ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Vector Five "Сердечный"

10-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
VECTOR FIVE
Релиз
“СЕРДЕЧНЫЙ”
Год
2020
Стиль
Reggae / ethno / funk / world music
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Я никогда не был большим знатоком и почитателем музыки в стиле регги, но уже лет пятнадцать с большим удовольствием слушаю отдельных регги-исполнителей и эксперименты прославленных рокеров вроде Бориса Гребенщикова и Ольги Арефьевой в данном жанре, а время от времени, хоть и не слишком часто, но нахожу очень приятные и редкие регги-релизы, от которых становится так хорошо и светло на душе, что я готов буквально благословить музыку растаманов. “Редко, но метко” – это как раз про меня и регги, и именно так случилось и с проектом Vector Five, о котором мы сейчас и поговорим, ведь их альбом “Сердечный”, попавший ко мне в руки не в самое светлое для автора этих строк время, оказал на меня поистине волшебное воздействие.

Начать, наверное, стоит с того, что альбом называется так, как называется, не случайно, и песни, представленные на диске, на самом деле являют собой “сердечные” гимны абсолютной любви и гармонии. Многие серьёзные психологи, разного рода гуру и коучи, а также вполне себе состоятельные и состоявшиеся учёные разных областей уже давно приходят к мысли и убеждению, что человеческое сердце есть средоточие его жизненной энергии, и именно от того, насколько в достатке в жизни человека присутствует радость и счастье зависит то, насколько здорова его сердечная мышца. “Если хочешь иметь здоровое сердце, живи полной жизнью и не лишай себя радости” – говорят они, и это вполне похоже на правду.

А Vector Five – это музыка светлого человека Виктора Агафонова, созданная и записанная для светлых людей, сердечная и преисполненные радостью песни для тех, чьи сердца ещё не окаменели от современного прагматизма и не потеряли способность искренне, полно и по-настоящему радоваться. Виктор играет в стиле умеренного (не радикально растаманского) регги, ненавязчиво смешивает его с эпизодическим фанком, разреженной world music и фоновым этно, а по ходу дела поёт о светлых и позитивных вещах и всячески старается сделать окружающий мир чуть лучше и светлее, “распространяя вокруг свет и радость” и максимально растворяясь и растворяя других в своих жизнеутверждающих, но не приторных треках.

“Жить – хорошо” – говорил один известный киногерой, “А хорошо жить – ещё лучше” – замечал его собеседник, и Виктор Агафонов готов ещё раз напомнить нам всем эту избитую, но не утратившую актуальности истину. “Быть иль не быть? Что за вопрос, конечно быть! Выбор так прост! Просто дышать, просто любить и обнимать тех, с кем хочешь быть. Искорки радости теплятся в сердце, лучики света из самого детства. Ты полон счастья без всяких причин, просто внутри светят эти лучи” - скандирует музыкант уже в первой, открывающей альбом вещи “Внутри есть Sunshine”, и она задаёт тон всему альбому, настраивая слушателей на мерный, вялотекущий ритм неспешного наслаждения жизнью и восхищения её многочисленными радостями и дарами.

Объективно альбом, вероятно, тянет где-то на 4 из 5 и шедевром не является (хотя это на самом деле спорно и ещё как посмотреть), но я просто не смог (да и не захотел) поставить ему оценку ниже самой высокой из возможных. Дело в том, что в случае с Vector Five перед нами не просто хорошая музыка, а целостная философия жизни с соответствующим категориальным аппаратом, интересным теоретическим обоснованием и адекватной экзистенциальной поддержкой. Проще говоря, Виктор действительно верит в то, о чём поёт, живёт этими словами, ритмами и идеями, не старается изображать из себя кого-то, кем он не является, а просто делает то, что ему близко и что соответствует его внутренней природе и убеждениям. И это уже много и ценно.

“Намного лучше быть счастливым, чем всегда правым” – как часто мы забываем эту простую и самоочевидную констатацию, а Виктор напоминает о ней уже во втором треке с альбома, который называется “Словно дельфин”: “А я знаю, я не Пушкин и не Есенин, и стихи пишу я как умею, но с душою, пропуская через сердце, даря всем позитивные вибрации. И мне не быть Бродским и Мандельштамом, но разум ваш хочу освободить от штампов, ведь много умных, но мало на земле счастливых, а я хочу, чтоб все познали светлые силы”. Так просто, доходчиво и универсально выразить свою позицию тоже надо уметь, и найти такие простые, убедительные и универсальные слова далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Убеждённость автора в тех идеях, которые он транслирует, очень чувствуется, его искренность и правдивость не подлежат сомнениям, и это сообщает песням исполнителя потрясающую убедительность и силу. Даже не имея изначально совершенно никаких симпатий к Виктору и к регги в целом, устоять перед позитивными вибрациями и обнажённой, совершенно удивительной искренностью его песен просто невозможно. И в то же время всё это совсем не стоит понимать как намёк на то, что качество исполнения, инструментала, сведения и прочие технические и исполнительские нюансы в случае с Vector Five проседают и отстают от концептуальной основы – нет, все они находятся на очень приличном уровне, и автору уж точно не стыдно за них.

По сравнению с другими альбомами из дискографии Vector Five, “Сердечный”, вероятно, самый разноплановый и разнообразный. Здесь есть не только гимны-мантры и абсолютно благостные вещи, подобные уже упоминавшейся “Внутри есть Sunshine”, но и такие бытовые, отчасти даже легкомысленные зарисовки, как “Девушка, милая, ты не грусти” и “Без любви”, а вершина диска и его жемчужина – это финальная, девятая по счёту песня с лаконичным названием “Зов”, которая, подобно лучшим творениям Vector Five, напоминает одновременно и символ веры, и мантру, и обнажённую исповедь чуткого сердца: “Я принимаю всё то, что есть во мне, я понимаю, эта жизнь – ещё не предел. И чувствую сердцем вечный зов: делай во благо – будет любовь.”

Vector Five – это радость, счастье и любовь, “блины из космической муки” и просто душевные и прочувствованные песни, которые на самом деле идут от сердца и направлены исключительно к неравнодушным сердцам. Виктор знает, как заставить свой голос звучать сильно и внушительно, знает, какие слова подобрать для того чтобы донести свои мысли наиболее внятно, чётко и доступно, а в итоге перед нами на альбоме “Сердечный” разворачивается удивительная магия позитива, исцеляющей силы абсолютной любви и потрясающая безбрежность гармонии и счастья. То, что Валерий Синельников и Луиза Хэй пишут в своих книгах, создавая единую мировоззренческую систему, Виктор Агафонов транслирует в мир посредством своих песен и стихов. И это точно такая же цельная мировоззренческая система, которая работает.

Сейчас, когда во всём мире бушует пандемия коронавируса, а люди лихорадочно пытаются укрепить свой иммунитет и скупают для этого лимоны, имбирь и чеснок по заоблачным ценам, намного более эффективное и адекватное средство повышения иммунитета совершенно бесплатно и всегда находится под рукой – это музыка. И в частности музыка Vector Five. Ни для кого давно не секрет, как много зависит от настроения, духовного благополучия, душевного комфорта и внутренней гармонии, как скребут кошки на душе, когда этого нет, и как вдруг меняется и преображается мир, когда ты по-настоящему счастлив, доволен собой или влюблён. Если вы не чувствуете сейчас ничего подобного, есть вполне себе действенный способ ещё раз ощутить и пережить эти чувства, наполниться ими: довериться музыке Vector Five, не сопротивляться ей.

Vector Five ненавязчиво перестраивает молекулы нашей души на позитивный лад, избавляя от ненужной суеты и всего лишнего и наносного, и это действует не хуже чем книги Эндрю Мэтьюза или Луизы Хэй. Вряд ли можно придумать более подходящую музыку для нынешних смутных дней самоизоляции и вынужденного карантина, чем Vector Five, многие песни которого содержат поистине пророческие и актуальные тексты и послания (“Обнимаю тебя”, “В глазах мамы”), а некоторые строчки действительно напоминают действенные и целительные аффирмации, которые наверняка будут влиять на иммунитет и на здоровье намного лучше, чем взлетевшие до заоблачных высот в цене имбирь, лимоны и чеснок. Посудите сами:

“И мы жили, хоть порой было нечего есть,

Но мама умела из ничего что-то спечь,

И мы пили чай с блинами из космической муки,

И было так много счастья в её глазах и улыбке…”

(с) Vector Five - “В глазах мамы”

“Километры – ничто, время – ничто,

Сердце бьётся в ритме любви,

Вокруг нас то штиль, то шторм,

А я обнимаю тебя, лови…”

(с) Vector Five – “Обнимаю”

У Виктора есть бодрые регги-гимны, зажигательные танцевальные песни (“Без любви”), проникновенные акустические баллады на грани нью-эйджа (“Крутится колесо”) и множество просто хороших стихов с сильными образами и мгновенно западающими в душу рифмами. По большому счёту, чистого регги и регги как такового в песнях Vector Five не так уж и много – в балладах место у руля практически всецело экспроприирует атмосферный нью-эйдж пополам с лёгким, лаунжевым этно, в то время как в большинстве более чётких и ритмичных треков вроде “Внутри есть Sunshine” или “Танцуй в ритме влюблённого сердца” регги без проблем и на равных основаниях соседствует всё с тем же world music в духе Amethystium и светлым прозрачным этно.

Виктор не случайно внешне смахивает на старика Хоттабыча – он действительно самый настоящий добрый аскет, специалист по чакрам, практик и духовный учитель. Не то чтобы я верю в расплодившихся ныне коучей и думаю, что это хорошо (как раз наоборот), но лидер и единственный участник Vector Five – это другой случай. Это человек, который сам научился жить в гармонии с собой, а теперь не против поделиться всем этим счастьем с другими. В том числе совершенно безвозмездно – через свои песни. Забавно и интересно смотреть, как Виктор даёт концерты, стоя на гвоздях, его камерные квартирники по-настоящему завораживают, но дело всё-таки не в этом, а в самих песнях и в их особой “ауре” – именно в них вся магия. Отчаянно плюсую и рекомендую.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)