ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Endless Ocean "Awakening"

27-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ENDLESS OCEAN
Релиз
“AWAKENING”
Год
2021
Стиль
Post doom metal / progressive metal / ethno / trip rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Пока злые языки говорят об упадке и глубочайшем кризисе дум-металла как жанра, отдельные представители направления очень даже успешно эволюционируют в меняющихся реалиях современного тяжёлого шоубизнеса и находят пути для развития обречённого металла. Кстати, сами участники московской визионерской обсерватории Endless Ocean указывают на всестороннюю эклектичность своего материала, повсеместные заимствования из прогрессива, этно-рока, эмбиента и других жанров, а потому к классическому и ортодоксальному думу причислять себя не спешат, предпочитая более размытое и менее однозначное “post doom”, и это справедливо, однако обозревать их творчество всё-таки лучше и правильнее с дум-колокольни.

Музыка группы действительно отличается глубокой эклектичностью и прогрессивностью, и в этом смысле представляет собой ещё ту солянку, подобраться к которой с определениями и характеристиками совсем не так уж просто, но вот по настрою и по лежащей в основе всего апокалиптической философии перед нами сейчас именно мистер дум. Акира Ямаока, Dead Can Dance, Opeth – говорят сами участники группы; In The Woods…, The 3rd And The Mortal, Trees Of Eternity, Tristitia, The Sullen Route – говорю я, а точка пересечения наших столь разных мнений и видений – это этно-волшебники из Dead Can Dance, влияние которых на творчество коллектива совершенно очевидно и не подлежит никаким сомнениям.

Ещё в начале девяностых продвинутые представители дум-движения мечтали о соединении музыки в стиле Лизы Джеррард и её команды с тяжёлыми риффами, трагическими мелодиями и надрывными аранжировками, и вот желаемое осуществилось и стало реальностью. Конечно, не этникой единой жив “Awakening”, здесь есть и чистые прог-куски, и бездны апатичной меланхолии, и почти фолковые женские распевки в “Oath”, и намёки на новомодный хипстер-метал в отдельных пассажах, но дэдкендэнсовская этника присутствует где-то на заднем фоне практически постоянно, и даже в тех местах, где её явно не чувствуешь, где-то поодаль всё равно незримо как будто присутствует её призрачный силуэт, а по спине холодком бегут её липкие пальцы.

Единственный относительно слабый момент в творчестве команды на сегодняшний день – это лидирующий вокал. Он неплох, но на фоне основательных этнических распевок и фонтанирующей мощи околопрогрессивного инструментала он явно провисает и блекнет. Впрочем, именно благодаря звучанию основного вокала, Endless Ocean приобретают сейчас некоторое сходство с поздней Anathema и родственным им Antimatter, а это способно расширить их гипотетическую целевую аудиторию и открыть перед командой ещё одни двери к признанию, ну а бонусом к числу несомненных достоинств работы основного вокалиста следует отнести очень детальную и повсеместную разборчивость текстов, что тоже совсем не так маловажно в подобных вещах.

В остальном же перед нами очень слаженный, красивый и концептуальный диск с композициями исконно думовой длительности по десять, тринадцать и шестнадцать с лишним минут. Разные влияния и фрагменты переплетаются на диске невероятно причудливо и порой неожиданно, но описать их единство, как мне кажется, вполне способны уже упоминавшиеся мной выше три заветных слова – In The Woods. От “Strange In Stereo” этих норвежцев до их позднего “Pure” с эпизодическими экскурсами в “Heart Of Ages” и “Omnio” – дебютный диск Бесконечного Океана успешно пробует себя в деле приручения стерео-стихий и аудио-штормов, в которых музыканты мастерски расставляют все акценты и подстрочные знаки исключительно по-своему.

