ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Код-Дракона "На пике хайпа"

13-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
КОД-ДРАКОНА
Релиз
“НА ПИКЕ ХАЙПА”
Год
2020
Стиль
Punk rock
Лейбл
CIRCLE FLAME RECORDS
Страна, город
Россия, Липецк

В начале своего существования этот липецкий коллектив, активно варившийся в отечественной поэтической панк-тусовке и опрокидывавший в компании с именитыми деятелями андеграунда бокалы с пенной брагой, следовал в русле таких групп, как Сектор Газа, Монгол Шуудан и Красная Плесень, записал и реализовал в содружестве с лейблом Circle Flame Records несколько довольно интересных альбомов, а затем на время ушёл в тень и сосредоточился на работе над своей новой пластинкой, которую назвал очень громко и претенциозно – “На пике хайпа”.

Уже по анонсам в сообществе проекта и по тем крупицам разнородной и часто даже противоречивой информации, которую можно было отыскать в разных источниках по поводу готовящегося альбома, можно было составить мнение, что диск действительно выйдет неожиданным, оригинальным и нетипичным для Кода-Дракона, однако масштабы экспериментов, на которые готовы пойти участники группы всё ещё было трудно представить, а тексты новых песен не раз переписывались и менялись по ходу работы над пластинкой.

Что такое хайп? Это самые оживлённые дискуссии и повышенное внимание к тому или иному культурному явлению. А что может вызывать такие дискуссии и такой интерес? Только что-то удивительное, невиданное и кричащее. Сергей Потапов и Роман Пименов не стали плыть по течению и следовать в рамках наезженной колеи, спокойно и безмятежно почивая в рамках уже апробированной парадигмы, а попробовали перейти на сопредельные территории, что у них в итоге получилось очень даже неплохо, хотя и без той радикальности, на которую были готовы музыканты.

Все восемь треков на альбоме вышли по-своему интересными, но основное внимание, конечно же, привлекают к себе две части титульной вещи. Совершенно нетипичная для группы подача, нарочито современный текст, написанный с использованием модных слэнговых словечек и выражений, а в “На пике хайпа 2.0.” ещё и электронно-дискотечные пульсации вместо традиционных для Кода-Дракона гитарно-барабанных перекличек. Для того чтобы достучаться до современных хайперов-стримеров и донести до них свои мысли, Сергей Потапов решил говорить на их языке, и в итоге смог выразить необходимый месседж не только доступно и оригинально, но и почти театрально.

На втором месте по шкале экспериментальности на альбоме можно поставить “Исход”, который даже планировался к выпуску в качестве сингла. Почти тот же самый ритм, что и в “На пике хайпа”, расслабленные, почти психоделические интонации, неожиданно серьёзная тема и при всём при этом данный трек, вне всяких сомнений, можно назвать одним из ярчайших хитов актуального релиза (синглами абы какие вещи по определению не становятся и становиться не могут). В этой песне Код-Дракона превзошли сами себя в плане аранжировок и вплотную приблизились к симфоническому арт-року и фолк-року, что в их исполнении звучит удивительно и необычно.

А ещё хайп может быть попыткой привлечь к чему-то внимание и призвать взглянуть на привычные и знакомые вещи под новым и непривычным углом. Если вы привыкли ждать от этой группы только “стёбный рок”, то теперь, вероятно, сможете увидеть их творчество с более широкой и интригующей стороны, ведь теперь тексты группы стали более серьёзными и многогранными, баллады (или точнее “Баллада”) стали ещё лиричнее и поэтичнее, а их эксперименты выходят далеко за пределы их прежнего alma mater.

Однако те, кто любил Код-Дракона исключительно за их сходство с классическим Сектором Газа, тоже не будут разочарованы. На альбоме есть как минимум два трека для почитателей Юрия Хоя и его группы, а именно “Последний Бой” и “Звон Колоколов”. В этих композициях Сергей Потапов и Роман Пименов отдают должное той музыке, которая вдохновила их на то, чтобы взять в руки инструменты и начать сочинять собственные песни, и такой трибьют в их исполнении звучит не только убедительно, но и аутентично, правдиво, и при этом не карикатурно.

Есть на диске и ещё две вещи, которые условно тоже можно отнести к традициям Сектора Газа, а именно показательно эротичную “На исходе дня” и весёлую, тусовочную “Пинту пей”. Почему условно? Да потому что в “Пинту пей” очевидно прослеживаются влияния ирландского фольклора и групп вроде Flogging Molly и Elakelaiset, а в “На исходе дня” откровенный, но не стёбный и не ироничный, а вполне серьёзный текст (Хой всё-таки редко бывал по-настоящему серьёзен) как будто живёт своей собственной поэтической и исповедальной жизнью, а в музыке, кажется, не имеет ни малейшей нужды, целиком перетягивая внимания потенциального слушателя на себя.

И в то же время “Звон Колоколов”, подобно таким ранним композициям группы как “Русь” и “Сон наяву”, а также “Исход” и отчасти “Баллада” с нового альбоме явно ориентируются не только и не столько на Сектор Газа, а связаны с намного более глубокой и серьёзной традицией. Эти вещи явно имеют больший потенциал, чем традиционные панк-боевики, когда музыканты, воспитанные на мировоззренческих стандартах Юрия Клинских, сближаются с традициями Чёрного Кофе и их “Владимирской Руси”, и это выглядит интересно и достаточно необычно.

И всё-таки “На Пике Хайпа” – это на 100% творение Кода-Дракона, и этот диск целиком умещается в рамки их творческой концепции, ведь главным и основополагающим в творчестве этой команды всегда были и остаются искренность, открытость и креативность. “На пике хайпа” – это не хайп ради хайпа и не попытка устроить эпатаж любой ценой, это желание расширить границы своей творческой лаборатории и попробовать себя в тех направлениях, которые ранее оставались за скобками и до которых не доходили руки.

Ну а если как-то описывать и характеризовать то, что исполняет сейчас группа, то это, пусть экспериментальный, пусть слегка осовремененный и немного по-другому причёсанный, но всё тот же “колхозный панк”, благодаря которому и стал известен Сектор Газа, и с которого в своё время начинал Код-Дракона. Такая музыка не рассчитана на ротацию на больших телеканалах, в модных клубах она тоже вряд ли будет уместна, но для простых и душевных разговоров, для дружеских посиделок хороших друзей и пения под гитару – это как раз то, что нужно.

Сейчас песенности и своеобразной хитовости у Кода-Дракона стало ещё больше, чем раньше, а в совокупности с текстовыми экспериментами и с попытками разбавить и расширить аранжировки альбом оставляет ещё более свежее ощущение. На диске всего восемь треков (можно сказать даже семь, если не считать вторую версию титульной вещи), но каждая из вошедших на пластинку композиций стала маленьким хитом и, как и раньше, является полностью автономной и самостоятельной историей.

Кстати, если вам вдруг стало немного странно, почему у меня этот диск вызвал такой восторг, и остались какие-то недоумения, послушайте ещё раз титульную вещь с рецензируемого лонгплея и сравните её с материалом последнего на данный момент альбома Lake Of Tears “Illwill”. Всё это панк, эксперименты и отчасти стёб, и в первом, и во втором случае присутствует своя доля здоровой расслабленности и репетиционной небрежности, но в то же время это очень цепляющая музыка, которая способна наматывать на пропеллер своих чар даже бывалых меломанов.