ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы NoMaDa "Тёмное начало"

28-09-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
NOMADA
Релиз
“ТЁМНОЕ НАЧАЛО”
Год
2021
Стиль
Dark folk / acoustic folk
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тюмень

Не перестаю задумываться и размышлять о том, как часто на просторах интернета появляются дебютные альбомы от совершенно безвестных групп, и лишь воля случая способна свести нас с ними и помочь не пропустить нечто действительно стоящее и заслуживающее внимания. В информационном потопе музыкальных новинок тонут и теряются многие великолепные релизы, мы, заинтересованные слушатели, подобно незадачливому деду Мазаю лишь смотрим на погружающихся под воду музыкальных зайцев, а его величество Фатум криво усмехается где-то в углу. Похоже, всё было бы так и с дебютом проекта Nomada, но звёзды рассудили иначе, и вот я слушаю их диск и пишу про него. Ну а на случай если совершенно не фолковая обложка уже посеяла у вас в сознании ростки сомнений, с самого начала замечу, что попавший к нам в сети сейчас альбом действительно не ищет лёгких решений и проторенных дорог, однако к числу его недостатков это совершенно точно не относится.

“Тёмное начало” - это прекрасный образчик современного дарк-фолка в его минималистично- акустической инкарнации, и особенно ценно, что в данном случае перед нами русскоязычный вариант, и это не просто калька с Tenhi, Sieben или Sol Invictus, а нечто творческое, авторское и вдохновенное. У Nomada есть немало общего с Возвращением и многими другими серьёзными отечественными фолк-коллективами, но это не умаляет собственной креативности проекта и художественной ценности их дебютного альбома. Временами здесь слышится что-то из русского рока, порой проскакивает нечто из менестрелей и пробиваются какие-то отдельные ходы, излюбленные бардами в растянутых свитерах и сумрачными эзотериками вроде тех, что творят под названием Солнце Находит Себе Глаза, но всё это фрагменты и эпизодические нюансы, в целом же перед нами именно фолк, и фолк достаточно качественный и концентрированный.

Предводитель Nomada Антон Коваленко серьёзен и предлагает своим слушателям массу извилистых инструментальных виньеток (“Ничего не бывает”), красивых музыкальных размышлений (“День рождения”) и возвышенных поэтических тем, но это совершенно не мешает ему быть ироничным и насмешливым. Если открывающая альбом “Имперцы Мановара” просто сдержанно улыбчива, то следующая на альбоме пятым номером “Ашенотри” уже пускается в откровенный и прямолинейный стёб, чему ничуть не мешает ни горловое пение, ни качающий шаманский ритм, ни серьёзная, в общем-то, тема песни. Антон в очередной раз демонстрирует, как юмор и сарказм не просто помогают нам строить и жить, но и первоклассно вписываются в любую эзотерическую концепцию, ничуть не мешая ей оставаться серьёзной, эзотерической и концептуальной, и это в его исполнении порой по-настоящему впечатляет.

Для работы над альбомом музыкант подобрал себе хорошую команду товарищей, и в итоге результат их совместной работы действительно выглядит как командная работа, где каждый был занят своим делом, но в итоге все стремились к одной цели и постоянно помогали друг другу. За музыкальную составляющую отвечали сам Антон и Дмитрий Велеслав (его авторству принадлежат все партии скрипки, дудука, перкуссии, гуслей, а также горловое пение), записью, сведением и мастерингом ведал Роман Корнилов (Челябинск) и Павел Михалев, известный по работе в группах Aeterna и Gilead (Тюмень), а визуальное воплощение идеи и красочный артбук с иллюстрациями к каждому треку выполнили художники Валерия Евпак и Мария Порешина. В духе лучших традиций русских народных сказок и такой же русской народной истории, рецензируемый альбом в итоге является воплощением креативных тенденций андеграундщиков и их хендмейд-мастерства.

