ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Restless Mind "Аргос"

22-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RESTLESS MIND
Релиз
“АРГОС”
Год
2020
Стиль
Heavy metal / groove metal / alternative metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

У четвёртого альбома некогда сольного и “зелёного”, а ныне вполне себе примелькавшегося и состоявшегося проекта Антона Грузинского (Age Of Rage, Sensum, Илиум, Ahtoh Skald) самая яркая и представительная обложка за всю его историю и самый представительный лайн-ап. Три уровня арта в виде седой греческой древности (корабль наподобие триремы, возможно, легенларный Арго), нашей современности (скоростной самолёт) и серебряной вечности (космос, звёзды) как будто намекают на три возможных толкования вынесенного в название диска слова “Аргос” и подспудно настраивают на такую же разнородность и многоуровневую ступенчатость в плане музыки Restless Mind образца мая 2020 года.

Стартовав с достаточно жёсткого и даже в чём-то железобетонного хэви-металла в 2017 году, Restless Mind очень быстро уклонился в области грува и альтернативы, показав, что коллектив не желает оставаться в рамках чистых жанров 80-х, а намерен совершенствоваться и играть современную и разнообразную музыку. Сейчас все эти тенденции ещё более углубились и упрочились, а “Незнающий Покоя Разум”, перейдя в разряд полноценного концертирующего коллектива, явно наслаждается экспериментами и совместной работой друг с другом, зазвав, наконец, в свои ряды профессора барабанных палочек отечественного тяжмета Андрея Ищенко.

Четверо таких опытных и умудрённых давними сражениями в составе самых разных групп музыкантов (напомню, что в состав Restless Mind помимо самого Антона входит также известный гитарист Роман Новичков (Маюми), талантливый и довольно востребованный драммер Андрей Ищенко (Bestial Invasion, Grace Disgraced, Dark Matter Secret, ex-Аркона, ex-Stigmatic Chorus и многие другие), а также бас-гитарист Дмитрий Луцковский, известный как лидер Mjød) просто не могли бы записать что-то слабое и проходное, однако Антон не стал пускать дело на самотёк и постарался смотивировать своих сотоварищей нужным образом, настроив их на работу на совесть.

Чуть модерновый, рокочущий раскатистой ритм-секцией и козыряющий довольно изобретательными гитарами, “Аргос” это тот самый метал, который одной ногой стоит в классических тяжёлых жанрах вроде трэша и хэви, а второй замахивается в туманное и неопределённое будущее. Ребятам скучно просто переигрывать своих западных и отечественных кумиров, и они старательно клонятся в сторону самобытных, артовых и по большей части не обделённых мрачными размышлениями и тревожными предчувствиями берегов.

Жёсткая и драйвовая “Чёрное Зеркало” сменяется балладно-психоделической “Успеем Ли Мы”, где Антон неожиданно срывается почти на речитатив (!), а затем ещё более балладной и психоделической “Аргос”. Далее нас ждёт умеренная в плане темпа, почти гимновая по настрою и едва ли не апокалиптическая “К Звёздам”, вслед за ней спешит монументально и жёстко припечатывающая к чернозёму “Мёртвые Духом”, после чего нашему вниманию готова представить себя уже более скоростная и жёсткая “Шёпот Строк” с огненными соло Романа.

“Шторм” бушует и пробует на прочность стены и камни, напоминая рокот неудержимой морской стихии, ожесточённая рукопашная битва “Тропою Шрамов” беспощадна, но в то же время патетична и кафедральна, а финальный штрих с философским названием “Заложники Себя” настолько колоритен и масштабен, что это уже почти грув-дум. Участники Restless Mind смешали Overkill начала нулевых, трэш-дум вроде Dream Death и Last Descendants и грустный прог-техно-пауэр в духе Nevermore и Evergrey и закончили альбом с максимально возможным размахом.

