ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Очелье Сороки "Истое"

Очелье Сороки "Истое"

13-07-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ОЧЕЛЬЕ СОРОКИ
Релиз
“ИСТОЕ”
Год
2018
Стиль
Neo folk / dark folk
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Одна из самых серьёзных и мистически глубоких отечественных фолк-формаций продолжает своё путешествие по северному и славянскому фольклору и после великолепного альбома “Северное Царство” представляет второй полноформатник, всё так же следующий в духе Hagalaz’ Runedance, Hedningarna и других подобных северных групп, порой забредая даже на территории Tenhi и Wardruna. Однако есть и отличия.

Понятно, что группа ранга и формата Очелья Сороки просто физически неспособна стоять на месте, и коллектив на самом деле всемерно эволюционирует, о чём и свидетельствует “Истое”. Формально оставшись в рамках всё той же мистической и почти шаманской фолк-концепции, музыканты интенсивно расширяют и углубляют выбранное поле с тем, чтобы пройти ещё дальше в глубину и найти ещё более интересные и впечатляющие артефакты в вековых гротах истории.

По всему видно, что к записи и реализации “Истое” Ульяна Шулепина и её сотоварищи подходили максимально осмотрительно и основательно. Прежде всего, они переиздали “Северное Царство” в июле прошлого года в стильном шестипанельном дигипаке, досконально переварили и осмыслили собственные достижения и уже затем двинулись к новым свершениям, попутно трансформировавшись из квартета в трио.

очелье сороки

Народные напевы, традиционные обрядовые песни, распевы на древних северо-западных диалектах вкупе с рядом аутентичных инструментов (в случае с “Истое” это смычковые лиры (цитра и басс), флейта, давул, а также перкуссия) по-прежнему составляют основу творческого мировоззрения коллектива, опираясь на которую, Ульяна создаёт собственные композиции, следующие в схожем ключе и весьма сходные по габаритным очертаниям и внутреннему посылу.

По сравнению со своим предшественником, актуальный лонгплей выглядит более живым, динамичным и внутренне свободным – зрелым и органично концептуальным. Не стремясь искусственно добиться разнообразия за счёт введения каких-то внешних элементов, чем занимались, например, Инна Желанная или Moon Far Away, Очелье Сороки, как я уже говорил, копают исключительно вглубь, наполняя свою на первый взгляд достаточно минималистическую звуковую картину ещё большей мистической наполненностью и внутренней энергией.

Открывающая альбом “Сокол” авторства Ульяны просто сносит сознание и зажигает разум – при том, что влияния Hagalaz’ Runedance ещё вполне и вполне очевидны, коллектив значительно свободнее обращается с вокальными мелодиями, заставляя достаточно простую и прямолинейную инструментальную фолк-основу буквально светиться и сиять. Упомянутая простота удивительным образом сочетаются с изысканностью и изобретательностью вплетаемых в общую канву шаманских “фишек” и разного рода звуковых и вокальных эффектов.

очелье сороки

Народная “А на горе мак” неожиданно срывается в массированно шредирующий струнный кач, напомнивший мне ранние годы творчества финских кудесников из Apocalyptica, и всё это с обильными фолковыми инсинуациями и почти перманентно присутствующим диалогом в духе “- Здорово, Кострома; - Здоровенько”, а следом уже спешит ещё одна переработанная народная вещь – “Манечка”. Экспериментов и нововведений у Очелья Сороки минимум, но в композициях столько драйва и внутреннего огня, что мне невольно вспомнились беспредельно далёкие стилистически, но близкие по накалу и концентрации силы Elane и Faun.

При моей любви ко всему поистине прекрасному и изрядной симпатии к милым и стильным фетишам, было на самом деле трудно не оценить этот альбом по достоинству. Великолепно изданный и оформленный (как и переиздание “Северного Царства” рецензируемый диск представлен в виде лаконичного (без буклета) шестипанельного дигипака со схематичным оформлением и аутентичными фото), детально продуманный и выверенный по самой сути, “Истое” несёт в себе очень цельный и буквально пробирающий до мозга костей смысловой заряд.

очелье сороки

Уверенно балансируя между обрядовой ритуальностью и стремлением быть слушабельными и доступными, Очелье Сороки полностью избежали всякой попсовости и записали очень редкий (именно с точки зрения такого баланса) диск, показав, что настоящая ведьма может вполне комфортно чувствовать себя в самой обычной земной жизни, не перебарщивая с шабашами, камланиями, полётами на метле и прочей гоголевско-средневековой бутафорией, в то же время отнюдь не стараясь раствориться в академизме, свойственном Corona Borealis, Clann Lir или Avis Dei.

В этом плане “Истое”, как мне показалось, более человечный альбом – более земной и жизненный, менее ритуальный, чем “Северной Царство” – но мистики в нём не меньше, просто мистика в данном случае уже другая: более зрелая и менее претенциозная, менее таинственная  и медитативная, но в то же время более природная и более русская. Скандинавские мотивы как будто отошли немного в сторону, уступив место восхищению более традиционным, исконно-славянским наследием, и атмосфера альбома значительно посветлела, хотя команда по-прежнему располагается где-то на пересечении нео-фолка и дарк-фолка.