ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Abbath "Outstrider"

03-03-2020 Дмитрий Фомин

Исполнитель
ABBATH
Релиз
"OUTSTRIDER"
Год
2019
Стиль
Black metal/thrash metal
Лейбл
SEASON OF MIST
Страна, город
Норвегия, Берген

Второй полноформатный студийный альбом группы Abbath, возглавляемой знаменитым на весь блэк-металлический (и не только) свет экс-имморталовцем, в миру известным как Ольве Эйкемо, стал долгожданным и очень любопытным откровением за последние три года. Уже давно утихли страсти по поводу громкого раскола в стане Бессмертных и жаркие дискуссии о сольном творчестве Аббата. Каждая из сторон успела выпустить по альбому, из чего стало ясно, что а) Immortal абсолютно ничего не потеряли после ухода своего фронтмена и б) Аббат отныне волен творить ровно то, что хочется ему, вне всяких концепций и рамок.

Именно ''Outstrider'' должен был стать неким моментом истины и свидетельством полной творческой самостоятельности Аббата, особенно, в свете некоторых обстоятельств, всплывших после релиза ''Northern Chaos Gods''. Если верить интервью-откровениям Демоназа, материал, который мы слышали в 2016-м г. под вывеской Abbath, на 80% - плод совместного труда Бессмертных, что вовсе не помешало Эйкемо коварно присвоить эти наработки и вложить в основу своего сольного альбома. Насколько это правда, судить трудно, но все мы смогли убедиться, что тот релиз на целых 80% процентов, ментально и физически, звучал как настоящий альбом Immortal, хоть и открывал несколько иные стороны музыкальных пристрастий Аббата.

Как бы там ни было, начало положено, и на сегодняшний день проект превратился в настоящую группу, пусть и с меняющимся составом, но с серьезной (насколько это возможно в случае кривляки и проказника Аббата, который еще и не прочь как следует заложить за воротник) установкой на будущее. Второй студийник записывался в составе, включающем самого черно-белого предводителя с гитарой, драммера Юрки Сувилехто, басистки Мии Уоллес, которая быстро пришла на смену King ov Hell и на момент написания этой рецензии также быстро выбыла из состава, и второго гитариста, а также отчасти сонграйтера и аранжировщика Оле Андре Фарстада. За тексты вновь отвечал Саймон Данкастер, за партии клавишных сэмплов – Эндре Киркесола. Настоящая команда, с которой можно и нужно идти только вперед, не оглядываясь назад.

Как уже упоминалось выше, первый альбом был выполнен в духе предыдущей группы Эйкемо и по большей части строился на четко очерченных, мощных композициях с монументальными риффами и тремоло, какие может выдавать только Аббат. ''Outstrider'' (название, кстати, является оригинальным неологизмом Данкастера и буквально обозначает "тот, кто идет широким шагом навстречу неизведанному") пролагает курс в несколько иные области, обнажая настоящие корни блэк-металла. Новое откровение явственно проникнуто влиянием Bathory и Celtic Frost, за которым четко угадывается тень традиционного спид/металла и трэша, что в свою очередь берут свое начало у истоков NWOBHM. Как мы знаем, господин Ольве Эйкемо – металлист старой закалки и старая школа, что называется, у него в крови. Old Funeral, Immortal, совершенно бесподобный сольный проект I с его единственным, но безмерно крутым альбомом и, конечно же, кавер-бэнд "моторов" Bombers…

Это хорошо ощущается по гитарной работе Аббата, которая приобрела более жесткий, сырой и лязгающий строй, в то время как его фирменный каркающий скриминг не изменился ни на йоту и даже обогатился новым завлекающим приемом – использованием протяжно-завывающего интонирования "у-у-у-у". Партии баса Мии по своей дикости порой напоминают атаку Лемми Килмистера, барабанные партии Сувилехто – просто ломовые, а гитарные соло Фарстада с певучей хэви-метал составляющей получили намного больший размах и отныне являются важнейшим сегментом каждого трека. Вся банда собралась, чтобы как следует погреметь железом по примеру отцов тяжелого металла и это не может вызывать ничего, кроме одобрения.

Основная проблема в том, что львиная доля альбома держится именно на работе подручных музыкантов, нежели на скиллах непосредственного руководителя коллектива и основного генератора идей. Несмотря на дикий напор и агрессию, повсеместная прямолинейность и рефлективность не пошла альбома на пользу. Вместо привычной ледяной стойкости перед нами встают несколько сумбурные и по большей части безликие густые дебри, призванные отобразить достаточно противоречивые чувства, эмоции и переживания лидера группы, который, вероятно, еще не настроился на нужную волну созидания.

Большинству композиций с ''Outstrider'' явно не хватает рельефности и цепкости и им по сути нечего предложить, кроме однородного, серо-стального потока бескомпромиссного притрэшованного блэка с по-олдовому гулковатым, но полновесным саундом, который тем не менее обязательно придется по вкусу ценителям экстрим-металла старой школы. Среди наиболее ярких и проработанных вещей этого альбома, отмеченных искрой креативной страсти, следует выделить лавинообразный боевик "Harvest Pyre" с въедливыми "подъемными" риффами и бесноватыми "вьюжными" запилами, забойный и лаконичный ''Land Of Khem'', чья броня дополнилась дэтовыми наслоениям, а также агрессивная бестия ''Hecata'' с вкраплением фирменных струнных переборов, на сей раз приобретших некую восточно-архаичную мелодику.

Зная о страсти Аббата к ранним альбомам Manowar, по мере прослушивания ''Outstrider'' отсылки к этим пафосным американцам все чаще приходят в голову. Особенно это касается титульного трэка, в котором просматривается уклон в экстремально-эпичный подвид метала с присутствием акустико-балладного пролога и эпилога, неторопливым развитием сюжета, возвышенным речевым слогом и подчеркнутым композиторским минимализмом. Вторым столпом здесь выступают, как я уже говорил, отсылки к творчеству незабвенного Куортона Сета, о чем говорит наличие кавера на баториевскую ''Pace Till Death'', которая дает ключ к толкованию творческого уклона альбома.

Вот на таком фундаменте созидалась эта пластинка, но результат получился довольно спорным. Я не говорю о том, что Аббату и его подручным следует вернуться на путь льда и меча, а о том, что его новому материалу в силу неких причин не хватает индивидуальности и харизматичности, особенно на фоне прочего бэк-каталога. Тем не менее, ''Outstrider'' обязательно найдет своего слушателя и вовсе не из-за громкого имени на обложке, а за счет своего по-олдовому незамысловатого содержимого, мастерски умещенного в не полные сорок минут и в первую очередь, нацеленного на издание в виниле. Но лично мне слабо верится в то, что эта работа - предел возможностей Ольве, несмотря на все трудности, личные неурядицы и нелепые ситуации, с которыми ему пришлось столкнуться за последнее время. Аббат способен на большее.