20-06-2017 Дмитрий Фомин
Не так давно, а именно в 2013 г., финская "черная" сцена обогатилась еще одной формацией, которая в будущем всецело может претендовать на место одного из ведущих коллективов Страны Тысячи Озер наравне с Horna, Behexen, Wyrd, Sargeist др. Как и подобает серьезной блэк-метал команде, дуэт Havukruunu (Корона Из Хвои) начал свой путь с парочки самопальных демо-лент, подкрепив дело миньоном "Rautaa Ja Tulta" и сразу последовавшим за ним дебютным полноформатником "Havulinnan", представившим отменно сыгранный и довольно агрессивный, но не лишенный мелодичности блэк, проникнутый темной эстетикой язычества.
Альбом был оценен по достоинству и для многих адептов черного искусства стал настоящим открытием 2015 г. Однако музыканты не желали останавливаться на достигнутом и в конце апреля сего года презентовали свой второй студийный релиз "Kelle Surut Soi", название которого можно перевести примерно как "По Ком Звучит Песнь Скорби". Бесспорно, их первый альбом был очень хорош, но финны смогли превзойти его, создав более насыщенную и монументальную картину, запечатлевшую обрывки преданий давно ушедших времен.
Перед нами предстает мрачный и сырой блэк с жесткими, складывающимися в отчетливый контур щетинистыми тремоло, хэви-металлическими соло (недаром в числе своих вдохновителей финны указывают не абы кого, а одиозных Manowar), гулкими ударными, непреклонным скримингом с эффектом эха, чередующимся с величественными хоровыми и чистоголосыми напевами (более стройными и сильными в отличие от первого альбома), статичными клавишными подкладками и даже ритуальными перкуссиями. Но особую изысканность композициям "Kelle Surut Soi" придают завораживающие меланхоличные партии акустики, возрождающие образы, словно вышедшие из саг древности.
Помимо эпичных, задающих общий тон композиций ("Jo Nakyvi Podjan Portit", "Kelle Surut Soi"), в полной мере подчеркивающих свойственную многим финским блэк-командам тягу к обилию разнообразных мелодий, материал также имеет стойкую приверженность ортодоксальному тру-блэку a-la Burzum и Darkthrone ("Vainajan Valot", "Vaeltaia") c его характерной суровой подачей и угрюмо-величественной “лесной” атмосферой.
В свою очередь такие многоплановые и техничные треки с неожиданными переходами и сменой темпа как "Noidanhauta" и "Myrskynkutsuia" демонстрируют влияние андерграундного трэш/блэка в духе Bathory. Воинственные номера "Vainovalkeat", "Verikuu" с перехлестывающими друг друга мелодичными гитарными линиями и призрачными скальдическими распевами делают отчетливый реверанс уже в сторону викинг-метала, тем самым приближаясь к шедевральному "The Shadowthrone" Satyricon, и, прошу заметить, данное сравнение применено вовсе не ради красного словца.
Несмотря на целостность "Kelle Surut Soi" , каждый ее сегмент скрупулезно проработан до мелочей, искусно выдерживая грань между дикой необузданностью блэк-метала и истинно нордической мрачной мелодикой. Каждая композиция словно окутана плотным погребальным покровом и призвана воспеть боевой дух почивших воинов северных земель, чей зов мы по-прежнему слышим через века. Сырой и жесткий саунд Havukruunu стал мощнее и даже несколько чище. А вот минималистичная графическая обложка продолжает тему дебютника, стилистически напоминая о столь любимых норвежскими блэкарями работах Теодора Киттельсена и одновременно о толкиновских назгулах.
Можно сказать, этот альбом – чистая ностальгия по эпохе могущества блэк-метала начала 90-х гг. прошлого века. И в то же время финны отчетливо дают понять, что не склонны ограничивать себя чересчур строгими рамками, филигранно разбавляя свое творчество наследием классических "железных" стилей. В результате мы имеем совершенную и безупречную (насколько это вообще возможно в данном жанре) работу, возрождающую во всем их мрачном великолепии мощь и красоту истинного "черного метала", о которых многие уже успели позабыть.