Можно придираться к эпизодическим вставкам с экстремальным пением и утверждать, что они не к месту, всё портят, разрушают и не вписываются, но это дело уже всецело на любителя. Кто-то будет против, кто-то будет за, и хотя такие яростные и ревущие партии действительно кажутся немного нелогичными, исходя из настроения и атмосферы релиза, с ними вполне можно жить, даже если вы давным-давно позабыли про всё тяжёлое, металлическое и перегруженное диссонансами, предпочитая красивые, мирные, атмосферные и мечтательные варианты печального металла и строгую сдержанность привычных пост-метал-коллективов. Эклектично? Ещё как! Но ведь и Tristitia на “Crucidiction” тоже были ещё тем винегретом, а им это очень шло.

“Awakening” хорош и разнообразен, здесь множество удачных находок и превосходных фрагментов, за которые музыкантов стоило бы чествовать как героев и первопроходцев, а концепция альбома, впечатляющее визуальное сопровождение диска и умение авторов доходчиво, красиво и убедительно говорить о своём творчестве очень явно и однозначно выделяют этот релиз как один из сильнейших и интереснейших в своей жанровой нише. Конечно, традиционным или тем более чистым думом всё это не назвать, но атмосфера пластинки и интересные русскоязычные тексты на тему смысла жизни и вопросов без ответов делают своё дело и сообщают релизу очень отстранённый и по-настоящему думовый настрой.

“Для тех кто ценит и понимает” – пожалуй, именно это словосочетание я бы использовал для того, чтобы описать и охарактеризовать “Пробуждение”. Лидер группы и основной автор Сергей Арчаков подошёл к работе над альбомом со всей максимальной серьёзностью, задействовал массу межпредметных связей, искусно расставил сети тайных отсылок к кинематографической, философской и даже игровой (!) классике хоррора, задумал снять полноценный видеоряд, длительностью равнозначный звучанию пластинки, и вот итог – музыкальный релиз, по глубине сравнимый с шедеврами мировой художественной культуры и философской мысли, который представлен и сделан словно ожившая картина в фильме “Куда приводят мечты”, но в стиле Тарковского и Тарра.

И с лирикой, посвящённой тёмному и болезненному восприятию духовности в стиле Достоевского, которая подаётся с прямолинейностью и аскетичностью позднего Толстого. Как сообщают сами создатели данного музыкально-идеологического действа, альбом является глубоко концептуальным, и лирический герой данного повествования бьётся в сетях парадоксов в горячем, напряжённом и буквально разрывающем его на части стремлении постичь смысл своей жизни и своё предназначение в этом бренном подлунном мире. И всё это с характерным для героев произведений автора “Преступления и наказания” внутренним надрывом, жаждой крайностей и пределов и глубочайшим убеждением в неотвратимости и необходимости страданий.

В плане же основной и фундаментальной характеристики релиза авторы указывают на “прозрачность”, и тут уже остаётся только согласиться. Там где другие рвали бы на части запутанные узлы жанровых коллизий и стилистических хитросплетений, строили бы между ними хрупкие мосты и пытались механически прикрутить друг к другу несочетаемое и непримиримое, Endless Ocean просто наблюдают за происходящим, шествуя бестелесными тенями сквозь пространство, время и парадоксы запутанной человеческой экзистенции. Они готовили свой дебютный лонгплей целых одиннадцать лет, и такая солидная выдержка сразу же ощущается, когда приступаешь к прослушиванию “Пробуждение”, однако от экзистенциальной неровности она их не спасла.

Нет смысла отрицать тот простой факт, что до подлинного мастерства и высот тех же In The Woods…, а так же их ближайших коллег из Green Carnation нашим столичным героям ещё предстоит долгий и тернистый путь, но начало положено, и в его художественных фантазиях на тему смысложизненных метаний присутствует своя доля истины и притягательности. Мелкие недочёты и нюансы их эклектичного пост-дум-кабаре ещё предстоит доработать, но их убеждённость и вера в своё дело лёгкой рукой последних прощаний скрашивает и недостаток опыта, и неоднозначность в расстановке приоритетов, и их ядрёный синкретизм, и вообще всё. Мои рекомендации и совет повнимательнее вникать в тексты и не оставлять без внимания частности и мелкие нюансы.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2021). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz