14-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Виднеющееся в названии этой интересной команды понятие “Дазайн” (нем. Dasein [ˈdaːzaɪ̯n] слушать) представляет собой одно из ключевых понятий классической немецкой философии и чаще всего ассоциируется с учением Мартина Хайдеггера (того самого, что любил повторять, что язык – дом бытия и всякое такое). Дазайн у Хайдеггера дословно переводится как “вот-бытие”, “здесь-бытие” и традиционно его философский и обиходный смыслы сосредоточены вокруг “экзистенции” и “существования”. Стоит мельком упомянуть, что годы обучения в философской аспирантуре были самым счастливым временем в жизни автора этой рецензии, чтобы понять, с каким настроением и какими мыслями он приступал к знакомству с заглянувшим к нам на огонёк сейчас коллективом и с каким предвкушением ждал их музыкальных и лирических откровений.
А ведь участники Vraja Dasein всерьёз относятся к этнике и подходят к её исполнению со всей основательностью, которая только возможна, однако это совсем не означает, что на их альбоме нас ждут непроходимые дебри этнических непонятностей и шквал ядрёной аутентичности – нет. Павел Дереча и его музыканты любят красивые мелодии, расслабленные ритмы и музыкальный релакс, а их музыка в итоге звучит как идеальный саундтрек для саморазвития и открытого отношения к миру. Вряд ли убеждённые дэтстеры или фанаты классического немецкого трэша станут слушать “Вечное счастье”, но искатели истины и той единственной дороги в мир любви, которые давно решили для себя, что креатив и позитив лучше деградации и любых форм саморазрушения, наверняка оценят и полюбят данный релиз, оценив его по достоинству.
Vraja Dasein – это море позитива, благости и любви ко всему сущему, это музыка, олицетворяющая внутренний мир и гармонию со Вселенной и с самим собой. Идеи кришнаизма и термины родом оттуда встречаются в текстах альбома достаточно часто, но это не значит, что приверженцы других духовных, психологических или философских учений и школ не смогут получить удовольствие от прослушивания альбома и принять его. Я нисколько не сомневаюсь, что будет очень логично и естественно, после утренней пробежки уединиться где-нибудь на красивом холме и, воткнув в уши “Вечное счастье”, читать Луизу Хэй, Синельникова, Мэтьюза или Кастанеду, а главное в данном случае – это настрой на самосовершенствование и на получение от мира позитивных вибраций, которому наверняка весьма поможет и поспособствует музыка с диска.
С музыкальной же точки зрения альбом эклектичен и порой непредсказуем. Элементы трип-хопа в “Счастливом Дне” напоминают светлое alter ego Portishead, саксофон в “Вечном счастье” вызывает в памяти сборники вроде “Музыка души”, а намёки на хулиганский (!) речитатив в “Shri Shikshashtaka” иначе как хулиганством и не назовёшь. Поп-веяния и лаунж-атмосфера в таких треках, как “Настало время” и “Radhe Jaya Jaya” кажутся вполне естественными, учитывая общее концептуальное кредо, атмосферу треков коллектива и его метафизические симпатии, а разухабистые частушки “Namasankirtana” веселят, заряжают бодростью и поднимают настроение своими зажигательными ритмами и развесёлыми припевами. И я не случайно назвал этот драйв и отжиг именно частушками – размер лириксов схож и пафос в целом тот же.
Альбом предельно разнообразен: баллады и фоновые вещи в стиле “Gourahari” запросто перетекают на диске в энергичные и фонтанирующие восторгом треки вроде “Namasankirtana”, русские слова переходят в иноязычные, а индуистские мантры сменяются чтением Корана. Сами авторы говорят о том, что диск создавался в атмосфере постмодернизма, и его эклектичность не просто внешнее и случайное свойство, а нечто органичное, внутреннее и неотъемлемое, к чему музыканты шли и стремились сознательно и целенаправленно. “Вечное счастье” разнообразен как наш мир, в нём намешано очень много всего, а порой переходы от диджейской электроники к року и от поп-расслабленности к многослойности world music кажутся странными, нелогичными и неоправданными. Что тут сказать: имеющий уши да услышит, а имеющий терпение – поймёт.
На современной отечественной сцене не так уж мало групп, подобных Vraja Dasein (вспомнить хоть Vector Five, о котором мы писали совсем недавно), однако на их фоне рецензируемый коллектив не теряется и не тушуется. У команды есть собственное лицо, свои идеи, а их музыка наверняка найдёт заинтересованного слушателя среди адекватных людей, которые давно поняли, что “зло есть зло, ты думаешь иначе? Тебе повезло!”. Если вам надоело всё усложнять, вы устали от надуманных драм и конфликтов на пустом месте, а единственным желанием, которое живёт у вас в душе, является стремление созерцать, радоваться, наслаждаться, благословлять и жить в гармонии с миром и собой, то “Вечное счастье” точно для вас. Эта музыка света и добра, буквально сотканная из эфирных вибраций счастья и позитива, воспринимается как витамин для души, и это определённо хорошо.
Единственное, что, вероятно, будет не просто некоторым из слушателей – это привыкнуть к повышенной лоскутности команды. Тот же Vector Five более размерен, самоидентичен и размеренно-медитативен, а создателей “Вечного счастья” лихорадит из одной крайности в другую даже в рамках одной, конкретно взятой музыкальной композиции, что поначалу может удивлять и даже раздражать, но – велика сила привычки, и если сможете убедить себя прослушать альбом от начала и до конца хотя бы раз, то во второй раз его неожиданные перипетии и крутые виражи уже не покажутся вам такими уж хаотичными, резкими и необоснованными. Не уверен по поводу адекватности всех музыкальных, инструментальных и жанровых сочетаний, которые присутствуют на диске, но порой такой винегрет звучит по-настоящему оригинально, и это тоже плюс релизу.
Не удивлюсь, кстати, если такие треки, как “Сила духа” заинтересуют даже любителей более жёсткого металлического этно и групп вроде Shiva In Exile, Betray My Secrets и Tenochtitlan. И хотя, как мне показалось, на альбоме больше философии и идей, чем собственно музыки и тем более песенности, но просто слушать этот релиз и котировать его как музыкальный саунд-артефакт можно совершенно легко и непринуждённо. Новейшая работа Vraja Dasein - это не просто фон в духе музыки для медитаций, это яркий, разнообразный (временами даже слишком разнообразный), эмоциональный и мелодичный сгусток чистой энергии, которая буквально создана для того, чтобы лечить души, выправлять психологические вывихи и направлять ментальную энергию в нужное русло. Терапия, музыка и философия – три в одном.