ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Anton Voronin "Немногоума"

03-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ANTON VORONIN
Релиз
“НЕМНОГОУМА”
Год
2022
Стиль
Indie rock / rock / pop rock / rhythm’n’blues
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Щёлково

Когда видишь релизы Антона Воронина где-нибудь в сети, то они практически не выделяются из общей массы новинок отечественного рока однако, название и обложка у последнего альбома Антона, датирующегося 2022 годом, достаточно оригинальные (почему написано слитно, и с какой интонацией нужно произносить этот фразеологизм?), и если вы сейчас тоже зацепились взглядом за этот интересный момент, заинтересовались и нажали-таки на “play” напротив одного из треков с релиза, для вас это гарантированно будет началом большого и интересного путешествия.

Мы уже почти отправляемся, но для начала я всё-таки перечислю несколько интересных фактов об Антоне. Во-первых, не смотря на свой андеграундный diy-статус и достаточно нейтральный инди-жанр, выбранный музыкантом для этого альбома, он, тем не менее, выпустил “Немногоума” на CD, кроме того, Антон пишет большие пояснительные тексты к своим песням и альбомам, а с точки зрения жанра его нынешний релиз можно отнести даже к джазу и трип-хопу. Всё это очень легко, естественно и без притягивании за уши и каких-то особых усилий, поскольку играть подобное Антон и может, и умеет.

Отечественный рок всегда славился своими философскими текстами, но данное обстоятельство до сих пор очень мало относилось к русскому поп-року, к тому мейнстриму, который формально называется роком, но постоянно стремится вырваться на ТВ-экраны, а также к нейтральным рок-порослям в духе инди-лаунж. В этом смысле Антон Воронин со своим альбомом случай редкий и почти уникальный, а его песни можно было бы позиционировать как разрыв шаблона и начало нового тренда саундтрековых композиций-размышлений с прозрачным звучанием и атмосферой хорошего французского арт-хауса с Луи Гареллем в главной роли.

Кристально-чистый, миролюбивый и светлый саунд открывающей альбом “Мы не вернёмся” задаёт тон всему альбому и как будто очерчивает его проблемное поле. И я не случайно упомянул выше о том, что автор интерпретирует свои треки и альбомы. Перед нами действительно очень личные, вдумчивые и автобиографические песни, которые призывают остановиться, уделить время, задуматься и чуть отпустить поводья в нашей слишком стремительной гонке за благами цивилизации и местом под солнцем. И да, нужно отметить, что такие рефлексирующие скетчи получаются у Антона по-настоящему художественными, ненавязчивыми и даже элегантными.

Тем не менее, несмотря на всё своё видимое и нескрываемое миролюбие странствующих сказителей-пилигримов, “Немногоума” не кажется самоидентичным и предсказуемым, а порой способен даже обескураживать и провоцировать. Удивляют эпизодические проблески ненормативной лексики в “Танцуем” – по-настоящему неожиданно слышать нецензурные “матные” словечки на фоне такой мирной, расслабленной и спокойной музыки, и в каком-то смысле это тянет на большой и серьёзный когнитивный диссонас – но, наверное, по замыслу автора, данный трек должен был стать эмоциональной кульминацией альбома и его пиком.

Впрочем, по поводу расслабленности и спокойствия “Немногоума” я немного погорячился. В таких вещах как “Чудовища с картин” нас ждёт реальный мрак и чуть ли не апокалиптичность, а на сладкое в самом конце диска вниманию слушателей предлагается оригинальный кавер на трек группы Ляпис Трубецкой “Адам и Ева”, который тоже не назвать стопроцентным воплощением релакса, несмотря на расслабленные и медитативные аранжировки. Как говорит сам Антон, все эти песни он сочинил во время прогулок с собакой на рубеже 2020-2021 годов, и это многое объясняет: в такой обстановке мысли о вечном и большом приходят, даже если ты усиленно этому сопротивляешься, а уж если не сопротивляться...

Ну а самое удивительное в творчестве Антона – это даже не его прошлое или настоящее, а будущее. Насколько я знаю, сейчас музыкант решил кардинально пересмотреть свою творческую концепцию и работает над новым «гитарным» альбомом в стиле ню-метал. На данный момент мне сложно представить, как зазвучит его текстовая рефлексия в жанре такого тяжёлого и напористого метал-урагана, и здесь можно только ждать и гадать на кофейной гуще. Впрочем, Антон в своем творчестве никогда не придерживался какого-то одного музыкального жанра - это становится понятно, когда слушаешь остальные его релизы. Ну а если по наличествующим фактам, то нынешний релиз получился у него вполне себе интересным, взвешенным и конкурентоспособным. Можно нырять в эти смыслы и пробовать их на вкус.

Пока ещё не Кашин и даже не Ляпис Трубецкой, но стихи хорошие и свой стиль прослеживается достаточно чётко, а солидная дискография Антона говорит сама за себя, и уже даже одним только количеством входящих в неё релизов свидетельствует о серьёзности автора и его намерений касательно своего пребывания на музыкальной стезе. Что ж, “Немногоума” – весьма неплохой вариант для тех, кто до сих пор не забыл Ундервуд, Смысловые Галлюцинации, Сплин и других отечественных рок-философов конца 90-х-начала нулевых, а его нарочитая медитативность как раз и может быть тем необходимым аспектом, который у нас именуется оригинальностью.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz