14-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Если тебе дают зелёный свет, это значит, что всё получится и фортуна на твоей стороне, но что если зелёный свет тебе даёт Вавилон? Напомню, что на языке растаманов, данное сочетание букв означает всё плохое, хаотичное, отъявленное, что только может быть и в принципе бывает. “Вавилон – это любое место, где вынужден жить растаман; это же слово обозначает все неправедные законы, которым растамана заставляют подчиняться, а также всё, что мешает ему жить по-человечески” – пишет Борис Гребенщиков в первой части своей глобальной культурно-идеологической эпопеи под названием “Аэростат”. Но какое всё это отношение может иметь к тому панку и гранжу, который решили нести в массы на своём дебютном полноформатнике ребята из Green Light?
А это уже другой вопрос. Строго говоря, никакого регги и его даже самых отдалённых влияний на альбоме “Вавилон” действительно не присутствует, но помимо формальных музыковедческих теорий и научных обоснований, есть в этом мире ещё такая штука, как эмпатия, и вот с её точки зрения, попавший к нам сейчас релиз – это очень даже регги и очень даже аутентичное растафарианство. Начать стоит с того, что исполняют участники Green Light очень кайфовый и глубокий материал, а звучит он порой по-настоящему атмосферно, балдёжно и по-растамански. Грязноватые раздолбай-ритмы запросто переходят у них в тягучие медитативные баллады, а психоделические саунд-трипы перемежаются с жёстким и почти металлическим дисторшном, за которым бесплотной тенью следует такой же мрачный и экстремальный металлический скримо-хрип.
И всё это с непременным ощущением какого-то неотмирного блаженства и очень умозрительного отношения к жизни. “Боб Марли сделал реггей популярным во всём мире – реггей, музыку отверженных. Начинающие панки в Британии не замедлили увидеть в растафари духовных братьев, а растафари ответили им тем же самым” – снова подсказывает нам Б.Г. со страниц своего многотомного и многотрудного труда, а Green Light как будто решили проиллюстрировать данное утверждение и показать современным российским слушателям, каким многогранным, непредсказуемым, всеобъемлющим и мелодичным способен быть творческий союз панка, гранжа и регги. А ведь я даже не упомянул о том, что временами рецензируемый альбом всерьёз присматривается к тяжёлым металлическим командам и многое у них перенимает, но – по порядку.
Невесть откуда появившийся женский вокал во “Власти тоски” добавляет балладности, за диковинным вступлением “Любовь ушла” следует почти что панк-блюз с явными параллелями к “Змею” Башни Rowan, а после него случается уже совершенно отъявленный кавардак, и альбом на всех парах уносится в пучину экспериментов со стилями. И всё это длится аж на протяжении четырнадцати треков, где найдётся место и для своеобразной панковой интерпретации современного викинг/паган-металла (“Княжеские слёзы”), и для ядрёного психодела в “Играх” и “Не Рабы”, и для чистого хаоса в треке “День и ночь”, и для почти виа-самодеятельности в “Ночной прогулке”, которая отдельным меломанам наверняка напомнит советские ансамбли 80-х, а кого-то пробьёт на скупую ностальгическую слезу по большим и зелёным горизонтам юности.
И “Вавилон” действительно оставляет ощущение лоскутного синглового одеяла, которое соткано из композиций, сочинённых в разное время, в разных местах и с совершенно разными мыслями, как это было, скажем, в случае с дебютным лонгплеем Цама Юдж, который они так и назвали “12 синглов”. Этого не скрывают и сами авторы, честно и откровенно указав у себя в сообществе, что их дебютник включает в себя треки, работа над которыми велась с 2006 по нынешний 2020 год. Альбом лихорадит от гранжевой неопрятности к металлическому напору через расслабленные блюзы и регги-медитации, и, естественно, очень трудно подвести к какому-то единому знаменателю такое потрясающее и радикальное разнообразие, однако кое-что общее у таких разных песен всё-таки есть.
Если вы так и не поняли, при чём здесь регги и что всё-таки такое играют Green Light, я скажу снова: это очень странная, разнообразная, противоречивая и самоисключающая музыка, но при всём своём экстремальном разнообразии, свободолюбии и такой же экстремальной непонятности сделана она с одним общим и всепроникающим чувством, которое правильнее всего будет охарактеризовать и описать как “жизнь в кайф и всё в кайф”. Музыканты как будто нашли тот самый “философский камень” растаманов, который помогает им даже в Вавилоне жить по-человечески и сохранять свою извечную невозмутимость, и именно в таком состоянии сочиняли и записывали то, что теперь известно нам как их первый официальный лонгплей. Всё это звучит очень странно и дико, порой совершенно неправильно, но всё-таки очень вдохновенно, песенно, мелодично и ярко. А записать такое могли только настоящие растаманы.