12-05-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Холодный минимализм пост-панка может быть депрессивным или абстрактным, апатичным или философско-рефлексивным, а чаще всего объединяет в себе все перечисленные характеристики. И питерские интроверты из Blazh не стали выделяться из общего правила, а просто влились в общий тренд со своими идеями, поисками, разочарованиями и своим первым полноформатным альбомом “Под контролем”.
Давно известно и замечено профильными специалистами, что люди, склонные к болезненной рефлексии и неврозам, имеют особый пунктик по поводу того, чтобы держать всё под контролем, и не терпят вокруг себя никакого хаоса и беспорядка. Вот именно об этом и кое о чём ещё и собирается нам рассказать дебютный полнометражный диск этих невских странников и мечтателей.
Холодные ритмы, синтетические синтезаторы, вокал, одновременно напоминающий шёпот и хрип сдержанного брезгливого отвращения – по всем своим основным габаритным очертаниям творчество Blazh напоминает классические пост-панк-релизы, включая Joy Division, Ploho и Молчатдома, но из откровенно угрюмых и заупокойных треков на данном альбоме только “Небо” и в некоторой мере титульная вещь, а всё остальное это по большей части нервная и грустная романтика.
“В этом мире одиноких людей
Я спрячу тебя в квартире своей,
Мы как крысы, бегущие прочь от огней,
Мы живём в трюмах кораблей”
(с) BLAZH – “Трюмы кораблей”
Можно искать и находить в музыке группы отголоски героев прошлого из Технологии, Type O Negative и The 69 Eyes, а можно ничего не искать, а просто вслушиваться в исповедальные строки их текстов и плыть по течению флегматичной меланхолии альбома. Они сдержанны, печальны и романтичны – всё, как и полагается одиноким вампирам, ну а мне больше всего по вкусу пришлась как раз их романтичность и богатые образами метафоры:
“Я пытаюсь держать себя под контролем,
Когда вижу, как падает капелька крови,
Когда катится слезинка вниз по щеке твоей.
И, быть может, всё это мне только приснится,
Когда выйду за сломанные мной границы,
Смогу ли я тебя назвать моей.”
(c) BLAZH – “Под контролем”
А самое интересное в случае с Blazh это тот факт, что создатели данного диска не причисляют себя к интровертам, как чаще всего бывает в выбранном ими жанре, а говорят о себе и своём творчестве с точки зрения амбиверта. Напомню, что амбиверт – это уравновешенность и тонкий баланс, сочетающий в себе черты экстравертов и интровертов, это человек, который не может долго находиться в обществе, поэтому стремится периодически менять окружающую обстановку.
Из-за их повышенной чувствительности к стрессовым ситуациям, шумные компании амбивертов быстро утомляют, а продолжительное пребывание в одиночестве провоцирует проявление подавленности, недовольства собой, вызывает угнетённое состояние, вот и мечутся они из крайности в крайность, то убегая от одиночества навстречу людям и эмпатии, то вновь сбегая от всех и вся в уединённые катакомбы своей гипервосприимчивой души.
Как и всё с приставкой “амби-”, творчество Blazh отличается глубинной амбивалентностью, противоречивостью и непредсказуемостью. Здесь есть и просто холодный синтетический колдвейв, и возвышенные ночные гимны вроде трека “Под контролем”, и почти ebm раних L’ame Immortelle в “Лезвии”, и панковая “Ты прости”, но всё это про диссонансы, парадоксы социализации и ментальную дисфорию, неизбежную в мире социально-рыночных отношений.
При всей своей разнородности и разноликости, альбом оставляет очень целостное впечатление лихорадящей внесезонной меланхолии, а помимо всего прочего, никак нельзя оставить без внимания тот факт, что ребята умеют писать хорошие и простые песни, что становится особенно очевидно в завершающей диск акустической версии “Трюмов кораблей”. Очень трудно пройти мимо такой изящной и чистой печали, и в этом присутствует определённая магия.
И, кстати, в плане магии альбом “Под контролем” и его содержимое напомнили мне те далёкие и блаженные времена, когда финские кудесники из Sentenced пробовали себя в депрессивных морях глубоководной безнадёги и сладкой безысходности. С точки зрения жанра Blazh – это, конечно, нечто из совсем другой оперы и под другим соусом, но вот в плане своей особой притягательности и безраздельности апатичной хандры общего у них с “обречёнными” по-настоящему много. Они умеют сделать грусть заразительной, бодрящей и хитовой.