ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Антифаза "Пир во имя чумы"

24-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АНТИФАЗА
Релиз
“ПИР ВО ИМЯ ЧУМЫ”
Год
2022
Стиль
Electronic / experimental / ebm / dark electro
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург/ Москва

Я не перестаю удивляться, какой многоликой и непредсказуемой всё-таки бывает поп-музыка, и говорю это сейчас без тени иронии, осуждения или превозношения. О том, что жанр популярной музыки – это очень даже хорошо и прекрасно, всех убедил ещё Кирилл Немоляев со своим БониНем, и любой адекватный любитель рока наверняка сможет сходу привести штук тридцать-сорок впечатляющих примеров подобного плана, ну а я готов вам предложить и ещё один интересный экземпляр. Изначально единоличный one-man-проект Антифаза, мигрировавший не так давно в формат трио, исполнял ритмичный, хитовый, почти дискотечный и пружинящий материал, который вы привыкли слушать у себя в модных ночных клубах, но делал это всегда с умом и по-умному, то есть без ухода в развлекательный ширпотреб, а напротив, с нужной долей крафта.

И, кстати, на то, что нас ждёт нечто крафтовое и самодеятельное, намекает уже арт их нового альбома, как впрочем, и обложка их предыдущего релиза. Не случайно девушку, занимающуюся художественным оформлением своих альбомов, Антифаза считает полноправным участником коллектива и принципиально ввела в штат состава – краски и рисунки в данном случае выполняют самостоятельную и действительно достаточно важную функцию, воздействуя на восприятие потенциального слушателя на своём визуальном уровне и настраивая подсознание на нужный лад. Оставим вопрос о том, сочетаются ли подобного рода изображения на обложках этого проекта с их музыкой, открытым, но вот в том, что они делают своё дело и создают определённое проблемное поле, спорить нет никакого смысла – всё это действительно так.

Антифаза не просто объединяет электронную музыку и читку наподобие речитатива, но ещё и наполняет всё это большими и громадными смыслами и доводит градус концептуальности своих релизов практически до предела. У меня уже чуть не закипел чайник от сольного альбома Николая и Ильи, о котором я уже писал не так давно в своей рецензии, ну а сейчас всё продолжилось и углубилось до финальной и предельной точки, за которой только апокалипсис и полная, тотальная аннигиляция. И, кстати, таким безнадёжно старым я не чувствовал себя уже очень давно. Нет, это не поток сознания и даже не марш в духе “давить интеллектом”, это художественное выражение строчки Цоя про то, что война – дело молодых и лекарство от морщин, которое ещё никогда не казалось мне таким острым, неудобным и уничтожающим.

Можно по-разному к этому относиться, но когда тебе за тридцать, на баррикады лезть с каждым днём хочется всё меньше, комфорт, содержимое холодильника и красивые закаты всё притягательнее, а высокие слова и радикальные истины скорее печалят, чем вдохновляют и воодушевляют. Увы, всё это факт, и Антифаза в очередной раз убедила меня в том, что против природы не попрёшь, а всё то, что по счастливой случайности удалось не впустить в двери, всё равно так или иначе влезет и пробьётся в окно. И эти ребята явно не испытывают недостатка в посланиях, которыми было бы можно поделиться с окружающим миром, я даже скажу больше – их буквально распирает от этих идей, а результат у них получается напряжённый словно сжатая пружина, концентрированный и содержательный, а также с явными нотками идеологии, пропаганды и с чуть заметным привкусом интеллектуального сектантства.

“Пир во имя чумы” – это прокламация, идейное воззвание и почти что философский трактат (нечто подобное, помнится, я писал, когда готовился поступать в аспирантуру по философии и выступал на конференциях, оттачивая материал для статей, которые затем публиковал в сборниках и альманахах), а помимо собственно философского содержания и единой законченной мысли, альбом ещё и отличается специфической структурой, где есть три акта, отделённые друг от друга гвоздями-ламентами, и эпилог, а музыка меняется от простой, линейной и предельно доходчивой до витиеватой, извилистой, аморфно-медитативной и сумрачно-авангардной, ни на миг не забывая о своей миссии и сквозной концептуальности, которая вновь проявляется стилизованными под сэмплы личными беседами и спорами-выкриками, как будто взятыми прямо из жизни.

Ну а теперь по содержанию. Как считают авторы, “для того, чтобы стать человеком, нужно познать все эмоции, но вовремя отпустить ненужные, не став их заложником, и сделать это нужно, пока ты ещё жив”. Повествование на диске ведётся от лица лирического героя, который у меня сразу же стал ассоциироваться с известным нигилистом Базаровым, а с точки зрения самих участников Антифазы, должен олицетворять обычного “ищущего, но заблудившегося человека”, то есть скорее, Родиона Романовича по фамилии Раскольников. Герой бунтует, ищет, творит, ругает своё неспокойное время, Бога и вообще весь мир, но в итоге приходит к тому, что причина всех проблем и несчастий в нём самом, однако драматизм нарастает, и прозрение, как это часто случается, наступает уже слишком поздно.

Нет сомнений, что в данной истории многим слушателям удастся не только узнать самих себя, но и авторов всей этой музыкально-лирической эпопеи, а для создателей “Пира во имя чумы” этот релиз очень личная и выстраданная вещь. И ещё один факт и, если хотите, предупреждение. Такие альбомы нужно слушать внимательно, залпом и желательно ночью. Как и Белинскому, который читал “Бедных людей”, забыв про сон, аппетит и время, так и тебе, потенциальный слушатель нового диска Антифазы, лучше сразу же создать соответствующий антураж для восприятия данного произведения и не относиться к нему легкомысленно. Поверь, накал страстей как в “Бесах” Фёдора Михайловича и хлёсткая электроника в стиле Hocico и Alien Vampires – это сильно. Даже если на первый взгляд всё это кажется похожим на Технологию или Дельфина.

И начинается всё в “Танцуй!” очень эпично и даже почти созвучно по регистру с “Призраком оперы” в исполнении Dreams Of Sanity, но очень скоро в том же самом треке на авансцену выходит мечтательный синтипоп с оттенком ebm, и ты вдруг оказываешься в компании фанатов Depeche Mode, Alphaville, Duran Duran и Requiem For FM. И в том, что передо мной всё те же “новые романтики” 90-х, сомнений у меня по ходу прослушивания альбома не было совершенно никаких, и не испарились они, даже когда дело дошло до “Забытого пути” и “Сон ли, явь ли”. Да, они говорят чуть о другом и чуть в других выражениях, но, знаете ли, время у нас сейчас такое, и жизнь на месте не стоит. В остальном же перед нами всё тот же предельный идеализм и яростная идейность, без которой так сложно называться и оставаться человеком, если ты молод, горяч и живёшь на планете Земля.

К чести коллектива стоит отметить их растущее мастерство и явный прогресс в плане гармоний, структур композиций (про структуру альбома в целом я уже говорил), мелодий и общей хитовости всего происходящего на диске. В “Пире”, в “Поэте” и даже в некоторых фрагментах “Танцуй” мне послышалось кое-что от Lacrimosa, но это совершенно не было в ущерб доходчивости, хитовости, танцевальности и романтичности треков и релиза в целом. Стихотворные читающие “ламенты”, конечно, угнетают нервную систему и наводят на более серьёзный и апокалиптический лад, но после них мы снова гарантированно возвращаемся к лёгким и мечтательным мелодиям, а иногда это даже явные баллады вроде “Онегина”, “Поэта” и “Сон ли, явь ли”, которые буквально не оставляют мне шанса и убеждают, что альбому нужно поставить 5 из 5 уже за прогресс, мелодии и концентрацию, ведь всё это в самом деле есть, а разнообразие и тоскующая глубина релиза поистине впечатляют.

Ну а с точки зрения музыки перед нами действительно качественный и предельно разнообразный поп-материал с явными отличительными чертами L’Ame Immortelle времён “Gezeiten”, но творить и самовыражаться в рамках такого электронно-гитарного синтетического окологотического гетто участники Антифазы стараются, ни в чём себя не ограничивая и вбирая в себя максимум чужеродных влияний и вливаний. От Lacrimosa до DVAR и от Otto Dix до Necro Stellar – “Пир во имя чумы” заключает в себе максимум ликов и оттенков электронной готики и лавирует между ними со всё большим изяществом и грацией. Мне понравилась ненавязчивость альбома и его повышенная гармоничность, я отметил отсутствие затянутости, натужных повторений и сумасшедшего, выходящего за грани разумного и приличного хронометража, и всё это лишь укрепило меня в необходимости в данном случае оценки в виде 5 из 5.

Музыка для грустных и умных, для в меру циничных, в меру реалистичных, много знающих, видящих и понимающих – всё это я мог сказать (и, кажется, говорил уже) про Tyler Durdenn и сейчас могу сказать про Антифазу. И как всё-таки был прав Михаэль Драу, когда говорил, что речитатив – это всего лишь особый приём исполнения, но вот если это особый приём, то и прибегают к нему в особых случаях, а его использование накладывает определённый отпечаток на финальный результат и на габаритные очертания того продукта, куда он оказался вживлён и инкорпорирован. “Пир во имя чумы” кричит, агонизирует, убеждает, плачет, печалится, тоскует и режет по живому, в нём очень много сжатых пружин и убеждённости, и поколению Раскольниковых, Базаровых, Кирилловых и Шатовых, которым против их воли выпало жить в исторические и переломные времена, всё это наверняка очень даже зайдёт.