ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом альбом проекта Elegiac "Edge Of Reason"

16-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ELEGIAC
Релиз
“EDGE OF REASON”
Год
2016 (2018)
Стиль
Black metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS / NARCOLEPTICA PRODUCTIONS
Страна, город
США, Сан-Диего

Этот американский one-man-проект играет очень интересную музыку: мрачную, шумную, какофоничную и нестройную, но в то же время не лишённую своеобразной мелодичности и жаркой адской атмосферы. У меня дома дебютный лонгплей Elegiac стоит на полке рядом с творениями отечественного блэк-дивизиона Lucifer’s Dungeon, и в этом есть определённый смысл: и американец со своим элегическим музыкальным судном, и ростовские патриархи изобретательности и многообразия в рамках чёрного жанра равно осмысленны и неслучайны, и в музыке как первого, так и второго состава явно ощущается немелкая доля какой-то потусторонней и иррациональной магии. Добавьте к этому потрясающе стильное чёрно-белое оформление компактов данных групп и их коллекционную стереотипность, и вы, вероятно, поймёте, как я радуюсь, когда добавляю к имеющимся у меня компактам Elegiac и Lucifer’s Dungeon очередные CD-артефакты, которые вторые выпускают с завидным постоянством, а первые стараются не отставать.

Вот только Lucifer’s Dungeon хрипят всё по большей части про Люцифера, подземелья, склепы и философские штуки, а Зэйн Янг, представляющий Elegiac и уверенно позирующий топлес, демонстрируя огромный замок, вытатуированный у него на торсе, предпочитает изъясняться куда туманнее и абстрактнее. Было время, я думал, что в своих текстах музыкант жалуется на политическую ситуацию у себя в стране и призывает правительство поднять пособие по безработице и опустить цену на бензин (американский флаг, перманентно присутствующий на обложках проекта и у него в буклете, позволял делать такие предположения, а отсутствие текстов в картоночке, прилагающейся к диску, подстёгивало и без того разыгравшуюся фантазию просто невероятно), но теперь тексты в буклете таки напечатаны, и никаких явных социальных и антиправительственных пассажей там нет, а всё сплошь какие-то грустные и высокопарные рассуждения об экзистенции, чёрном искусстве, отчаянии и золотом пламени.

Долго пытался я отыскать в лирике хоть что-то объясняющее, почему американский звёздно-полосатый флаг перевёрнут в буклете, но так ничего и не нашёл. По сравнению со своим предшественником, альбомом под названием “Spiritual Turmoil” (2017), нынешний релиз это стопроцентный EP: всего шесть треков, один из которых инструментал, никаких тебе интро и аутро, отсутствие по-настоящему пространных и депрессивно-упаднических мотивов, которых, помнится, было не так уж и мало на диске 2017 года – всё указывает на то, что сейчас нас ждёт не полноценный блэк-пир, а всего лишь мелкая и локальная пирушка, междоусобчик. Собственно, по причине своей скорострельности и отсутствия достаточного времени для того чтобы растекаться мыслью по древу, Elegiac времён своего нынешнего студийного залпа воспринимается более легко, удобоваримо и концентрированно - качающий риффинг, нестройные барабаны и злобный скрим не затягивают волынку, а управляются со своей задачей очень шустро, умещаясь в рамки 39 минут.

“Edge Of Reason” – это своего рода light-demo-версия концептуальности и особого фирменного стиля Elegiac, который в своей нынешней ипостаси воспринимается очень доступно и почти не депрессивно, что с учётом нехилой мизантропии и повёрнутости Зэйна, нужно воспринимать как большую редкость и даже почти чудо (видимо, американец каким-то невероятным образом всё-таки наскрёб себе денег на антидепрессанты в 2016 году, когда создавал этот материал). Если на “Spiritual Turmoil” подобными настроениями и ритмами отличался только финальный номер под названием “Winds Of Destruction”, то сейчас такие маниакальные фазы случаются чаще и больше, да и вообще весь диск можно воспринимать как одно большое сезонное обострение, когда гормоны бушуют, ярость кипит, а грустить, унывать и предаваться медитативным глупостям вроде как и хочется, но не сейчас, а когда-нибудь потом. И всё это дело жужжит и ёрзает в динамиках достаточно олдскульно и вообще в традициях дарктронов-батори и келтикфростов, эпизодически срываясь в ураган более современных блэковых фишек и столь характерных для Зэйна депрессняшек.

Но даже депрессняшки звучат на “Edge Of Reason” очень воинственно и старорежимно (зацените, к примеру, “Howling Wind”, который исполнен практически на двух монотонных аккордах, но всё равно воспринимается как стопроцентный метал-гимн с той же грядки, где некогда почковались и цвели Hellhammer, Bathory и Judas Iscariot) - такой замечательный железный блэк-дум в наше время надо ещё поискать! Звук, конечно, у Elegiac андеграундный, и его в той же “Howling Wind” лихорадит порой так, что кажется, сейчас от гитары что-нибудь отвалится или канализация в санузле репетиционной точки, где татуированный злыдень чадит своим музыкальным мраком, рванёт и затопит Зэйна со всеми его чернушными идеями с головы до ног, но нет, музыкант очень хорошо знает, где находится тот самый край здравого смысла (“Edge Of Reason”), за который не стоит заходить, и хоть и бродит по лезвию бритвы, срываться с обрыва и захлёбываться канализационными потоками не намерен. Вы давно искали грустный, но не скучный блэк с огоньком и с фантазией? Тогда этот релиз, вероятно, создан специально для вас!