Это всё ещё грув-метал и отчасти хэви-метал, но чувствуется, что каноны и лекала традиционных метал-жанров уже давно перестали казаться авторам этой пластинки непререкаемыми авторитетами. Не желая кого-то копировать и ходить по проторенным тропам, Restless Mind ушли в дебри и непролазные чащи интеллектуального современного металла, и хотя до выхода в открытый космос пост-рока и пост-металла им ещё далеко, нафантазировали они на своей новейшей работе удивительный и отвязный металлобурелом.

“Чем дальше в лес, тем больше партизанов” – гласит народная пословица, а чем дальше развиваются и творят Restless Mind, тем меньше в их музыке однозначных решений, проверенных схем и лёгких путей. Эксперименты со звуком, попытки поднимать серьёзные исторические темы, взаимоувязывая их с нашими нынешними повседневными проблемами, смелые, а порой и безрассудные решения соседствуют на альбоме со всё ещё достаточно традиционными и грозными металлическими всплесками, а в итоге выходит нечто экспериментальное и кроссжанровое.

Я ничуть бы не удивился, если бы услышал материал “Аргоса” на новом альбоме Чёрного Обелиска (эти ребята, как известно, тоже любят эксперименты и не прочь удивить свою аудиторию) – уровень треков очень даже не стыдный и настоявшийся, вокальная работа солидна и разнообразна, а мелодии и риффы как будто намекают на родство с командами вроде Sacred Reich, Vendetta и Flotsam And Jetsam, которые начинали глубоко в 80-х, а ныне играют тяжко, мощно, осмотрительно, но уже не так прямолинейно как раньше. Есть нечто схожее у сегодняшних Restless Mind даже с группами вроде Trust X, Spaint и AcatoniA, и такая взвешенная прогрессивность и литературная надрывность текстов действуют как скрытая бонусная гиря, незаметно положенная музыкантами на весы своего творчества.

Взрослая мрачность альбома в первый момент удивляет и даже обескураживает. Я слушал диск, удивлялся глубине эксплуатируемых тем, вязкости, живущей в этих песнях, и их меланхолии, а попутно вспоминал, как впервые столкнулся с подобной музыкой на альбомах Overkill конца 90-х-начала нулевых. В те времена интеллектуальные эксперименты на основе грува у этих знаковых американских трэшеров получались грустными и по-настоящему экзистенциальными, а всё вместе казалось каким-то новым и удивительным, смахивая на невиданного ранее жанрового мутанта.

Рекомендовать этот релиз вряд ли стоит тинейджерам, ищущим весёлого отрыва на гигах и симпатизирующим бессмысленному протесту ради протеста, а оценят и полюбят “Аргос” скорее ветераны хэви/трэш-сражений, которые котируют Урсус, Герду и тот же Чёрный Обелиск, однако Антон и его музыкальные компаньоны постарались всё сделать так, чтобы “Аргос” смог быть интересным и актуальным даже для школьников и студентов. Грусть и драйв, опыт прожитых лет и безукоризненная техничность, хорошие тексты и надрыв больной души – всё это у Restless Mind на своих местах и в пропорциях, выверенных с аптекарской дотошностью.

Конечно, не обошлось без некоторой доли взрослой тоски и столь свойственной позднему Мастеру размеренности, но в данном случае этого было просто не избежать – жанр обязывает. Вязкие, тяжеловесные, порой как будто пробуксовывающие риффы и такие же слегка флегматичные мелодии сообщают “Аргосу” нечто сродни полночной бессоннице, когда нурофен и пенталгин уже выпиты, голова по-прежнему раскалывается, а за окном вот-вот забрезжит хмурый и тревожный рассвет. Никакой лёгкости и беззаботности на альбоме нет, и, пожалуй, многих данное обстоятельство отпугнёт и расстроит, но тем приятнее будет открыть для себя четвёртый лонгплей Restless Mind тем, кто всего этого не испугается.