ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Havukruunu "Uinuos Syömein Sota"

26-03-2021 Дмитрий Фомин

Исполнитель
HAVUKRUUNU
Релиз
''UINUOS SYOMEIN SOTA"
Год
2020
Стиль
Pagan black metal/viking metal
Лейбл
NATURMACHT PRODUCTIONS
Страна, город
Финляндия, Хаусйорви

В 2017 г. финны Havukruunu явили миру свой второй студийный полноформат ''Kelle Surut Soi'', побудив всех неравнодушных заговорить о новом значимом имени в андерграундных кругах. Эта формация представляет собой не только воплощение наследия как сугубо скандинавской, так и в частности финской блэк-метал сцены, о чем вещал их впечатляющий дебютник, но также считает для себя делом чести разнообразить собственное творчество классикой тяжелого металла и фолка. Эти парни отчетливо дали понять, что не намерены топтаться на месте и нацелены выдавать материал исключительно качественный и основательный по всем категориям.

Убедиться в этом проще простого, достаточно лишь внимательно ознакомиться с их пока еще достаточно скудной, но от того не менее добротной дискографией. Как и релиз 2017 г., что достаточно разительно отличался от дебютного "Havulinnaan", так и их третья по счету студийная работа ''Uinuos Syomein Sota'', название которой можно примерно перевести как ''Томись, война внутри моего сердца'', делает значительный марш-бросок к новым свершениям.

В этот раз финны скрыли зловещий погребальный саван тру-блэка под крепкими доспехами и бесстрашно ринулись в гущу сражений. Мифологичность и эпичность, вдохновленные сюжетами ''Калевалы'', обрели новый размах; воинственность и упоенность боем определили основную фабулу альбома. Жанровые корни ''Uinuos Syomein Sota'' по-прежнему глубоко уходят в блэковую почву, но в большей степени новая пластинка переживает влияние эпик- и викинг-металла, наделенного суровым северным характером. Саунд стал как будто чище и объемнее, но сохранил прежнюю железную и гулкую основу, а традиционное монохромное оформление a-la Теодор Киттельсен от Heidi K с первого взгляда настраивает слушателя на правильное восприятие материала.

Альбом сохраняет единый напористый темп практически от начала до конца, не считая отдельных лирико-атмосферных отступлений и интерлюдий, но обвинить его в однообразии не получится. Стремительные тремоло-риффы обрели смертоносность разящего клинка и на одном дыхании вырисовывают ритмичные запоминающиеся узоры, но теперь все чаще чередуются бравурными маршеобразными эпизодами, где шквалистые бластбиты уступают место простому чеканному груву. Ведущий скриминг заметно ожесточился, превратившись в этакий звериный рев, что в сочетании с финноязычной лирикой звучит весьма угрожающе. Разудалые мужские хоры, как а-капелла, так и в сочетании с инструментами, получили более значимую роль и вполне органично вписались в батальную концепцию пластинки.

Здесь как никогда ранее отчетливо проявили себя жилистые NWOBHM гармонии, представленные в виде забористых вступительных риффов, сдвоенных гитарных прогонов и соло, в своей экспрессии доходящих аж до хард-роковых основ. Особый "архаизм" и сказительный настрой в звучание принесли уже традиционные для Havukruunu фолковые партии акустики и минималистичные вкрапления клавишных, под финал же финны и вовсе погрузили своего слушателя в угрюмые дебри первозданного дарк-эмбиента. По сути из всех этих элементов и был когда-то создан скандинавский экстремальный метал, в равной мере патетический и боевой, но одновременно мрачный и фаталистичный. Музыканты не только грамотно скомпоновали все вышеперечисленные элементы, но и сделали свое творение по-настоящему одухотворенным по примеру легендарных нетленок первопроходцев жанра.

В лучших традициях олдскула хронометраж ''Uinuos Syomein Sota'' составляет чуть более сорока минут, и этого вполне достаточно, чтобы вдоволь насладиться этой работой пару-тройку раз за один присест. С первого раза альбом восхищает своей необузданностью берсеркера и щедро хлещущей энергетикой. Со второго захода уже начинаешь оценивать непосредственно композиционные тонкости, аранжировки, технику музыкантов. Ну а с третьего раза приходишь к выводу, что это действительно наиболее пропорциональная, насыщенная и зрелая работа Havukruunu на сегодняшнем этапе.

Мрачное, агрессивное, эпическое и в нужной мере мелодичное творение, заставляющее вспомнить будоражащие саги грандов языческого метала, начиная c Bathory (как на раннем, так и на позднем этапе) и заканчивая Windir, Mithotyn, Thyrfing, Manegarm, Ereb Altor и др. Сохраняя приверженность своим корням, эти финны, как творцы и настоящие художники, каждый раз бросают вызов себе самим, вознося свое творчество на все более высокий уровень. И, к чести их, каждый раз выходят безоговорочными победителями.