ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Hallatar "No Stars Upon The Bridge"

Hallatar, No Stars Upon The Bridge

26-01-2018 Дмитрий Фомин

Исполнитель
HALLATAR
Релиз
"NO STARS UPON THE BRIDGE"
Год
2017
Стиль
Doom death metal / gothic doom metal / dark metal
Лейбл
SVART RECORDS
Страна, город
Финляндия, Йювяскюля

Почти два года прошло с момента выхода первого и, как оказалось впоследствии, последнего альбома интернационального готик-дум проекта Trees Of Eternity – детища гитариста Юхи Райвио (Swallow The Sun) и его подруги жизни, обладательницы незабываемого голоса, Алии Стэнбридж. Этому релизу суждено было стать эпитафией: в апреле 2016 г. после продолжительной борьбы с раком Алия умирает. Юха остается один на один со своим горем… и множеством нереализованных материалов Алии, в числе которых были стихи, проза и кое-какие пробные студийные записи. Чтобы не дать скорби взять над ним верх, Райвио понял, что должен дать выход своим чувствам и поэтому  пришлось взяться за гитару.

Так зародился на свет проект под названием Hallatar, как посвящение прекрасной девушке и ее творчеству. По словам самого Юхи, материал для дебютного альбома был написан буквально за одну неделю, единым порывом, и сам музыкант дал себе клятву не менять впоследствии ни одной ноты и оставить все в первозданном виде. Во время студийной записи помимо самого Райвио, отвечавшего за партии гитар, баса и клавишных, к процессу был привлечен Томи Йоутсен (Amorphis), а место за ударной установкой занял Гас Липстик (ex-HIM). Не меньший вклад привнесло участие фронтвумен Draconian Хайке Лангхэнс, но об этом чуть позже.

На первый взгляд материал "No Stars Upon The Bridge" является прямым продолжением Trees Of Eternity, сохраняя некую чувственность мелодий и изысканную меланхолию. Однако невыразимо мрачная атмосфера и агрессия не дают никаких шансов на просвет. То, что пришлось перенести Юхе после смерти Алии, теперь придется в полной мере ощутить его слушателям. Перед нами будоражащие и порой пугающие своей реалистичностью картины беспросветной тоски, слепого отчаяния и бессильной злобы, сотворенные судорожными мазками депрессивного дум/дэта с легким влиянием фьюнерала и рваной, как траурные лохмотья, атмосферой.

Композициям свойственна импровизационная рефлексирующая структура, напоминающая об измученном горем разуме, заплутавшем в темном лабиринте. Большинство из них вряд ли можно назвать выразительными, но ведь Райвио и не ставил цель сочинить пару-другую хитов. Все осталось именно так, в каком виде оно и было зарождено на свет. Пожалуй, самыми запоминающимися можно назвать такие номера как ''My Mistake'' c сильным влиянием шведского мелодичного готик-дума a-la Draconian (и непосредственным участием вокалистки данной формации), а также акустическая пьеса ''Severed Eyes'', несущая в себе толику умиротворения и светлой печали.

Вместе с тем утонченная  гитарная мелодика вполне гармонично дополняет тяжелые и гнетущие риффы, размеренные ударные и невесомую вуаль клавишных, которую изредка разбавляют неоклассические партии пианино, "кафедральные" пассажи и звон колоколов. Томи Йоутсен проделал великолепную работу и, кажется, выдал максимум своих возможностей. Его голос варьируется от мощного злобного гроулинга и харш-скрима до экспрессивного, почти надрывного речитатива и поэтичного клин-войса. На мой взгляд, ему просто блестяще удалось передать все чувства основного композитора, его страдания и душевные порывы. А великолепный драматизм, присущий композициям, не может не вызвать сопереживания и не найти отклик в душе поклонника темной музыки.

Не меньший интерес представляют промежуточные стихотворные интерлюдии, где Хайке Лангхэнс от имени своей подруги зачитывает ее лирику. Но настоящим пиком альбома, по моему мнению, становится финальная композиция, в которой мы можем услышать нежный, пронизанный магией светлого эскапизма голос самой Алии. Ее мягкий, почти грудной тембр, с легкостью увлекающий за собой своей умиротворенностью и чистотой, эффектно противопоставлен волне беспросветной думовой озлобленности, отмеченной печатью скорбной исповеди.

Перед нами очень сильная и эмоциональная трагическая повесть, достойная пера Уильяма Шекспира или даже Эдгара Аллана По, воспевавших смерть и разлуку возлюбленных. В некотором роде альбом продолжает музыкальные традиции аристократического дума My Dying Bride, умело оперируя металлической тяжестью и утонченностью декаданса. Однако же в отличие от тех же  перлов Аарона Стейнторпа, которым присуще скорее смирение и даже сладостное упоение своим горем, музыка и лирика Hallatar говорит о том, что их создатель не готов примириться с судьбой и все еще полон боли и бессильной ярости.

Что касается оформления, то и здесь чувствуется большой вкус и поэтический символизм. Обложка авторства художника-оформителя Фурси Терсье, созданная при помощи лишь древесного угля и мела, предельно ясно отражает концепцию и трагедию "No Stars Upon The Bridge", ей вполне по силам рассказать собственную историю. Несмотря на то, что пластинка получилась очень личной, думаю, многие могут разделить чувства и переживания Юхи, напомнив нам о том, что искренние и нежные порывы души еще не такая редкость в наше время. Поэтому может стоит ценить их больше? Учитывая всю открытость, незамысловатость и проникновенность этого произведения, не стоит лишний раз удивляться, если при прослушивании вы не раз ощутите слезы на своих глазах… И стыдиться здесь совершенно нечего.