” и “Ланселот” запросто уживаются в творческой палитре Филомелы с обрядовой призывностью традиционного этно-фолка (“Сон Фафнира”) и экспериментами в более тяжёлом жанре (“Песнь о мореходе”), которые на сегодняшний день являются, к сожалению, самым слабым звеном в арсенале песен проекта - отчасти из-за недостаточно профессионального звука гитар, отчасти из-за неподъёмной на данный момент для проекта сложности аранжировок в тех фрагментах, где Филомела пробует комбинировать свои эфирные неотмирные идеи и тяжёлые металлические гитары.

На альбоме есть целый ряд превосходных песен, взять хоть треки “Зверь”, “Колесо Сансары”, “Ланселот”, “Шут и Королева”, “Птицы Ирия”, “Остров Аваллон” – именно их можно воспринимать как основу и творческое ядро деятельности Филомелы, за них “Сказание” можно любить и переслушивать снова и снова и не увязать при этом в нюансах саунда/исполнения более сложных и экспериментальных композиций, которые Марии стоило бы ещё доработать или найти способы исполнить и записать их на более высоком уровне или с живыми инструментами.

Филомела любит делать русскоязычные каверы на самые разные вещи мирового рока, фолка и классической музыки, переигрывает песни из компьютерных игр, фильмов, аниме, сериалов, и нередко они выходят просто великолепными (так, меня совершенно покорила её интерпретация The Cranberries и их “Zombie”, а версия песни Мельницы “Список кораблей” звучит чуть ли не лучше и пронзительнее оригинала), как, впрочем, и композиции её собственного сочинения, которые действуют почти как телепорт в мир духов, эльфийских королей и вечных пиров.

На альбоме присутствует замечательный трек на стихи А.Рембо, много интересных поэтических и музыкальных находок и какая-то особая эльфийская аутетичность, в которую хочется по-настоящему и безоглядно верить, попутно вспоминая незабвенного профессора Толкиена. Кроме того, Филомела потрясающе красива и обладает очень подходящей для подобной музыки внешностью и необходимым чувством стиля. Глядя на её убеждённость и креативность, поневоле проникаешься симпатией и к тому, что она делает, и к ней самой. Дело теперь за малым – совершенствоваться и искать способы реализации композиций на более высоком уровне для более аутентичной реализации своей музыкальной магии.