17-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Когда-то эта воронежская группа называлась совсем не так и играла несколько другую музыку, но в очищающем и преображающем горниле времени всё неизбежно меняется, и сейчас перед нами второй полноформатник идеально минималистических экспериментаторов Long Night Echoes, которые в августе 2017 года пережили своё второе рождение и одновременно ренессанс. Без малого два года ушло у них на подготовку, запись и доведение до ума “Заложника своей головы”, а начавшие появляться ещё в декабре художественные текстовые скетчи, призванные прояснить содержание новых песен и приоткрыть завесу творческого процесса, были литературны, образны и на самом деле щекотали любопытство, особенно учитывая тот факт, что Long Night Echoes и раньше были очень неслучайны.
Сколько раз вам доводилось слышать “все проблемы от головы”, а если вы были немного внимательны к себе и к своей жизни, наверняка замечали подобное и сами: и всё, вроде бы, неплохо, и кто-то радуется и в ус себе не дует, а у тебя, такого идеального и вообще исключительного всё сплошь мрак и уныние в башне, да такие, что хоть эту самую башню отстрели. Психологи и прочие мозгоправы в данном случае солидарны: именно наше отношение к реальности эту самую реальность формирует и сообщает ей эмоциональную окраску, а о том, как это всё способно действовать на практике нам с вами сейчас и предстоит узнать, и дантовский ад, потеря веры в бессмертие и унылый метроном бессонницы станут нашими спутниками на пути по десяти кругам самопознания.
Грустный пинкфлойдовский прог-арт с красивыми гитарными соло и глубокомысленными мелодиями набросится на слушателя в первые же секунды звучания открывающего альбом инструментала “Ноктюрн” – звучит он грустно, абстрактно, меланхолично и вязко, но наверняка для того чтобы поместить в самое начало диска композицию без слов у музыкантов были свои веские причины. Вокал появляется в треке “Танцует регтайм” и почти сразу же переходит к делу: “Еще не кончилось время, но уже слишком поздно, мой ангел сомнений должен уйти, для меня здесь скоро погаснут все звёзды, я заложник своей головы”. Современный материал воронежских романтиков меланхоличен, порой даже апатичен, сентиментален и медитативен, но в то же время не лишён плотных риффов, которые эффектно прорисовываются на фоне всей этой психоделии и оттеняют её соло родом из “Division Bell”.
Хотя на самом деле куда адекватнее и правильнее было бы сказать “родом из депрессии и размышлений”. Чувствуется, что авторы глубоко пережили и выстрадали свои песни, а эта характерная ненавязчивая лёгкость первых композиций давалась им далеко как нелегко. За радужными, светлыми, легко располагающими к себе мелодиями “Обломков” почти физически ощущаешь тень такой глобальной неприкаянности, что поневоле начинаешь понимать, почему столь многие депрессивные метал-идеологи, среди которых в том числе Anathema и Katatonia, очень быстро пришли к исполнению именно такой музыки, которую сейчас играют для нас с вами Long Night Echoes. Глобальное гитарное утяжеление и отчётливые веяния гранжевой упадочности слышатся в “Лекарстве”, и звучит этот гибрид Corrosion Of Conformity, Alice In Chains и Tool на самом деле весьма неплохо, хотя избежать некоторой монотонности авторам не удалось.
Альбом развивается по нарастающей, и следующий трек под названием “Убей мой страх” звучит ещё более жёстко, насыщенно и мощно, в то же время не забывая о характерных веяниях психоделии. Возникает ощущение, что сначала Long Night Echoes продемонстрировали нам одну тинктуру (психоделичность), затем другую (драйв), а в пятом по счёту треке, которым и стал “Убей мой страх”, настало время смешать их и соединить воедино. Рвануло так, что пар из ушей и штукатурка со стен, (и это в самом лучшем случае), а тем временем из колонок уже звучит шестая вещь – “Дом, который построил сам”. Жёсткие, почти металлические риффы, огненные смены ритма, пульсирующая энергетика, вибрирующий оттенками и фосфоресцирующий театрально-демоническими нюансами вокал – окунувшись в такую саунд-клетку, так просто из неё уже не выйти: затягивает, поглощает, опьяняет и дурманит не хуже приворотного зелья из русских народных сказок.
“Фантомы (Она не придёт)”, “Я собираю себя” и “Тишина” – это ещё одна алхимическая грань команды, и звучит она балладно, но в то же время жёстко и гитарноориентированно. Каждая из этих композиций выглядит по-своему и глубоко индивидуально, но их объединяет задумчивая вязкая меланхолия, почти апатия (именно это слово приходило мне на ум, когда я слушал прошлый диск группы) и та особая, ни с чем не сравнимая грусть, с которой смотришь на уходящий под воду фрегат своей юности и на прощающихся с тобой навсегда друзей. То шёпот, то стон, то жалобные прокламации, то почти крик – ещё никогда голос Виктора Мирина не был так разнообразен, а финальная, построенная на контрастах и диаметрально противоположных друг другу стихиях “Замок из песка и тумана” содержит в себе все самые сильные и удачные находки Long Night Echoes времён “Заложника Своей Головы”, странного и диковатого альбома, который действует почти как гипноз в кабинете у шамана-психиатра.
Если слушать внимательно, можно запросто утонуть в этих звуках и потеряться там навсегда, но не внимательно слушать не стоит - однозначно. Авторы и в частности Александр Ловягин, являющийся композитором всех без исключения треков на актуальном диске, немало потрудились над тем, чтобы сделать свой второй альбом цельным, эмоционально-насыщенным и концептуально содержательным, что ощущаешь буквально кожей, и сомнений в том, что это на самом деле так, не возникает даже при беглом, “шапочном” знакомстве с компактом, однако для того чтобы правильно и адекватно дешифровать заложенные в пластинку коды и смыслы нужны не только упорство и время, правильные ключи-отмычки, но и немало эмпатии. В противном случае магия не сработает, карета превратится в тыкву, а диск будет воспринят как гнетущий и вероятно даже отталкивающий психоделический мрак.
Чувствуется, что Long Night Echoes всеми силами стараются дистанцироваться от повсеместной моды на музыкальную жвачку и моду слушать музыку синглами-треками, игнорируя альбом как формат – для адекватного понимания их песен входить в пространство “Заложника своей головы” нужно строго в обозначенном авторами порядке пьес и с соответствующим вниманием. В таком случае CD действительно станет для вас аналогом “Божественной комедии”, где Вергилий путешествовал по кругам ада, только Вергилием будете уже вы, а адом вам покажется ваша собственная жизнь. Смесь классических Pink Floyd, прогрессивности, характерной для Tool, и гранжевых контрастов-надрывов в исполнении воронежцев получили очень неплохое смысловое дополнение, и противоречие между “физиками” и “лириками” рока если не снято, то как минимум не без успеха сублимировано.