“Тёмное начало” медитативно и весьма красноречиво намекает на то, что под такую музыку было бы очень уместно стать немного ближе к природе и космосу или просто заглянуть в свою душу и попытаться выявить там какие-то закономерности. Периодические проблески иронии делают альбом ещё разнообразнее и интереснее, чем он есть по своему замыслу, а сочетание несочетаемого впрыскивает на пластинку элемент парадоксальности. В той же “Ашенотри” весьма забавно слышать горловое пение, характерное для групп вроде Ят-Ха и Хартыга, в сочетании со “смеющимся рэпом” Антона, где он то ли играет в свободные ассоциации, то ли практикует какой-то особый креативный способ установления связи со своим подсознанием. В итоге и в совокупности содержание релиза оставляет достаточно непредсказуемое впечатление, активнейшим образом использующее элемент неожиданности и силы вселенского хаоса.

Такую музыку очень любит красиво и со знанием дела издавать московский лейбл Sketis Music, и мне кажется, в его каталог Nomada вписалась бы первоклассно, дополнив там ряд из Возвращения, Черемши, Ят-Хи, Ха-Ры, Ягода Гало и иже с ними. Тем не менее, на данный момент “Тёмное начало” это сэлфрелиз и набрести случайно в сети на него вы сможете лишь в компании с очень большой удачей. И тут мне хочется процитировать А.Н.Болдова, который в 2000 году писал про The Mist Of Avalon в духе “главным и единственным недостатком группы на данный момент является категорический недостаток известности”. А ведь лиричные баллады Nomada вроде “Метаморфоз” и “Вперёд!” наверняка понравятся даже тем, для кого синонимом словосочетания фолк-рок являются Другой День, Седьмая Вода и Башня Rowan, и учитывая данный факт удачного совмещения лайтового и глубинного измерений фолка в одно время и в одном месте, особенно хотелось бы пожелать “Тёмному началу” продвижения и всестороннего распространения.

Альбом тёмен и меланхоличен, но лишь в том смысле, в каком тёмным ладом считается минор и принято относить к печали и упадничеству всё, что связано с размышлениями, размеренностью и уединением. На самом деле релиз просто неспешен, повествователен и сказительно-назидателен, и мне было совсем не просто избавиться по ходу прослушивания от аналогий с не сильно впечатлившей меня в своё время работой Крыса и Шмендры “Дорога на Калланмор”. Нельзя не заметить, что в отличие от данной работы “Тёмное начало” и глубже, и разнообразнее, и вдумчивее, и вообще ярче. Однако определённые diy-признаки на нём присутствуют не менее явно и очевидно, а своих бардовских и самодеятельных корней Антон отнюдь не стесняется и не скрывает. Грустное и задумчивое на альбоме сменяет смешное и разухабистое, профессиональные студийные аранжировки переходят в простенькие гитарные переборы, но всё это разные манифестации и лучики единой, целой и неделимой субстанции тёмного фолка.

Сходства с “Дорогой на Калланмор” максимально усиливаются в предпоследнем треке “Метаморфозы”, где в звуковой палитре коллектива появляется женский вокал, а заканчивается пластинка нежной, просветлённой и позитивной композицией “Вперёд!”. Не чураясь принципа “что вижу, то пою”, Nomada затейливо обыгрывает данный творческий подход в своём финальном треке. В итоге альбом оставляет ощущение светлой осенней печали, когда ты немного грустишь по безвозвратно ушедшему и предвкушаешь зимние холода. Но в то же время помнишь зажигательные летние праздники и ждёшь этих несравненных долгих зимних вечеров, когда так уютно и радостно отогреваться дома в компании с горячей кружкой глинтвейна, закутавшись в страницы любимой книжки или в кадры увлекательного сериала. Наверное, ещё никто не рассказывал о тёмных материях так вкрадчиво, сладостно и располагающе, как это сделали на своём дебютном альбоме Nomada, и это, несомненно, является ещё одной причиной обязательно познакомиться с работой и найти на ней что-то своё.