31-07-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Летом прошлого года актуальный на тот момент лонгплей этих андеграундщиков с окраин Твери безмерно впечатлил меня своим ревущим напором и обнажённой искренностью (альбом, кстати говоря, назывался “Совесть” и своим звучанием напоминал взбесившийся реактивный истребитель), да так затянул в свои лазерные дорожки, что не успел я оглянуться, как со дня моего знакомства с командой прошёл аккурат год, и передо мной оказался их очередной полноформатник с аляповато-минималистичным оформлением и плакатно-классическим шрифтом названия.
Габаритные очертания свежего релиза не столько воодушевляют, сколько настораживают, удивляют и даже напрягают – такое чувство, что сейчас эти радикалы уже не хотят играть радикальный, взывающий к лучшим чувствам рок протеста, а готовы удовлетворяться компромиссным гаражным панком развлекательного типа (посмотрите хотя бы на название диска, обложку и список треков) – я был готов заранее разочарованно пожать плечами, но переселил свой персональный даймониум и всё-таки нажал на “play”, чтобы окунуться с головой в “пролетарский панк-рок из Конаковского гетто”, обещающий карнавал и ночь длинных ножей.
Никаких откровений и ничего из ряда вон в титульной пьесе, призванной служить “открывашкой” и ввести слушателя в мир П.Е.Т.Л.И. образца 2018 года, не содержится – это действительно очень традиционный, даже классический гаражный панк-рок с гулкими атаками бас-эскадрилий, грязноватыми гитарами, скоростными, но не очень изобретательными сбивками ударных и простыми, но доходчивыми вокальными партиями. Слегка утяжелённый и ускоренный по сравнению со временами Sex Pistols стафф и угрожающие риффы вкупе с хриплым вокалом – это и есть та самая пинта оригинальности, благодаря которой понимаешь, что звучит именно П.Е.Т.Л.Я.
Чуть больше лирических мотивов в духе зрелой Гражданской Обороны во втором треке “С Добрым Утром!” перемежаются с типичными егоровскими криками-хрипами в припеве, которых становится на порядок больше в третьей пьесе “Улыбайся”, уже вовсю ощерившейся хардкор-арсеналом режущих гитар и характерных для прошлогоднего альбома экстремальных вокализов. Неожиданно психоделический (!) “Феназепам” напомнил мне даже классику Grateful Dead и чуть ли не прифанкованный Pink Floyd, а нирваноподобная “Странно и глупо” снова возвращает слушателя в раздолбайско-гаражный alma mater, но лишь затем, чтобы как из ведра окатить психоделическим мраком “Вечности”.
Эта композиция заслуживает особого упоминания. Докатившись до шестого трека, альбом “Панк-рок для неимущих” пускается в депрессивно-философские изыскания в лучших традициях Егора Летова, и не просто в традициях или “по мотивам”, воссоздавая форму и внешний лоск его мрачных опусов, а выдаёт нечто совершенно самобытное и внутренне-мистически-ядерное. Как будто на безбрежных просторах “Времени колокольчиков” Башлачёва и “Ста лет одиночества” Гражданской Обороны музыканты П.Е.Т.Л.И. вырастили новый невиданный пустоцвет безысходности, злой обиды и кромешного отчаяния.
Игриво-альтернативная “Клевер вагины или счастливый пиздец” переходит в ещё более альтернативную и даже речитативную “Чучхэ”, зачем взрывается манифестно-прокламационной “Пиздёж!” и, наконец, расцветает в финальную а-ля металликовскую балладу “Цветы и кровь”. Что ни говори, а эффектные медляки получаются у П.Е.Т.Л.И. великолепно, чем меня отчасти и покорила “Совесть”. Ребята не изменяют себе и слегка подкорректировав собственные стандарты и каноны, в итоге выдали настолько же сильный, убедительный, разношёрстный и напрочь лишённый шаблонной стереотипности диск с глубоким, почти янкиным надрывом где-то глубоко на дне:
“Забудь про всё, вздохни свободно,
Закрась свои окна во имя тепла,
Это может быть не так безысходно,
Но надежда первее любви умерла.
Цветы и кровь, осколки стекла,
Позорная ночь и пустые слова,
Ты не поймёшь, как можно сбежать от этих стен
К непорочному счастью порочных людей,
К непорочному счастью убогих людей”
(с) П.Е.Т.Л.Я. – “Цветы и кровь”
Очень простой, неряшливый и раздолбайский на первый взгляд диск таит в себе немало интересных сюрпризов. Закопавшись в ворох эпатажных, но давно не новых панк-хардкоровых клише, музыканты просто играют то, что принято играть грязным и недалёким панкам с периферии, но это только на первый взгляд. Эти экспериментаторы как будто иллюстрируют собственным жизненным примером егоровский тезис “мне стыдно быть хорошим” и стараются особо не блистать собственной интеллектуальностью и не выпячивать мысли (а по сути обнажённую, рвущуюся к свету душу) на всеобщее обозрение, заглушая их разноголосо-нестройным рёвом дисторшна. А в итоге выходит такая очень противоречивая и неровная пластинка, но за винтажную ламповую ностальгию и живую пульсацию идей ставлю 5 из 5, хотя, честно говоря, после “Совести” и на её фоне, современный релиз воспринимается скорее как EP.