ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл Meija "Do Not Insult The Witch"

Meija, Do Not Insult The Witch

08-06-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

MEIJA – 2016  * * * * *
Alternative, progressive
"DO NOT INSULT THE WITCH" (SINGLE)
SELFRELEASED
Россия, Москва

Название нового сингла этой молодой и очень занятной команды буквально переводится “Не обижайте ведьму”. Что может быть актуальнее и злободневнее в наше время, когда болота осушаются, цивилизация разрастается и грозится вот-вот стереть с лица земли вполне себе мирную и неагрессивную нежить, а люди норовят напасть и вообще всячески притеснить и без того занесённый в красную книгу демонический народ. Не доводите ведьму до инсульта – не беспокойте и не тревожьте её – призывает московская команда с ярким, броским и запоминающимся названием Meija.

Эта капелла стартовала в 2015 году и уже успела выпустить дебютный EP, который произвёл довольно заметный резонанс у прогрессивной публики и даже был удостоен специальной премии Хогвартса за лучший магический альбом, записанный маглами. Сейчас команда представляет новейший сингл, который, как мы уже говорили, получил название “Do Not Insult The Witch”, и вкупе с претенциозной обложкой в духе Stolen Babies выглядит очень впечатляюще и заманчиво. После нескольких перетурбаций в составе, коллектив ныне обрёл следующий вид: Светлана Кузнецова, Дмитрий Шмаков, Иван Хахарев, Владимир Ляшкови и готов к труду и обороне (читай: к покорению музыкального Олимпа и постройке маленькой оборонительной крепости на его вершине).

Среди своих музыкальных ориентиров Meija называет Deftones, Tool, A Perfect Circle, Guano Apes, и это чувствуется. Коллектив играет ломаную, извилистую, немного странную и ирреальную музыку, которая приглашает вас в мир наподобие вселенных “Алисы в стране чудес” и “Коралины в стране Кошмаров”. Здесь всё зыбко и непонятно, привычное становится непривычным, а непривычное – привычным. Сердце и душа коллектива – прекрасная вокалистка Светлана Кузнецова, обладающая очень интересным и чувственным голосом. Именно её вокал и делает композиции Meija столь интересными и запоминающимися.

Новый сингл стал логическим продолжением дебютного EP команды, поэтому с рассказа про него мы и начнём. EP назывался “st[EP]” , и стал действительно большим шагом для российской альтернативной сцены, представив слушателям психоделичный и нелинейный материал, который помимо сходства с выше обозначенными коллективами имел много других влияний и оттенков. На EP четыре трека, и каждый из них выделяется своим узнаваемым почерком и характером, а потому имеет смысл остановиться на каждой вещи с этой пластинки отдельно.

Открывает альбом меланхоличная, почти трип-роковая вещь “Start To”, которая мне отдалённо напомнила великолепный альбом The Gathering “Souvenirs”, а также такие думовые команды времён расцвета жанра, как Elbereth, The 3rd And The Mortal и отчасти Left Hand Solution. “Start To” - очень странная вещь с изломанным ритмом, ещё более изломанным вокалом и категорически странной концовкой. Казалось, вещь только началась и сейчас последует развитие, но музыка обрывается и сходит на нет, словно на полуслове. Ждите неожиданного – как будто говорит группа своим слушателям этим номером.

Звучит следующий трек, и это вновь атмосферная меланхоличная среднетемповая, но уже намного более бодрая и качёвая композиция с названием “Stitches”. Здесь вокал ещё сильнее напоминает Аннеке Ван Гирсберген, то времён её классических релизов a la “Nighttime Birds”, то более поздних пластинок наподобие “How To A Measure A Planet”. В то же время эта вещь делает отсылки к таким психоделичным композициям Guano Apes, как “Maria” и “Never Born”, но с явно читаемым влиянием Tool и их извилистых прогрессивных гармоний. Вокалистка причитает и начитывает текст как заклинание. Такое чувство, как будто поёт Саша Сонли или Александра, а песня магическим образом звучит из книги Лены Элтанг “Каменные Клёны”.

Но композиция заканчивается и следом за ней идёт бодрая, ритмичная, почти фанковая вещь “Staircase Phenomena”, которая неожиданно делает реверанс в сторону Red Hot Chilli Peppers своими интересными полушизофреничными экзерсисами в середине трека. Кстати, это самый тяжёлый и какофоничный трек на всём релизе. А завершает мини-альбом вкрадчивая экстатическая полубаллада “Steppenwolf”, где в общем-то печальная вокальная линия и мелодия подаются нарочито качающе, напористо, с вызовом и характерной для Meija экстатикой, а необычный инструментальный фрагмент, проявляющийся ближе к концу трека, лишь добавляет ощущение магической иррациональности и “зазеркальности” этой и без того великолепной и необычной композиции.

И вот, наконец, мы добрались собственно до нового сингла “Do Not Insult The Witch”. Группа осталась верна своему альтернативно-прогрессивному материалу, но стала звучать ещё более уверенно и зрело. Их музыка теперь напоминает своеобразный коктейль из Atrox, Laffee, Tool , Madder Mordem и всё тех же The Gathering. Вокал великолепен, и я до сего дня вообще не думал, что кто-то кроме Аннеке может так петь.

Уже обложка сингла настраивает на соответствующий хоррор-мультяшный и психоделический лад, и в музыке вы услышите немало “ведьминских” штучек, которые как будто исполняет Дюдюка Барбидонская или даже само Зло в женском обличии, “дьявол во плоти”, как сказали бы наши олдовые хэви-металлисты.

Если вы ещё не знакомы с этой группой, мимо их творчества ни в коем случае нельзя пройти. Их записи – это уже такая же классика, как книги Льюиса Кэрролла или фильмы Кубрика. В их мире действуют свои законы, а волшебство часто похоже на злую иронию и сарказм, слёзы - на смех, а смех – на изломы железнодорожных путей.

Не думаю, что “Do Not Insult The Witch” стоит рекомендовать кондовым альтернативщикам, а вот любители прогрессива, продвинутой психоделики в духе Tool и почитатели женского вокала гарантированно получат массу самых изысканных и взрывных впечатлений. Ну а если вы волшебник или чародей, то вы и так уже знаете про Meija, и не мне вам рассказывать всё это. Ну да ладно.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев